Святой Марк (греч. Μάρκος, лат. Marcus) известен нам как один из 70 апостолов, автор одного из синоптических Евангелий, спутник и переводчик Апостола Петра и основатель и первый епископ Александрийской Церкви.

«Золотая легенда» утверждает, что он происходил из колена левитов. Приняв Крещение и став учеником апостола Петра, он отправился вслед за учителем в Рим, где всюду сопровождал его во время проповедей, а римские христиане, слушая их, просили Марка записать рассказ о жизни Христа. «Марк точнейшим образом записал всё, что услышал из уст учителя», — гласит «Золотая легенда». — «Пётр внимательно изучил написанное и, найдя рассказ достоверным, постановил, чтобы его читали все христиане».

Далее Пётр поручает Марку отправиться в Александрию, где тот впервые проповедует Слово Божие, совершает чудеса, обращает язычников и возводит церковь. Он становится первым епископом Александрии. Жизнеописания Марка рассказывают, что в смирении своём он отрезал себе палец, чтобы его не избрали священником, считая себя недостойным этого. Однако, повинуясь авторитету Апостола Петра, Марк был рукоположен предположительно им же и возведен в сан епископа.

Согласно «Золотой легенде», Апостол Марк был схвачен языческими жрецами во время пасхального богослужения в александрийском храме. Ему набросили петлю на шею и протащили по улицам города, после чего он был заключен в теницу. Следующим утром истязание повторилось. «Золотая легенда» говорит: «Когда же люди влекли его по земле, Марк благодарил Бога, говоря: В руки Твои предаю дух мой! (Лк 23,46). Произнося эти слова, он отошёл ко Господу».

Язычники хотели предать его тело огню, но, согласно преданию, на Александрию обрушилась страшная буря, заставившая горожан бежать в укрытие и позволившая христианам забрать и спрятать тело Апостола. О том, когда его тело перевезли в Венецию, где оно покоится ныне, есть разные версии. «Золотая легенда» утверждает, что это произошло в 458 году. Средневековые источники указывают на IX век как время, когда тело его было вывезено венецианскими купцами во избежание надругательства со стороны арабов, и это более вероятно. Апостол Марк считается небесным покровителем Венеции.

Интересна иконографическая традиция изображения святого Марка. Самые ранние его изображения относятся к середине IV века (в росписях римских катакомб Марка и Марцеллиана). Символ льва в качестве изображения Марка появляется в конце IV — начале V веков (мозаики в римских храмах Св. Пуденцианы и Св. Сабины). На мозаике в церкви Св. Виталия в Равенне (VI век) Марк с книгой Евангелия в руках изображен вместе со львом. Самые популярные иконографические сюжеты, связанные со св. Марком, основаны на житийной литературе: это исцеление сапожника в Александрии, изгнание демонов святыми Марком, Георгием и Николаем, освобождение пленного раба, мученичество Марка и перенесение его останков в Венецию.

День памяти святого Апостола Марка в Католической Церкви — 25 апреля.

По материалам Католической Энциклопедии. Т. 3 (М-П) и «Золотой легенды» Иакова Ворагинского

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz