Благодать: что это и к чему она нас ведёт?

Что такое благодать?

Под благодатью мы понимаем свободное, исполненное любви обращение Бога к нам, Его доброжелательную помощь, исходящую от Него жизненную силу. Через Крест и Воскресение Бог приблизился к нам, сделал нас по благодати причастниками Своего естества. Благодать – это всё то, что дарует нам Господь, причём мы этого никак не заслуживаем.

«Благодать, – говорит Папа Бенедикт XVI, – это быть на попечении у Бога, чувствовать прикосновение Его любви». Благодать – нематериальна, это приобщение Бога людям. Бог дарует не меньше чем Самого Себя. В благодати мы соединяемся с Богом.

* * *

“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (Еф 2, 8-9).

* * *

См. также ККЦ 1996–1998, 2005, 2021

Что делает с нами благодать Божья?

Благодать Божья вводит нас во внутреннюю жизнь Бога-Троицы, в диалог любви Отца, Сына и Святого Духа. Она делает нас способными жить в любви Божьей и действовать, исходя из этой любви.

Благодать изливается на нас свыше и не может быть объяснена посредством процессов, свойственных земному существованию (сверхъестественная благодать). Эта благодать делает нас – прежде всего через Крещение – детьми Божьими, наследниками Царства Небесного (освящающая, или обожествляющая благодать). Благодать порождает в нас постоянное внутреннее стремление к добру (постоянная благодать). Благодать помогает нам распознавать, желать и совершать то, что ведет нас к добру, к Богу, на Небеса (воздействующая, или актуальная благодать). Особо благодать подаётся людям в Таинствах, которые по воле нашего Искупителя стали особым местом встречи с Богом (тАинственные, или сакраментальные благодати). Благодать проявляет себя в особых благодатных дарах, которые получают отдельные христиане (харизмы, или особые благодати), или в особых силах (благодати состояния), которые поддерживают духовные состояния: брак, монашество, священство.

* * *

“Бог никогда не дарит меньше, чем Себя Самого” (Святой Августин).

“Всё есть благодать” (Святая Тереза из Лизьё).

“Что ты имеешь, чего бы не получил?” (1 Кор 4, 7).

* * *

См. также ККЦ 1999–2000, 2003–2004, 2023–2024

Как соотносится благодать Божья с нашей свободой?

Благодать Божья приходит к человеку по свободной инициативе Бога, Который ждёт от человека совершенно свободного ответа. Благодать не принуждает. Любовь Божья хочет от нас свободного согласия на принятие благодати.

На предложение благодати человек может ответить отказом. Благодать, однако, не является чем-то чуждым и внешним по отношению к человеку: напротив, в глубинах своей свободы он её страстно желает. Затрагивая нас Своей благодатью, Бог делает так, чтобы мы пришли к её свободному принятию.

* * *

“Моё прошлое больше меня не заботит – оно принадлежит Божественному состраданию. Моё будущее меня ещё не заботит – оно принадлежит Божественному провидению. Что меня заботит и бросает мне вызов, так это сегодня, которое принадлежит Божьей благодати и самоотверженности моего сердца, моей доброй воли” (Святой Франциск Сальский).

* * *

“Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк 1, 38)

* * *

См. также ККЦ 2001–2002, 2022

Может ли человек добрыми делами заслужить место на Небесах?

Нет, ни один человек не способен собственными силами достичь Неба. То, что мы спасены, – это исключительно дар благодати Бога, однако Он ждёт от людей свободного сотрудничества с ней.

Насколько сильны благодать и вера, которыми мы спасаемся, настолько сильно должна проявить себя в наших действиях любовь, вызванная Божьим воздействием на нас.

* * *

“Господь не требует от нас никаких великих дел, но только преданность и благодарность. Он нуждается не в наших делах, но единственно – в нашей любви” (Святая Тереза из Лизьё).

* * *

См. также ККЦ 2006–2011, 2025–2027

Мы все должны стать «святыми»?

Да, смысл всей нашей жизни заключен в единении с Богом, в нашем соответствии Его Замыслу. Мы должны позволить Богу «жить в нас Его жизнью» (Мать Тереза). Это означает быть «святым».

Каждый человек задаёт себе вопросы: «Кто я? зачем я живу? как мне найти путь к самому себе?» Вера отвечает: только в СВЯТОСТИ человек достигает того, для чего сотворил его Бог. Только в святости человек обретает подлинную гармонию с самим собой и с Творцом. Тем не менее, святость – это не совершенство, достигнутое своими силами, а единение с вочеловечившейся Любовью – Христом. Кто подобным образом меняет старый образ жизни на новый, тот обретает себя и становится святым.

* * *

“Призвание не выбирают, его получают. И нужно стараться его распознать. Надо внимательно слушать голос Бога, чтобы уловить знак Его воли. И однажды познав Его волю, надо ей следовать, какая бы она ни была и чего бы это ни стоило” (Блаженный Шарль де Фуко).

“Святость – это не роскошь некоторых людей, это простая обязанность – твоя и моя” (Мать Тереза).

* * *

См. также ККЦ 2012–2016, 2028–2029

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии