10 фактов о св. Амвросии Медиоланском

7 декабря Церковь чтит память св. Амвросия Медиоланского, епископа и учителя Церкви, одного из четырех западных Отцов Церкви. Мы собрали 10 фактов о его жизни, чтобы познакомить вас с этим выдающимся церковным и политическим деятелем.

1. Амвросий родился в 339/340 г. в знатной семье. Его отец был префектом Галлии с резиденцией в Тревире (совр. Трир). После смерти отца семья переехала в Рим, где мальчик получил хорошее образование, включавшее изучение грамматики, юриспруденции и риторики с обязательным чтением греческих и латинских авторов.

2. В 370 г. Амвросий стал правителем Лигурии и Иллирии с резиденцией в Медиолане и проявил себя мудрым посредником, примирив ортодоксальных христиан с арианами. Это во многом определило его дальнейшую судьбу.

3. В 374 г. Амвросий был избран епископом Медиолана, будучи на тот момент еще только катехуменом. С этого времени он принялся за глубокое изучение Святого Писания и богословских сочинений, всецело отдался религиозно-политической деятельности и стал одним из крупнейших апологетов Церкви на Западе.

4. Амвросий прославился как борец с арианством и язычеством. Сохранившиеся письма свидетельствуют о его полемике с Квинтом Аврелием Симмахом, консулом, возглавлявшим партию язычников в сенате. Амвросий выступал против требований этой партии о возвращении в курию сената алтаря Победы с золотой статуей Виктории. Амвросий опроверг все доводы Симмаха в защиту языческих богов, которые, по словам Αмвросия, не могут противостоять упадку Римской империи.

5. Епископ Медиоланский оставил после себя многочисленные богословские сочинения, посвященные
толкованию Святого Писания и догматов — трактат De fide (О вере), De Spiritu Sancto (О Святом Аухе), а также сочинения на тему христианской этики и др. В них Амвросий использовал идеи Филона, Юригена, Василия Великого, Плотина и Порфирия. В трактате De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей) он использовал форму трактата Цицерона “Об обязанностях”.

6. Амвросий ввел в литургию Медиолана новую форму пения, ранее известную в Сирии и Палестине — антифонное исполнение псалмов и гимнов. Со времени антифонное пение распространилось по всему Западу. Другой не менее важной заслугой Амвросия в области музыки является сочинение первых на Западе гимнов и введение их в западное богослужение. До нашего времени дошло 14 гимнов Амвросия (авторство 4 из них — Deus creator omnium, Aeterne rerum conditor, Jam surgit hora tertia и Intende qui regis Israel – засвидетельствовано Августином). Впоследствии гимны Амвросия вошли также в римский обряд. Среди принадлежащих ему гимнов также — Illuminas, Altissiте; Splendor paternae gloriae; Aeterna Christi munera. А вот широко распространенное мнение о его авторстве гимна Те Deum laudamus является скорее всего ошибочным.

7. Амвросий считается основателем одного из 4 главных видов западного хорала, названного, по его имени, амвросианским, или, по названию литургического центра, медиоланским. Однако в какой мере литургические мелодии Миланской Церкви восходят ко времени Αмвросия, можно только предполагать. С именем Амвросия церковная традиция связывает и возникновение амвросианского обряда.

8. О почитании Амвросия в Восточной Церкви свидетельствуют указания на совершение его памяти в греческих богослужебных книгах (например, в Уставе Константинопольской Великой Церкви, IX-X вв.). Указание на совершение памяти святого Амвросия содержится также в славянских Служебных минеях XII в. и в Минеях-Четиих митрополита Московского Макария, где есть и житие св. Амвросия.

9. На одном из древнейших (V в.) мозаичных изображений в базилике Св. Амвросия в Милане святой представлен в епископском облачении, но без атрибутов и нимба. Позднее его изображали с епископским жезлом, в митре, иногда — восседающим на троне или проповедующим; читающим или держащим в руках книгу. К числу наиболее знаменитых относятся изображения Амвросия среди 4 западных Отцов Церкви (Рафаэль, Диспут о Пресвятых Аарах, нач. XVI в., Ватикан; Г. Рени, XVII в., ГЭ; Бернини, Кафедра св. Петра, 1657, базилика Св. Петра), а также в кругу святых (А. Виварини, М. Базанти, Св. Амвросий на троне и другие святые, XV в., Базалика деи Фрари, Венеция).

10. Епископ Медиоланский отошёл ко Господу в 397 году. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти, а мощи по сей день хранятся мощами святых Гервасия и Протасия в Базилике Святого Амвросия в Милание.

Материал подготовлен на основе статьи из Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 1 (А – З)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии