Житие св. Бавона Гентского

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Анонимный автор эпохи Меровингов

По изданию: Vita Bavonis confessoris Gandavensis // Monumenta Germaniae Historica, Passiones vitaeque sanctorum aevi Merovingici (II) – pp. 535-545


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


НАЧИНАЕТСЯ ЖИТИЕ СВЯТОГО БАВОНА, ИСПОВЕДНИКА ХРИСТОВА

1. Истинное благое дарование дитяти проявляется не в достоинстве происхождения, но в нраве его, как подтверждает Господь, говоря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф 19:14), а Премудрость говорит: «Оставьте младенческое неразумие, и живите, и ходите путями благоразумия» (Вульг. Прит 9:6). Посему, понять, как поступать праведно и чисто, мальчик может только из научения, как молвил некто: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир 25:5). И ещё: «От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир 6:18). Ведь не всё всякому полезно (ср. 1 Кор 6:12). Не может никто ничего принять, если не будет дано ему с неба (Ин 3:27), потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23), и помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим 9:16). Счастливы те, кто на Бога возлагает надежду, и кого Он по милости Своей воспламеняет рвением и укрепляет на труд по совершенствованию, потому что не может пойти прахом то, что от Бога исходит, как молвил Он: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин 15:14). Посему, если кто привержен святому мужу, то перенимает примеры его усердных трудов и загорается любовью к истине. Весьма похвально быть благим с благими, но намного похвальнее быть благим с дурными. Ведь Святая Церковь для плотских широка, а для духовных узка. И по этой причине должно избегать не только дурных нравов, но и общения. Ибо если будешь участником в разговорах благих людей, то приобщишься и их добродетелей. Впрочем, не буду долго вам докучать, ибо мне самому не терпится рассказать о человеке Божием, потому что не может укрыться город, стоящий на верху горы, и свеча, зажжённая ради других, не укрывается, а светит в доме (ср. Мф 5:14.15).

2. Итак, Алловин (каковое имя он получил во святом Крещении, а по-народному звался он Бавоном) происходил из знатного рода, от славных родителей, из герцогства Хеспенгауского. Он взял в жёны дочь графа Адилона, и родилась у них Агглетруда, чадо, любезное Богу, дева Христова. Ей ещё в младенческих летах возгремел глас от верховного престола Всевышнего, глаголющий: «Верь, ты, рождённая от высшего рода, породишь словом Божиим одного из родителей, который станет другим человеком». Ведь во времена своей молодости блаженный Бавон жил в пороке, гоняясь за мирскими желаниями. Он предавался гнусностям и крайне был одержим отвратными склонностям, но содействием Христовым столь постоянный порок его обратился во благо. И с того времени он не презирал законности, но всячески избегал злодейств, не наносил вреда своим ближним, но рука его всегда была открыта для нищих; от верной дружбы не уклонялся, но охотно её принимал; и не столько домогался богатства, сколько подражал людям доблестным. Несправедливо угнетённых он старался поддерживать милосердием, и непрестанно с превеликим благоговением прилежал всяческому богослужению, прося прощения за грехи свои. Вот об этом и говорит пророк: «Когда праведный будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку» (Пс 36:24).

3. Тем временем скончалась супруга его, дочь графа Адилона, от которой родилась Агглетруда, как уже рассказывалось. Когда она покинула этот свет, он не пожелал взять иную в жёны, но по вдохновению милости Господней встал на путь обращения и бросился к святейшему епископу Аманду (св. Аманд Маастрихтский (ок. 600 – ок. 676-684), «апостол Фландрии» – прим. пер.). Со слезами просил он прощения грехов своих, пав к ногам блаженного предстоятеля, с сокрушением исповедался в злодеяниях и умолял наложить противную страстям своим епитимию за великие и малые грехи. Тогда человек Господень Аманд, который, неся попечение о душах, стремился ввести их в Царство Небесное, привёл ему слова из Писаний, коими по милости Господа был богат, сказав так: «Чтобы сознательно освободиться от пороков, нужно рассмотреть их сокрытые корни, открыто их признать и принять, когда нужно, кроткий упрёк, а когда нужно, и крепкое порицание. Да будут тебе ведомы слова Господни, благодаря коим обретёшь ты жизнь вечную. Господь сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32). И в другом месте: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23,24). А также: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20). Также сказал Он: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22). А также: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всего, что будет, и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:36). Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). И при этом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6). И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф 19:29)». И к тому же: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6:33). Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк 5:31,32). Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21)».

4. Как услышал божественный Алловин, человек Божий учение, что святой Аманд поведал ему согласно Евангелию, то по Божию вдохновению счёл богатства как бы ускользающей тенью или увядающей травой (Пс 36:2), сокровища свои роздал по святым местам да потратил на нищих и отправился к упомянутому предстоятелю, пребывавшему в городе под названием Гент. Некогда в городе том высились древние идолища поганые и истуканы, коим тамошний народ поклонялся вместо Бога. А когда туда явился упомянутый Божий предстоятель, он во имя Христово все капища разрушил, истуканов сокрушил и всех привёл к святой христианской вере. И воздвиг он там базилику в честь блаженного апостола Петра и, поместив там реликвии, посвятил её Всевышнему Богу с великой торжественностью. Потом в этой базилике Господь наш Иисус Христос совершил много чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, паралитики укреплялись, недужные оздоровлялись. Также он в том городе торжественно заложил по Божиему указанию киновию для клириков, где денно и нощно верные воспевали хвалы Богу. Когда всё это было закончено, в этот монастырь пришёл блаженный исповедник Бавон и, простершись пред алтарём храма Господня, просил пострижения волос. Приняв от досточтимого предстоятеля Аманда рукоположение в священнический чин, удостоился он сопричесться апостолам. Удалив волосы, он получил венец славы (монашескую тонзуру и вместе с ним надежду на небеса – прим. пер.); оставив одеяние мирское, принял рясу белоснежную; оставив пышность сего мира, облёкся в броню веры (1 Фес 5:8). И потому стал достоин он быть причастником ангелов.

5. Затем человек Господень Аманд отправился к язычникам проповедовать слово Господне, а блаженный Бавон последовал за ним, дабы питать душу его проповедями. Духом он пылал чрезвычайно, алкая и жаждая правды; и так плодоносно было вдохновение Божие в духе его, что по духовному рвению весьма смирял он себя терзанием плоти. Уязвлял он себя только чтобы уврачевать болезнь души, дабы в благих делах с миром встретить день Господень. Ежедневно он бдительно вглядывался в самого себя, дабы не возгордиться из-за приобретаемых добродетелей, ибо хотя сердца праведных по большей части возрастают в духе, всё же творят порой дела плотские. И поэтому им необходимо как можно чаще прибегать к источнику Священного Писания, ибо, как плоть кормится пищей, так внутренний человек – речениями Божиими (ср. Мф 4:3). Поэтому-то и не переставал проповедовать блаженный Аманд, давая нижеследующие наставления в вере: «Кто желает всегда быть с Богом, пускай часто молится». А также: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время. (Иак 4:14). Примите жизнь вечную, к которой вы призваны и радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк 10:20). Возьмите оружия воинствования (2 Кор 10:4), броню веры (1 Фес 5:8) и противостаньте сетям диавола могуществом Божиим. Нет ничего сильнее Того, Кто победил диавола, и нет ничего немощнее того, кто одолеваем плотью. Жизнь человеческая – это испытание, при котором огненные стрелы диавола погашаются (Еф 6:16) бдениями, постами, странноприимством и раздаянием милостыни. Первейшая добродетель состоит в том, чтобы, родившись во плоти, не по-плотски жить, а при угасании плоти прирастать духовными силами».

И вот Божий человек Бавон, получив разрешение от оного предстоятеля, отправился в странствие по обителям Христовых атлетов (подвижников – прим. пер.), и по мере того как он узнавал жизнь иноческую и монастырский уклад, Господь наполнял его таким пылом и сокрушением сердечным, что не довольствовался он житием добрых киновитов, но всё более и более побуждал себя к служению Богу и, пребывая в скорби с воздыханиями и слезами, в бдении, посте и частых молитвах, он провождал жизнь святых и нимало не давал своей плоти покоя, смиряя себя малоедением, наготою, холодом, жаждой и тяготами многими. Жизнь он свою чрезвычайно желал скончать там, где принял пострижение волос и отказался от оружия воинского и роскоши мирской (хотя оружия воинские не отделяют от Бога, но соединяют человека с Богом, потому что для всякого, делающего благое, возрастает мир и благодать: «Нет, – сказал Господь, – больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13)).

6. Итак, Божий человек Алловин возвратился в упомянутый город Гент к досточтимому аббату Флорберту, которого епископ Аманд вскормил и поставил начальствовать над стадом клириков, и смиренно просил уделить ему келью, в которой он мог бы предаться молитвам к милосердию Божию о прощении злодеяний своих. Когда святой авва услышал его просьбу, он принял её с радостью и, созвав согласно предписанию святого отца Бенедикта общину, открыл всей монастырской братии прошение его, дабы послушник, узнав волю Всемогущего, принял её и исполнил, как написано: «Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся» (Сир 32:21). Итак авва поведал просьбу Алловина, и братия, услышав её, радушно приняли; также и просимую келью получил он по милости Божией. Затворившись в ней, он взывал к Богу в благоговейных и непрестанных молитвах, ибо написано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7,8). Ибо человек сей Божий не золота или серебра, либо камней драгоценных, либо же убранств мира сего искал, кои он после обращения своего не ставил ни во что, но пыл ревности по Боге побуждал его к бдению, постам, плачу, малоедению и милостыне свыше всякого описания. Итак, пребывая в подвиге усмирения плоти, он совершенствовал дух свой всеми небесными дарованиями, коими милосердие Всевышнего его наделило.

7. Однажды в ту пору братия монастыря вышли на послушание – строить келью Божиему человеку Бавону. Итак, они приступили к работе по возведению здания, а слуги аввы Флорберта подвозили щебень. Некто из них по имени Аттин сидел в повозке в одиночестве, и вышли из деревни собаки, и, окружив его, упорно следовали за ним. И, уловленный в сети диавольские, он исполнился ненависти, и бесстыдно хулил Божия человека Бавона. Посрамляемый всеми диавол, что кровожаднее всякого зверя, не мог причинить ему вреда, пока он не хулил человека Божия, но, заметив, что он впал в прежнюю греховность, поспешил напасть, чтобы починить его себе. Ибо видел кровопийца, что капища его превращаемы в храмы Божии, и ходил, взбешённый и рыкающий, ища, кого поглотить (ср. 1 Пет 5:8). И вот нагнал он лошадей с повозкой на этого человека, и он, раздавленный тяжестью, испустил дух. Люди, увидев, что он умер, с плачем доставили его тело на лодке в упомянутый город Гент, чтобы похоронить его там подобающим мёртвым погребением. Когда человек Господень Бавон узнал о смерти его, возрыдал он со скорбью великой; бил себя со слезами в грудь и винил себя в том, что слуга погиб, трудясь на него. Повелев внести тело покойного к себе в келью, человек Божий тут же простёрся на молитве, и с плачем великим в таких словах воззвал к милосердию Господню: «Боже всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа! Ты не только отпускаешь грехи, но и оправдываешь грешников, и не только смягчаешь наказание виновным, но и награды даруешь! Снизойди к немощи моей и, будучи милосерден, удостой меня святой Твоей помощи – посодействуй дуновением благодати Твоей небесной! Ты Лазаря, воссмердевшего после четырёх дней во гробе, воскресил – споспешествуй нам, недостойным, милосердием Своим, дабы те, кто уповает на милость Твою, возвещали о щедротах даров Твоих! Вновь яви дух милости Своей исцеляющий над сим телом покойного слуги Твоего, возврати ему дыхание жизни, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков, создавший и освятивший род людской, и царствующий с Сыном Своим любовью вечной! Да прославится в таинстве исцеления имя Твоё всеми слугами Твоими и да явлено будет присутствие Твоё, дабы возликовали мы о милосердии Твоём и о славе Твоей радовались – даруй сие, Боже, живущий и царствующий с Сыном и Святым Духом во все веки вечные. Аминь». Так он молился на протяжении трёх часов, и когда закончил, по воле Божией возвратилась в умершего покинувшая его душа. Исцелившись, он встал на ноги свои и потом много лет прожил в полном здравии.

8. Итак, изумляясь сими великими чудесами воина Божия, постараемся, возлюбленные, на поприще земной жизни подражать ему, дабы удостоиться от Бога принять вечную радость в небесах вместе с избранными Его. Не следует нам искать в этом житии ничего на утешение и похвалу века сего, но радоваться отречению нищенскому, и не только отречься от достояний земных, но также из сердца искоренить мирские страсти. Вспомним же, что человек Господень Бавон ради имени Христова оставил многие достояния, за что в Царствии Божием получит во сто крат и сверх того жизнь вечную (ср. Мф 19:29) – ведь по молитве его Господь мёртвого воскресил. Сколько к нему людей ни приходит, всех он наделяет своими дарами. Ведь по преизобилию благодати смирения он во всех зажигает любови горение, дабы масло в светильнике не иссякло (Мф 25:1-13). Ведь продал он ради Христа все имения себе не в ущерб, а в сокровищ приобретение: ибо ни в чём тот недостатка не знает, кто благим примерам внимает, и чьё смирение многих гордецов посрамляет. Итак, человек Господень Алловин, преисполненный жажды небесной, всё больше и больше ежедневно возрастал в служении Богу и, как я уже говорил, явно не довольствовался неедением хлеба, но гораздо больше отличался милостью, всё больше укрощая себя плачем, постами, бдениями и молитвами. Лицо его непрестанно омывалось потоками слёз во исполнение слов Истины, говорящей: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:5).

9. Вот однажды встретил человек Господень некоего мужа, возвращавшегося домой с чужбины, и узнал в нём того, кого некогда, ещё будучи мирянином, продал в рабство. Увидев его, Алловин плакал премного о том, что совершил с человеком такое злодеяние. Обратившись наконец к нему и пав к ногам его, молвил: «Это я тебя, связав ремнями, продал! Молю, не попомни нанесённой мною обиды и не откажись от отплаты, которую я прошу тебя принять! Прошу, за злодеяние, мною против тебя совершённое, предай тело моё бичеванию и, выдрав волосы, как поступают с разбойниками, связав мне руки и ноги, кинь в заслуженную мною темницу. Может быть, если ты так сделаешь, Божественная милость дарует мне прощение». Тогда оный муж, пав к ногам святого Бавона, сказал, что никак не дерзнёт сотворить такое с господином своим. Однако человек Господень был чрезвычайно красноречив и так или иначе убедил его сделать то, о чём просил. Тот долго сопротивлялся и отказывался, но, побеждённый мольбами, исполнил что было велено. Связал, значит, он руки человеку Божию, оголил голову и, забив ноги в колодки, прилюдно передал в темницу, где человек Господень и пребывал в заточении со связанными ногами почти до дня отшествия своего, денно и нощно не прекращая оплакивать свои мирские деяния, которые всегда лежали перед очами его души как тяжкое бремя.

Исполненный множества добродетелей, Господень слуга не возносился и не чванился, но всё более и более смирялся. Он довольствовался только хлебом из ячменя в смеси с пеплом и выпивал мерку воды. Почти четыре месяца он подвизался ради Бога в таких тяготах; сикеры и вина вкушал, ноги его были в путах; покрыт он был пеплом и вретищем по образу пророков; ложем ему служила голая земля, на которой он почивал днём короткое время. Ложась спать, он застилал ложе грубейшим вретищем, присыпал сверху пеплом, а под голову клал камень. Ибо так он уязвлял свои члены, опороченные некогда любовью к миру. И после своего обращения он больше стремился возносить благоухание добродетелей во славу Божию, чем прежде – служить губительным беззакониями, памятуя предписание апостола, сказавшего: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20) и ещё: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф 5:8).

10. Итак, святой Господень Алловин, пребывая в том заточении, добровольно претерпевал тяготы и голод. Однако и правило послушания он не оставил в таковых лишениях, но авву начальствующего своего настоятельно просил соорудить ему на полу ограждение, чтобы в часы вознесения хвалы Всемогущему Богу он, стоя в загородке, не мог наклониться ни вправо ни влево, а словно изготовившийся к схватке борец, стоял и Богу молился, устремляясь к небесам и испуская громкие вздохи. Что и было сделано.

Тогда человек Господень, всё более и более оплакивая грехи свои и воздыхая о небесной родине, поручил родственнику, который прислуживал ему, принести ему камень. И тот, выполняя приказ, доставил огромный кирпич. Человек же Божий ему говорит: «Мне нужен побольше». Тогда родственник нашёл камень, который едва можно было поднять двумя руками, и доставил его человеку Божию. Преисполнясь великой радости, человек Божий принял камень и, когда становился возносить хвалы Богу, держал его на плечах.

11. Но древний супостат и враг человеческого рода, который не престаёт искушать род человеческий, а более всего против избранных силу злодейства своего применяя, ибо, видя преуспеяние их, всё горше распаляется пламенем зависти, и сего человека Божия пытался изгнать из кельи разнообразными угрозами и нечестивыми мнимыми образами, коими наполнял его келью. Ибо представлял ему нагромождения страховидных зверей, птиц и змей разного рода, чтобы хоть так принудить его выйти. Однако крепчайший Господень атлет, видя, что древний враг наседает всё настойчивее, сам ещё крепче вступал в борение с ним и не прекращал ежедневного подвига. И злые духи, узрев, что ничего не добились своими ухищрениями, отступили с позором и, не смея более никак досаждать человеку Божию, рассеялись. Эту победу человек Божий, воздав великое благодарение всемогущему Господу, приписал не своим добродетелям, а милосердию Господа, Который всегда по благоволению своему надеющимся на Него содействует. Однако начатое дело он исполнял беспрерывно и, возложив руку свою на плуг, не отступал и не озирался назад (ср. Лк 9:62), ибо памятовал возвещённое блаженнейшим Амандом евангельское речение: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:13).

12. Когда приблизился день воздаяния его, человек Господень Алловин пребывал в непрерывном исповедании Бога. Когда же немножко предался сну, узрел ангела Господня, который сошёл к нему в облике голубя (ср. Мф 3:16). При виде его человек Божий устрашился, но благодать божественного утешения немедля успокоила его, наполнив его келью благоуханием невыразимой сладости и открыто дав тем понять, что туда явился ангел света и умиротворения. По заслугам явился ему ангел света в голубином облике, ибо в сердцем он был прост, как голубь, хотя и мудрости змеиной (ср. Мф 10:16) не оставлял в искушениях.

Ведь очевидно, что, когда над Искупителем человеческого рода при реке Иордан показался Святой Дух в облике голубя и голос Отца глаголал о Сыне Его возлюбленном, в Котором Его благоволение (Мф 3:17), тогда явственно предстала вся Троица: Отец – в голосе, Сын – как человек, Святой Дух – в голубе. Так же без сомнения и блаженному мужу Бавону Сама Троица явила ангела в голубином облике, ибо он к Троице был всем существом своим привязан и носил Её в сердце, будучи без сомнений уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни другая какая тварь не может отлучить его от любви, которую он имел во Христе (ср. Рим 8:38-39).

13. Поскольку не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф 5:14), то, чтобы слава о превосходных заслугах великого мужа воссияла повсеместно, явилось однажды знамение святого креста, сходившего на него с небес. Вера в воздаяние возрастала у него по мере того, как всё больше и больше удостаивался он небесных видений; и чем отчётливее были являемые ему Господом указания, тем сильнее он убеждался в том, что Господь отворил дверь стучащему (ср. Мф 7:7). Человек Господень нисколько не сомневался, нисколько не колебался, а с несказанной радостью жаждал разрешиться и идти ко Христу (ср. Фил 1:23). И всё же он повторял непрестанно: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).

Осмелюсь сказать: «Ибо хотя по обстоятельствам времени не мог он превзойти мучеников, однако славы их не был лишен, ибо желанием и добродетелью и мог стать мучеником, и желал этого (Сульпиций Север, Письма, II.9). И уж точно, наперекор всем мучениям и наказаниям, которым немощь человеческая часто уступает, столь неколебимо стоял бы не отклоняясь от исповедания Господа, что, обрадованный каменоломням и сорадуясь распятым, смеялся бы среди любых пыток. И хотя усекновения мечом он не претерпел, все же достиг мученичества без крови. Разве не тем же мукам подвергся он за надежду бессмертия человеческим скорбям: голоду, бдениям, наготе, постам, поношению недоброжелателей, преследованию нечестивых, заботам о немощных, тревогам за подвергавшихся опасностям? Кому из страдающих он не сострадал? Кому из соблазняемых не помогал преодолеть соблазн? О ком из падших не сокрушался? Кроме того, эти повседневные против силы человеческой и бессилия духа разные его сражения до тех пор, пока в этой битве со всевозможными искушениями всегда не одолевала побеждающая стойкость, терпение ожидания, невозмутимость выдержки!» (Там же, II.11-13) Господь словно бы всегда повторял ему: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12).

14. Стоит потрудиться и поместить в сию книгу описание того, как блаженный муж Алловин, которого с самого рождения любовно звали Бавоном, преселился из сего света. Итак, святейший и благочестивейший человек Господень Бавон после покаянной епитимии, которую принял от блаженного епископа Аманда, три года, не считая четыредесятниц, пребыл в постах, а потом с суровым усердием и изумительной силой воинствовал в сем мире ради Царства Небесного. И вот, преисполненный добродетелей и святости, уразумел боголюбивый муж, что приближается его последний день. Посему возвестил он авве и братии своего монастыря, что неминуемо его разрешение от тела, и попросил позвать некоего верного пресвитера по имени Домлин, жившего далеко в монастыре в Турхауте, дабы насладиться беседою с ним. Велико было расстояние от кельи блаженного мужа до монастыря в Турхауте, где пребывал тот пресвитер, и путь пролегал через обширные пространства, поросшие густым лесом. Наконец, послали слугу передать упомянутому пресвитеру просьбу прийти. Слуга не отверг послушания, и пустился в путь, совершенно не зная дороги и не представляя, что ему предстоит. Однако, благодаря ангелу Господню, который ему сопутствовал, он чрезвычайно скоро добрался до того пресвитера, и оба они прибыли к человеку Божию с невероятной быстротой по самой прямой тропе через обширные леса. Увидав Домлина, блаженнейший муж преисполнился великой радости и попросил его позаботиться о похоронах. При этом он непрестанно устремлялся к небесной родине и не уклонялся от собеседований божественных, очи и руки всегда простирал к небесам и, неутомимый духом, не отдыхал от молитвы. Укрепившись Телом и Кровью Искупителя нашего, он в первый день октября предал разрешившуюся от тела душу свою святую всемогущему Господу и был принят в небесные чертоги. Сразу за тем он явился в духе блаженнейшей деве Гертруде и другим давно живущим с нею девам в их обители, и повелел послать в монастырь свой погребальное облачение для тела его, что и было сделано.

15. Когда же совершалась похоронная служба, некая женщина, долгое время мучимая бесом, коснулась останков святого мужа и немедля получила исцеление.

16. Был и другой человек, сумасшедший и бесноватый. Он пришёл к могиле человека Божия и по Господнему изволению вновь обрёл здоровье, будто древний враг и не наносил ему никакого ущерба. Господь совершить через него много и других чудес изволил, неизвестных нам, но ведомых Богу. Если бы мы пожелали изложить все сведения, которые о его деяниях нам удалось собрать, то, думаю, скорей закончился бы день, чем наша речь. Полагаю, достаточно рассказать малое из многого, дабы не досаждать любознательному читателю, торопящемуся к иным книгам.

А погребён был человек Божий с величественными почестями в городе, именуемом Гент, в своей киновии, которая ныне по-простому называется Ганда. Где множества верующих молят его о помощи, где прославляют все имя Господа Иисуса Христа, Которому с вечным Отцом и Святым Духом сила, честь, слава и царство, хвала и владычество на бесконечные веки веков. Аминь.

Перевод: Константин Чарухин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии