1. Духовное прикосновение

Еще Аристотель писал: «В других чувствах человек уступает многим животным, а что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек самое разумное из всех живых существ».

Но все-таки мы говорим не о таком прикосновении, то есть не о физическом прикосновении. Мы говорим о прикосновении к Богу, Свету, Слову, Истине.

Французский богослов Владимир Лосский так пишет о прикосновении к Богу:

«Искать богопознания означает искать блаженства. Поэтому, если тварный ум и остается совершенно неспособным к постижению Бога в том, что Он есть, он тем не менее обретает великую усладу, когда он Богу каким-то образом соприкасается, Его достигает. Слово attingere обретает здесь значение «прикосновения».

А далее он приводит цитату из блаженного Августина:

«Кто же очами сердца постигает Бога? Достаточно, чтобы коснуться, если чисто око. Если же касается, то касается неким бестелесным и духовным прикосновением, если притом чист, всего, однако, не постигает» (Святой Августин «О Троице»).

Итак, мы говорим прежде всего о прикосновении бестелесном и духовном. В Библии можно прочесть множество стихов, в которых так или иначе описывается прикосновение к Богу или божественному, но нужно понимать, что прикоснуться физически к трансцендентному нам Создателю невозможно для нас. Лишь для Него одного все возможно. Человек же может рассчитывать на прикосновение духовное и бестелесное.

В чем же особенность этого прикосновения?

  1. Встреча двух и прикосновение Бога

«Касание есть всегда акт встречный, это пребывание на той границе, которая разделяет и одновременно соединяет двоих, и которая в силу своей пограничности не может принадлежать только одному» (Михаил Эпштейн «Философия тела»).

Духовное прикосновение требует двух участников. Если от Света можно оградиться и от Слова тоже, то от прикосновения – невозможно. Прикосновение — это всегда двое. В случае с духовным прикосновением в Писании, эти двое —  Бог и человек.

Прикосновение Бога проявляется полностью тогда, когда у человека есть вера. Наилучшим образом это показывает нам Евангелие от Марка:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истратила всё, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хоть к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обернулся в народе и сказал: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики сказали Ему: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: „Кто прикоснулся ко Мне?“» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: «Дочь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Когда Он еще говорил это, приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (Евангелие от Марка 5: 25-34)

Лишь одним касанием исцелилась женщина, потому что у нее была вера.

Об этом же свидетельствует нам один из эпизодов с исцелением, описанное в Евангелии от Луки:

«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лк 5:12-13).

Когда человек верует абсолютно, когда он подчинен Истине и желает ее познания, прикосновение Бога служит тем самым живительным исцелением, которое способно выдернуть его из греха, из тьмы, слепоты, глухоты, любой духовной болезни.

  1. Рука Бога

Символ прикосновения – это зачастую рука. Именно рука Бога чаще всего фигурирует в Библии, как инструмент, которым Господь прикасается к своему творению, благоволит ему, исцеляет его, а когда нужно – наказывает. И когда следует наказание – рука Господа тяжела:

1Цар 5:6 ...И отяготела рука Господня над Азотянами…

1Цар 5:7 …ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего…

1Цар 5:9 …была рука Господа на городе – ужас весьма великий…

1Цар 5:11 …весьма отяготела рука Божия на них…

Рука Его сильна:

«Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!» (Псалмы 88:14)

Последствия прикосновение Бога к творению велики и неподвластны пониманию человека:

«Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она, как река, и опустится, как река египетская» (Ам. 9:5).

Но важно помнить, что та же самая рука Господа может быть не только сильной, властной, но и любящей и нежной. Тогда прикосновение несет собой мир, благодать, свет и любовь:

«Левая рука его у меня под головой, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6).

  1. Стремление к прикосновению

Человек стремится к этому прикосновению:

«В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Псалмы 76:3).

А если не стремится – то должен, ведь он призван к этому Христом. И по милости Божьей возможность для этого есть всегда, ведь точно так же, как и Свет и Слово, рука Господа – повсюду, она простерта на все народы:

«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил – и кто может отменить это? Рука Его простерта – и кто отвратит ее?» (Ис. 14:26-27)

Божественное прикосновение лечит от греха, очищает человеческую душу от скверны:

«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся уст моих, и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»» (Ис. 6:6-7).

Но также оно служит часто для любящей острастки, чтобы человек не впадал в искушение и соблазн, но понимал, кто он и к чему призван. Так Христос прикасается к трем своим ученикам после открытого им видения с пророками Моисеем и Илией, чтобы вынуть их из мира будущего в мир сегодняшний:

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф 17:3-7).

  1. Прикосновение как союз

Когда Господь протягивает человеку свою руку, Он желает заключить с человеком союз:

«Подать десницу [руку] означает заключить мир, союз» (1 Мак.)

Как пишет об этом философ Эпштейн: «Издревле прикосновение составляло чувственную основу магии и самых священных символических действий — клятвы, присяги. Отсюда корневое родство слов «осязание» и «присяга»: оба происходят от праславянского «сягати» (касаться, доставать). Присяга, собственно, и означала прикосновение к предмету клятвы — земле, крови, телу, знамени и т. д. Да и сегодня глава государства, вступая в должность, приносит присягу, кладя руку на текст Священного Писания или Конституции. Прикосновением к Писанию или Закону освящается и сам акт создания нового государства, провозглашения новой нации» (Михаил Эпштейн «Хаптика. Человек осязающий»).

В Сравнительном словаре мифологической символики Маковского также читаем: «Прикосновение, а также возложение (жертвоприношение) были наиболее типичными формами клятвы и проклятия. (…) Вполне возможно допустить соотношение рус. глаголов «класть» и «клясть». Типологически ср.: праформа *pri-sega «клятва» буквально означает касание рукой…» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996, с. 187).

Прикосновение – это избрание Богом человека для следования по пути Христа.

  1. Прикосновение – милость и дар

Прикосновение также – что очень важно – символизирует бесконечную милость и любовь Бога к человеку. Человек может отказываться видеть Свет. Он может сопротивляться Слову Бога, закрывать от него свои уши. Он волен стать слепым и глухим. Но даже тогда Бог не оставляет человека. Об этом прекрасно говорит нам эпизод с исцелением глухонемого, о котором мы читаем у апостола Марка (Мр 7:35). Иисус вкладывает глухонемому пальцы в уши. Почему? Господь все ведает. Он знает, что человек глух и не может услышать Его Слово. Но Христос все равно позволяет человеку исцелиться, обрести истину. Для этого Христос прикасается к человеку.

Бог знает, что у этого человека нет веры, по крайней мере нет никакого понимания Истины. Он знает это, но все равно делает шаг навстречу, призывает его к себе и дарует исцеление прикосновением, то есть тем способом, на восприятие которого этот конкретный грешник еще способен.

В этой притче прекрасно также и то, что человек – нем. Не обладая истиной, он не может ответить на призыв Христа. Он не умеет говорить с Богом. Поэтому Христос сначала отверзает ему уши, то есть дарует Истину своим прикосновением, а потом уже дарует ему способность возблагодарить Бога за этот дар и эту милость, дает ему возможность ответить на призыв Христа.

За прикосновением всегда следует ответ человека. Господь ждет от него этого ответа. Как и в случае со зрением и слухом, прикосновение служит первой ступенью в общении человека с Богом. Бог дарует ему Истину, все что после этого – ответное служение человека Христу, пребывающее в постоянном Свете Истины, в ее Слове.

  1. Не прикасайся ко мне

Лишь один раз Господь говорит человеку напрямую: «Не прикасайся ко мне». И тут тоже речь идет о духовном понимании прикосновения. Эти слова Христос Воскресший говорит Марии Магдалине. Почему же Он говорит ей «не прикасайся», а потом позволяет прикоснуться к ранам Своим апостолу Фоме?

Для того чтобы ответить на этот вопрос прочитаем отрывок полностью:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

Мария хочет прикоснуться к мертвому человеку! Она мыслит еще категориями земной жизни. Христос же соединяется с Отцом. Прикосновение к Христу может состоятся не для сожаления человека о смерти, не для эмоционального переживания, но лишь для утверждения веры. Именно поэтому апостолу Фоме Христос предлагает вложить руки в Свои раны, ведь это послужит его утверждению в вере.

Так и духовное осязание в повседневной жизни призвано утверждать человека в вере. И не стоит принижать это великое, дарованное Богом, чувство. Как сказал современный английский философ Мэттью Рэтклифф: «Человек, лишенный зрения или слуха, обитает в эмпирически ином мире, но без осязания у человека не будет никакого мира вообще» (Ratcliffe M. Touch and the sense of reality // The Hand: An Organ of the Mind / Ed. by Z. Radman. Cambridge, Mass.: MIT Press).

Николай Сыров

Изображение: Pinterest

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz