21 сентября Церковь чтит память святого Матфея, имя которого содержится во всех перечнях 12 апостолов в Новом Завете (Мф 10, 3; Мк 3, 18; Лк 6, 15; Деян 1, 13), автора Евангелия от Матфея.

В 10 главе этого Евангелия он назван «мытарем» (ό τελώνης), то есть сборщиком налогов. О призвании Иисусом Христом Матфея, «сидящего у сбора пошлин», сообщают все синоптические Евангелия. При этом Марк и Лука именуют его Левием, а Марк называет имя его отца — Алфей, что послужило основанием для предположения о том, что другой апостол Иаков Алфеев, или Иаков Младший (см. Мф 10, 3; Деян 1, 13), был братом Матфея.

В его обязанности до призвания, по всей видимости, входило взимание сборов в пользу тетрарха (правителя) Галилеи Ирода Антипы с судов, прибывавших из Десятиградия и тетрархии Филиппа, и с рыбаков за лов рыбы в прибрежных водах: Иисус увидел его, проходя по берегу Галилейского моря (Мк 2, 13-14). Далее евангелисты синоптики сообщают, что после этого Иисус «возлежал в доме» и «многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и с учениками Его» (Мф 9, 10). В Мк 2, 15 и Лк 5, 29 отмечается, что сам Левий «сделал угощение великое в доме своем, и была большая толпа мытарей и других, которые с Ним возлежали». Открытое общение Иисуса с мытарями вызвало недовольство фарисеев и книжников, что дало повод Иисусу сказать: «… е здоровые имеют нужду во враче, но больные […] Я пришел призвать не праведников, а грешников» (Мф 9, 12-13; Мк 2, 17; Лк 5, 31-32).

Папий Иерапольский (ок. 70 — ок. 140) после свидетельства о Евангелии от Марка сообщает, что «Матфей записал беседы (τα λόγια) Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог» (Евсевий Кесарийский, Церковная история III, 39, 16). По-видимому, данное сообщение свидетельствует, что Матфей, будучи человеком грамотным (этого требовала его прежняя должность сборщика налогов), записывал на арамейском языке речи Иисуса. Греческий перевод этих записей, очевидно, стал одним из источников известного нам Евангелия от Матфея.

О служении Матфея после вознесения Господа Иисуса и сошествия Святого Духа на апостолов Климент Александрийский сообщает следующее: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен свое Писание» (там же III, 24, 6). О проповеди Матфея «другим народам» достоверных сведений не сохранилось.

Память апостола Матфея в Католической Церкви — 21 сентября, в Русской Православной Церкви — 16 ноября и (в числе 12 апостолов) 30 июня.

Источник: Католическая Энциклопедия, том 3 (М-П)

Изображение: Biblioteca Apostolica Vaticana

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о