Один из двенадцати апостолов, брат Петра, Андрей родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера. Умер около 70 года в г. Патры (Греция). Вначале был рыбаком. Последователь Иоанна Крестителя, Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников, причем то, что он был призван одним из первых (Мф 4, 18) или даже первым (Ин 1, 35-42), обеспечило ему в греческой традиции имя «Первозванный» (πρωτόκλητος).

По преданию (апокрифические Деяния Α.; Eusebius Caesariensis, Historia ecclesiastica 3, 1), Андрей получил в апостольский удел северные земли (Скифию) и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. Отмечается, что брусья его креста были соединены не перпендикулярно друг другу, а наискось, как буква X. Поэтому такой крест стали называть Андреевским.

Дальнейшее формирование легенды об Андрее проходило в русле интересов византийской церковной политики. Престиж древнейших центров христианства был связан с их рангом Апостольских Церквей, т.е. основанных самими апостолами (Рим — кафедра ап. Петра, Александрия — ап. Марка и т.д.). Когда Константинополь, не имевший кафедры, основанной кем-либо из апостолов, стал столицей Римской империи (330) и центром восточного христианства (позднее — православия), спорившим за первенство с «латинским» Римом, для утверждения его авторитета понадобилось обосновать апостольское основание Константинопольской кафедры. Отсюда, по-видимому, возникло сказание о пребывании Андрея в Византии (позднейшем Константинополе) и посвящении им первого епископа этого города — Стахия, «апостола от 70-ти».

По аналогичным причинам была составлена и включенная затем в Повесть временных лет легенда (О хождении ап. Андрея на Русь), согласно которой он прошел по территории будущей Руси, благословил пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказал возникновение Киева, а затем побывал даже в новгородских землях. При царе Иване Грозном Андрея стали воспринимать как крестителя Руси, а в императорской России он стал ее небесным покровителем и даже патроном военно-морского флота. Именем Андрея назван учрежденный Петром I Андреевский флаг и Андреевский орден — первый и высший орден России (1698-1917, восстановлен в 1998) с надписью: «Sanctus Andreas Patronus Russiae» («Святой Андрей, Покровитель России»). В Киеве на месте легендарного пребывания Андрея по проекту архитектора Растрелли в середине XVIII века была построена Андреевская церковь. Кроме России, своим небесным покровителем Андрея считает и Шотландия.

В 357 мощи апостола были положены в Константинополе; в 1208 их перевезли в кафедральный собор г. Амальфи (ок. Салерно, Италия), а часть мощей (главу Андрея) в 1462 поместили в римскую базилику Св. Петра. По просьбе митр. Константиноса Папа Павел VI передал ее 26.09.1964 кафедральному собору Св. Андрея в Патрах; во время торжества в этом городе было зачитано бреве, в котором Папа отметил символическое значение возвращения реликвии, знаменующего начало новой эпохи во взаимоотношениях между Католической и Православной Церквями.

В сакральном искусстве образ апостола Андрея представлен как в скульптурных работах — мраморная статуя Андрея с крестом (XVII в.) в базилике Св. Петра, фигура Андрея в римской церкви Св. Андрея на Квиринале, выполненная Дж.Л. Бернини, — так и в живописи — картина Б. Мурильо в музее Прадо (в Мадриде) и др.

Память апостола Андрея в Католической Церкви и в Русской Православной Церкви — 30 ноября.

Ю. Рубан

Источник: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 1 (А — З)

Фото: www.logoslovo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о