Азулежу – расписная глазурованная керамическая плитка, которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целом [1]. В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину истории [2].

Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт. «azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость. Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурью [3] с последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах [4].

Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.

Керамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.

Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, Берлин

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, Стамбул

А на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривами [5].

Стена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, Берлин

Эти стены вместе с воротами – убедительное доказательство того, что изготовление керамической плитки с многокрасочной глазурью достигло в Месопотамии высочайшего технического уровня.

Широко использовалась керамическая плитка и в Древней Персии. В эпоху Ахеменидов, династии персидских царей конца VI – IV века до нашей эры, глазурованной плиткой украшаются дворцы в Сузах и Персеполе. Керамический фриз на стенах дворца Дария I представляет личную гвардию персидского царя, так называемых «бессмертных воинов» (Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж).

Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж

Изображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II. (Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин).

Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин

Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.

О высоком уровне производства глазурованной керамической плитки в период правления персидской династии Сасанидов, с III по VII век нашей эры, свидетельствуют найденные обломки изразцов того времени. Однако сведения о мастерских и технологиях производства имеются весьма скудные и отрывочные, поскольку способы производства глазурованной плитки держались в строжайшей тайне.

В VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскость [6]. (Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж; Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне).

Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне

Как раз этот вид глазурованной плитки и проник в Европу вместе с арабскими завоевателями, которые покорили Пиренейский полуостров еще в VIII веке. Поэтому в основе испанского и португальского азулежу лежит именно иранская традиция производства глазурованной керамической плитки, которая своими корнями уходит в искусство Древнего Востока.

Глазурованная керамика становятся важнейшим элементом декоративной отделки религиозных сооружений и дворцов мавританской архитектуры в Испании [7]. Яркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).

Дворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII век

Альгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII век

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

Азулежу, техника аликатадо. XIV век. Часовня Святого Варфоломея, Кордова, Испания

В мавританской архитектуре глазурованные плитки назывались «зулляйдж» от арабского слова «الزليج az-zulaiŷ», которое в переводе означает «полированный камень». Подобное название можно объяснить желанием имитировать технику мозаики из камня. Действительно, глазурованная керамика, которой украшали стены, напоминала по своему виду римскую пластиночную, или так называемую, штучную мозаику «opus sectile romano», которая получила широкое распространение особенно в эпоху поздней античности. Техника штучной мозаики заключалась в использовании разных по размеру отшлифованных пластин мрамора или другого камня, из которых выкладывался декоративный узор или какое-либо изображение. Среди самых известных произведений штучной мозаики поздней античности является мозаика с изображением тигра и теленка из римской базилики Юния Басса (325 год, Капитолийские музей, Рим) и мозаика из Остии с погрудным изображением Христа (IV век, Национальный музей Раннего Средневековья, Рим).

Тигр и теленок. Штучная мозаика. IV век. Из базилики Юния Басса, Рим. Капитолийские музеи

Христос. IV век. Штучная мозаика. Порта-Марина, Остия. Национальный музей раннего Средневековья, Рим

Из Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу». Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Первые португальские азулежу XV века

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции. Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера. Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла. Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.

Азулежу, XV век. Техника сухая веревка. Лувр, Париж

Поскольку декоративный узор плитки первоначально не отличался разнообразием и повторялся, стали использовать специальные формы-заготовки из дерева, с помощью которых на еще мягкой глине отпечатывали рисунок. На поверхности образовывались выступающие борозды, которые препятствовали смешению цветов глазури во время обжига. Так получались рельефные керамические плитки. Такие рельефные плитки являются частью декоративного украшения Королевского дворца в Синтре, наряду с плитками, выполненными в технике «аликатадо» и в технике «сухой веревки».

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Эволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.

В основе итальянской майолики лежала испано-мавританская глазурованная керамика, которая стала проникать в Италию из мавританской Испании через остров Майорка. От названия острова и произошёл термин «майолика». Цена на привозную майолику была столь высока, что это подстегнуло итальянцев самим производить глазурованную керамику. Вскоре был найден и свой способ производства, и начиная с XV века итальянская майолика стала распространяться по всем странам Европы.

Роспись разноцветными красками делалась по сырой непрозрачной оловянной глазури, нанесенной на предварительно обожженное глиняное изделие. После этого плитка повторно обжигалась. Техника майолики позволяла создавать большие красочные керамические панно со сложными многофигурными композициями, имитирующими живописные полотна и стенные росписи. Панно из азулежу отныне перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины на бытовые, исторические и религиозные сюжеты. Однако техника майолики имела свои сложности. Похожая по своей сути на технику фрески, роспись по сырой глазури требовала быстрой работы и не допускала никаких исправлений. Если раньше керамическую плитку были в состоянии изготавливать даже простые ремесленники, которые могли и не уметь рисовать вовсе, теперь же для выполнения «живописи по-итальянски» требовались искусные мастера.

Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу Пизано. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, Испания

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, Испания

Франческо Николозо. Алтарный образ. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Благовещения. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Вознесения Девы Марии. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Голгофа. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи

Влияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.

Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).

Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Слева: Святой Иоанн. Справа: Святой Лука. Азулежу. 1580. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Франсиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.

Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. Фото: olgau.livejournal.com

Из интересных образцов азулежу, выполненных в технике майолики, можно выделить также керамическую картину «Сусанна и старцы» XVI века из загородного королевского дворца в Азейтау и «Аллегорию Евхаристии» 1660 года из монастыря Святой Анны в Лиссабоне (ныне Национальный музей азулежу, Лиссабон).

Сусанна и старцы. XVI век. Азулежу. Загородный королевский дворец. Сетубал, Азейтау. Португалия

Аллегория Евхаристии. 1660. Азулежу из монастыря Святой Анны, Лиссабон. Национальный музей азулежу, Лиссабон

В XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцев [8]. Так, например, в монастыре кармелиток в Лиссабоне (Convento dos Cardais) появились восемь керамических панно, выполненных в 1680-е годы голландским мастером Яном ван Оортом, иллюстрирующих сцены из жизни испанской монахини-кармелитки XVI века Святой Терезы Авильской.

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego Delso

Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

В интерьерах церкви Божьей Матери бывшего монастыря ордена Клариссинок в Лиссабоне (монастырь Мадре де Деуш) [9] массивная позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей с изображением пейзажных далей и сцен из жизни Святого Франциска Ассизского.

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII век

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII век

Сцены из жизни Святого Лаврентия. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Святой Лаврентий. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Катастрофическое землетрясение 1755 года и последовавшее за ним цунами практически стерли с лица земли Лиссабон – один из старейших и один из крупнейших на тот момент городов Европы. В Национальном музее азулежу Лиссабона хранится уникальное керамическое панно начала XVIII века с изображением панорамы города, которое увековечило вид Лиссабона до злополучного события 1755 года.

Панорама Лиссабона. Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Панорама Лиссабона (фрагменты). Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Для восстановления разрушенной до основания столицы требовалось много строительного и отделочного материала. Керамическая плитка считалась самым дешевым и самым подходящим материалом для облицовки стен. Во второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.

Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.

Азулежу на фасадах домов. Порту

Азулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: Коимбра

Азулежу на фасадах домов. Лиссабон

Азулежу используют не только в интерьерах, но и для украшения фасадов церквей. На боковом фасаде кармелитской церкви Игрежа ду Кармо в Порту представлено грандиозное панно, выполненное в 1912 году мастером Сильвестре Сильвестри, изображающее сцену основания ордена кармелитов на горе Кармель.

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

На фасадах капеллы Святой Екатерины (капелла Алмаш) города Порту гигантские панно, состоящие из 16 000 азулежу, покрывают общую площадь 360 квадратных метров. Осуществленные в 1929 году художником Эдуардо Лейте, они иллюстрируют сцены из жизни Святого Франциска Ассизского и Святой Екатерины.

Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, Португалия

Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929

Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. Азулежу. 1929

Эдуардо Лейте. Святая Екатерина. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

Эдуардо Лейте. Святой Франциск Ассизский. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

Эдуардо Лейте. Смерть Святого Франциска Ассизского. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

В 1932 году мастер Жорж Колас создает большие керамические панно с изображением сцен из жизни Святого Ильдефонсо и аллегории Евхаристии для фасада церкви Святого Ильдефонсо в Порту.

Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту. XVIII век

Жорж Колас. Слева: Сцена из жизни Святого Ильдефонсо. Справа: Умножение хлебов. 1932. Азулежу. Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту

Не представляется возможным перечислить все произведения португальского азулежу, потому что их, на самом деле, бесчисленное множество. Без азулежу трудно себе представить Португалию. Родившееся на основе древних восточных традиций глазурованной керамической плитки, претерпевшее значительные изменения на протяжении веков, ставшее характерной особенностью португальской архитектуры, удивительное искусство азулежу до сих пор остается актуальным. Можно сказать, что керамическая плитка завоевала Португалию, как никакую другую европейскую страну. Нигде она не использовалась и не используется в качестве декора столь широко и столь масштабно, как здесь. Поэтому путешествие в Португалию превращается в прямом смысле этого слова в путешествие в мир азулежу.

Анастасия Татарникова

Примечания:

[1] Об искусстве Португалии в кн.: Каптерева Т. П. Искусство Португалии. – М.: Изобразительное искусство, 1990. 397 с.

[2] Подробно об истории происхождения и о развитии искусства азулежу в кн.: Sabo R. Azulejos in Portogallo. Piastrelle decorative e architettura. – Milano: Ed. Silvana, 1998; Les Métamorphoses de l’azur: L’Art de l’azulejo dans le monde latin. – Parigi: Ed. Ars Latina, 2002.

[3] Глазурь – тонкое стекловидное покрытие керамического изделия. Его основу составляют каолин, кварц и полевой шпат. Глазурную массу готовят смешением измельченных компонентов с водой. Стекловидный слой закрепляется на керамическом черепке путем обжига при высоких температурах.

[4] О свойствах и технологиях производства глазури в кн.: Орлов Е. И. Глазури, эмали, керамические краски и массы. – М., Л.: Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, 1937.

[5] Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в Пергамском музее Берлина из материалов, найденных немецким археологом Робертом Кольдевеем. Фрагменты ворот и изображения львов, украшавших Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира (в том числе в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее изящных искусств Бостона).

[6] О средневековом искусстве Ирана см.: Веймарн Б., Каптерева Т. Искусство средневекового Ирана. // Всеобщая история искусств. В пяти томах. Том II. Кн. 2. – М.: Искусство, 1961.

[7] Мавританский архитектурный стиль сформировался в результате смешения арабских и испанских традиций и был распространен в XI – XV веках в Испании и Северной Африке.

[8] Голландские мастера Делфтской фабрики имитировали декор популярного в Европе в XVII веке сине-белого китайского фарфора.

[9] С 1980 года в монастыре Мадре де Деуш располагается Национальный музей азулежу.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz