Бог и естественные науки: есть ли противоречие?

Делают ли естественные науки Творца ненужным?

Нет, фраза «Бог сотворил мир» не стала устаревшим естественнонаучным высказыванием. Речь идёт о теологическом высказывании, то есть о высказывании о Божественном смысле (theos = Бог, logos = смысл) и о происхождении вещей.

Рассказ о сотворении мира не является естественнонаучной схемой, призванной объяснить начало мира. «Бог сотворил мир» – это богословское утверждение, в котором речь идёт о связи между миром и Богом. Бог возжелал этот мир; Он сопровождает его и будет его совершенствовать. Сотворённость (тварность) – это непреходящее качество вещей и элементарная истина, господствующая над ними.

* * *

См. также ККЦ 282–289

Можно ли быть убеждённым в эволюции и, тем не менее, верить в Создателя?

Да, вера не противостоит открытиям и гипотезам естественных наук.

Богословие (теология) не обладает естественнонаучной компетенцией; естественные науки не обладают богословской компетенцией. Естественные науки не могут догматически отрицать, что в созидании существуют целенаправленные процессы; а вера, напротив, не может определять, как конкретно осуществляются эти процессы в ходе развития природы.

Христианин может принимать эволюционную теорию как вспомогательную разъясняющую схему, если он не впадает в плен заблуждений эволюционизма, рассматривающего человека как случайный продукт биологических процессов.

ЭВОЛЮЦИЯ предполагает, что существует что-то, что может развиваться. О том, откуда это «что-то», ничего не сказано. И на вопросы о бытии, сущности, достоинстве, предназначении, смысле и причине мира и людей нельзя ответить с ,иологической точки зрения. Как «эволюционизм», с одной стороны, так и КРЕАЦИОНИЗМ, с другой стороны, переходят границы разумного. Креационисты наивно и дословно воспринимают сведения, содержащиеся в Библии (например, о возрасте земли, о шести днях творения).

* * *

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. еvolutio – развёртывание, раскрытие, развитие): – изменение организмов до их нынешних форм в течение миллионов лет. С христианской точки зрения, эволюция не противоречит Божьему участию в деле творения.

* * *

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio – сотворение) – представление о том, что Бог создал однажды и без посредников мир, как если бы книга Бытия была протоколом фактов.

* * *

См. также ККЦ, 282–289

Исходят ли законы природы и естественный порядок вещей также от Бога?

Да, и законы природы, и естественный порядок вещей принадлежат Божьему творению.

Человек не является чистым листом. На нём лежит отпечаток того порядка и сущностных законов, которые Бог вложил в Своё творение. Христианин не делает просто то, что «он хочет». Он знает, что он навредит себе и окружающему миру, если он будет игнорировать естественные законы природы, использовать вещи вопреки их назначению и захочет быть умнее Бога, Который их создал. Желание человека самостоятельно с нуля создать самого себя превышает его возможности.

* * *

“Деревья и звёзды научат тебя тому, чему ты никогда не научишься от учителя”.  (СВ. БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (1090–1153), церковный деятель, священник, монах цистерцианского ордена, мистик)

* * *

См. также ККЦ 339, 346, 354

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии