Если вдруг кажется, что зашел в тупик…

В нашей молитвенной жизни порой наступают такие моменты, когда кажется, что весь прежний опыт не помогает. И даже более того, мешает. Вот раньше каждый день читал бревиарий, а теперь что-то не идет. Человек начинает мучиться чувством вины, ему кажется, что пути назад уже нет, прежняя радость молитвы уже не вернется. Как же возродить начинающую угасать духовную жизнь? Конечно, нет и не может быть каких-то унифицированных советов. Мы предлагаем вам несколько способов, которые, надеемся, могут вам пригодиться.

  1. Молитвенный дневник

Многие святые оставили заметки о своем опыте богообщения. В России, пожалуй, самыми известными являются дневники св. Фаустины Ковальской. Но не у всех молитвенная жизнь столь богата, как у этой святой. Тем не менее, опыт встречи с Богом есть у каждого христианина. И этот опыт довольно интересно фиксировать и потом, по прошествии времени, к нему возвращаться. Как же вести молитвенный дневник? Здесь каждый сам для себя устанавливает правила.

Вот возможные варианты:

— ежедневно записывать одну свою просьбу или воззвание к Богу;

— делая вечером испытание совести, записывать какие-то основные положения своих размышлений. И потом использовать эти записи для подготовки к исповеди;

— разделить лист на две половинки: в одной части записывать молитву, а в другой — ответ на эту молитву. Это очень хороший опыт, потому что нам нередко кажется, что Бог совсем не участвует в нашей истории. Такой можно сказать «материалистический» подход дает прекрасную возможность убедиться в ошибочности своих суждений и в реальности присутствия Господа среди нас. А если на молитву всё нет ответа, это тоже прекрасный повод для размышления о соответствии нашей воли с волей Божией;

— каждый день записывать благодарственную молитву;

— записывать библейскую цитату, с которой был прожит этот день.

Вариантов ведения молитвенного дневника огромное множество. Есть только одно общее правило: постоянство. Если вы решили каждый день вечером записывать две-три строчки, в которых выражаете свою благодарность Богу за все, что было пережито и осознанно за прошедшие двадцать четыре часа, то ни в коем случае не отступайте от своего решения. Молитвенный дневник, как и все иные формы молитвенной жизни, требует проявления силы воли.

  1. Метод св. Франциска Сальского

В этом способе молитвенного делания выделяют четыре стадии:

подготовка: здесь стоит призвать на помощь свое воображение и постараться ощутить себя перед Ликом Божиим. Стоит начать молитву с испытания совести и исповедания совершенных грехов. Господь несомненно знает все, что с нами происходило, о чем мы думали и где оступились. В равной степени Он знает и о наших победах, радостях и уповании. Так что подготовка — это еще и время встречи с исцеляющей Любовью, а также время призвать Святого Духа, чтобы Он молился в нас;

— размышление: темой становится отрывок из Священного Писания. Не обязательно его нужно избирать из литургических чтений данного дня. Сосредоточьтесь на этом отрывке и будьте, «как пчела, которая не улетает с цветка, пока не найдет там капельку меда». Впрочем, учителя молитвы рекомендуют заранее определять, сколько времени будет длится размышление. Если вы наметили себе посвятить медитации час, но это время пролетело слишком быстро, все равно стоит прерваться и дать организму отдых. Если же вы «уложились» в 15 минут вместо намеченного часа, все равно стоит «досидеть» это время в тишине, осознавая себя в присутствии Божием. Со временем такие ограничения перестанут восприниматься как что-то обременительное, но станут правилом, укрепляющим молитву.

решение: это заключительный этап размышления, который св. Франциск вынес как отдельную стадию молитвенного делания, потому что в этот момент задействованы не только наши чувства и разум. На этом этапе значительную роль начинает играть наша воля. Мы принимаем решение что-то, пусть совсем чуть-чуть, изменить в своей жизни, чтобы быть ближе к Богу, более внимательно следовать Его воле.

заключение: несколько минут благодарности и просьба о благословении на предстоящий день/ночь, а также для осуществления тех намерений, которые родились в сердце.

  1. Время и молитвенные стрелы

В былые времена над округой разносился колокольный звон, и все — от градоначальника до простого крестьянина — склоняли головы в молитве. Такая идиллическая картинка нередко появляется в старых фильмах или в книжках XIX века. Каким бы далеким от современной жизни не казался этот опыт, он будет полезен в период молитвенной сухости. Стоит заранее наметить для себя, в какое время вы будете молиться. Это совсем не значит, что вы будете покидать рабочее место и предаваться длительным молитвенным размышлениям, пугая коллег громкими вздохами и биением себя в грудь. Речь идет о минуте, если не о нескольких секундах, когда мы прерываем свою деятельность, чтобы вспомнить, что Господь всегда рядом с нами. Несколько секунд, когда в наше сердце входит тишина, и мы обращаемся к Богу с коротким воззванием. «Иисус, на Тебя уповаю», «Ты – прибежище моё и сила», «Господи, помилуй». Такие короткие молитвы получили название молитвенных стрел, которые мы словно бы посылаем в небо.

  1. Учим псалмы или иные отрывки из Священного Писания наизусть

На первый взгляд такая практика в наши дни кажется неоправданной, ведь всегда можно открыть Библию на любом электронном устройстве и прочитать любимый отрывок. Но несмотря на то, что гаджеты все больше становятся частью тела современного человека, они не дают того особого состояния, которое возникает при личном общении, бывающем, когда человек сидит рядом с нами, мы не только слышим его голос, видим его мимику и жестикуляцию, но и чувствуем его запах, ощущаем его присутствие совсем близко. Все это относится и к нашему общению с Богом. Его присутствие порой ощутить довольно сложно и здесь нам на помощь могут прийти строки псалмов, некогда выученные наизусть. В процессе заучивания мы столько раз обдумываем фразу, словно «пробуем ее на язык», постепенно она входит в нашу жизнь, становится отражением наших переживаний. Так Слово Божие начинает осуществляться, воплощаться в нашей повседневной жизни, становится частью нас самих.

  1. Молитва и темперамент

Британские ученые уже давно заметили, что темперамент влияет на избираемый образ молитвы. Эти слова могли бы звучать как шутка, если бы не были близки к реальности. Современный человек живет в убыстряющемся ритме, все больше лишаясь возможности остановиться, чтобы хотя бы встретиться с собой. Что уж тут говорить о встрече с Богом. Поэтому очень важно найти тип молитвы, которая будет поддерживать и вдохновлять, которая будет опытом настоящей встречи, а не просто очередным пунктом в ежедневнике. Наш темперамент может стать в этом хорошим подспорьем. Например, если мы натуры тонко чувствующие, то нам будет легко воспринять Слово Божие как весть, обращенную непосредственно к нам. Нужно только включить воображение и услышать слова, приносящие утешение после тяжелого трудового дня: «Приди ко Мне, Танечка, и Я успокою тебя». Людям с научным складом ума подойдет стиль общения, построенный на целой цепочке исследовательских вопросов: зачем Ты так поступил? Какие это принесло плоды? Как я могу использовать полученные знания? Как это может повлиять на мою жизнь? Тем, кто ставит долг превыше всего остального и при этом чувствует себя недооцененными, также стоит включить воображение и представить себя участниками библейских событий, словно увидеть своими глазами то, о чем они только что прочитали. Как этот опыт меняет наше отношение к миру, к себе, к ближним? Такая молитва во многом зависит и от нашего настроения, и от событий прошедшего дня. Иногда целый месяц дает поддержку подход, основанный на многочисленных вопросах и поисках ответов. А затем наступает период спокойного созерцания, словно сидишь рядом с Закхеем на дереве и наблюдаешь за всем происходящим, оставаясь сторонним зрителем. У этой наблюдательской позиции есть один огромный плюс – мы чувствуем себя в безопасности. Хотя молитва – это не посещение кинопоказа по произведению с заранее известным концом. Однажды Иисус, пообщавшись с Закхеем, может сказать несколько слов и нам, сидящим на соседней ветке и спокойно болтающим ногами. Но разве не именно для этого мы и залезали на дерево?

Вот несколько советов, собранных на разных католических ресурсах. Некогда они очень мне помогли. Может быть, помогут и вам. А может быть, у вас есть свои находки, которые обогатили вашу духовную жизнь? Пожалуйста, делитесь! Ведь ваш опыт для кого-то будет именно тем, что он столько времени ищет и не может найти, поддержкой и светом на пути.

Анна Гольдина

Фото: Stocksnap/Ben White

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz