Эжен Бюрнан и его образ Воскресения Христова

Бегут.. молчат… признать не смеют,
Что смерти — нет, что — будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

Константин Случевский (1837 — 1904)

Два человека, пожилой и молодой, один — в темных, другой — в белых одеждах, спешат по дороге. Они не просто идут, они бегут, наклонившись вперед, словно преодолевая порывы ветра, от которого развеваются волосы на их головах. Две фигуры четкими силуэтами рисуются на фоне золотистого неба, освещенного заревом рассвета. Дрожит воздух едва зародившегося над раскинувшимися полями светозарного утра. Многие считают эту картину Эжена Бюрнана «Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко Гробу после Воскресения» одним из самых пронзительных произведений во всей истории мировой живописи, посвященных теме Воскресения Христа.

Эжен Бюрнан был человеком глубоко верующим. В своем творчестве он неоднократно обращался к религиозным сюжетам. Над некоторыми картинами, посвященными христианской тематике, художник работал годами. Например, образ Христа для большой картины «Молитва» (1901 — 1918) он искал почти 18 лет, делая многочисленные эскизы и несколько раз переписывая лик.

Эжен Бюрнан. Молитва.1900-1918. Холст, масло
Эжен Бюрнан. Молитва.1900-1918. Холст, масло

Известны его черно-белые иллюстрации Евангельских притч, выполненные карандашом и углем в 1901 — 1908 годах, в которых он пытался лаконичным языком графики передать на бумаге драматические переживания действующих лиц.

Эжен Бюрнан. Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга. Бумага, карандаш, уголь
Эжен Бюрнан. Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга. Бумага, карандаш, уголь
Эжен Бюрнан. Притча о фарисее и мытаре. Бумага, карандаш
Эжен Бюрнан. Притча о фарисее и мытаре. Бумага, карандаш
Эжен Бюрнан. Притча о богаче и бедном Лазаре. Бумага, карандаш, уголь
Эжен Бюрнан. Притча о богаче и бедном Лазаре. Бумага, карандаш, уголь
Эжен Бюрнан. Притча о блудном сыне. Бумага, уголь, карандаш
Эжен Бюрнан. Притча о блудном сыне. Бумага, уголь, карандаш
Эжен Бюрнан. Притча о блудном сыне. Бумага, уголь, карандаш

Не менее любопытны выполненные им иллюстрации к книге «Цветочки Святого Франциска», изданной в 1919 году на английском и итальянском языках, повествующей о жизни Франциска Ассизского.

Эжен Бюрнан. Слева: Святая Клара Ассизская. Бумага, карандаш, акварель. Справа: Святой Франциск. Бумага, карандаш, сангина
Эжен Бюрнан. Слева: Святая Клара Ассизская. Бумага, карандаш, акварель. Справа: Святой Франциск. Бумага, карандаш, сангина

Для создания этих иллюстраций Эжен Бюрнан специально ездил в Ассизи, жил там несколько месяцев, писал с натуры местных жителей, стараясь найти верный типаж и уловить характер человека Ассизи, делал зарисовки окружающей природы, чтобы как можно реальнее передать образы и среду, в которой протекала жизнь Святого Франциска.

Эжен Бюрнан. Франциск Ассизский. Бумага, карандаш. 1919
Эжен Бюрнан. Франциск Ассизский. Бумага, карандаш. 1919
Эжен Бюрнан. Святой Франциск. Бумага, карандаш
Эжен Бюрнан. Святой Франциск. Бумага, карандаш
Эжен Бюрнан. Святой Франциск с братьями. Бумага, карандаш, сангина
Эжен Бюрнан. Святой Франциск с братьями. Бумага, карандаш, сангина

Картина «Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко Гробу после Воскресения», написанная художником в 1898 году и находящаяся ныне в музее д’Орсэ в Париже, — самое знаменитое полотно мастера и самое выдающееся его произведение, отличающееся необыкновенной драматичностью, эмоциональностью и выразительностью. Эжен Бюрнан изображает сцену из Евангелия, тот момент, когда Мария Магдалина, придя перед рассветом к погребальной пещере, увидела камень, отодвинутым от входа, а Гроб — пустым. Она побежала сообщить ученикам Христа о произошедшем. И ее отчаянный крик заставляет Петра и Иоанна броситься ко Гробу.

Стиль швейцарского художника формировался на основе глубокого усвоения традиций французского и итальянского искусства. В его творчестве соединяются воедино три тенденции европейского искусства конца XIX столетия — реализм, натурализм и импрессионизм. Это время, когда фотография, осуществившая свои первые завоевания, активно и уверенно входила в быт и сознание людей. Новая эпоха ставила перед художниками задачи, требовавшие обновления выразительных приемов. Одними из таких поисков стало стремление уловить и передать психологическое состояние в какой-то определенный момент времени, выразить художественными средствами эмоциональное напряжение.

Эжен Бюрнан (1850 — 1921) родился в небольшом швейцарском городке Мудон. Учился в архитектурном колледже в Цюрихе, потом — в мастерской художника Бартелеми Мена в Женеве, а затем — в Париже у французского художника-академиста Жерома. На него, без сомнения, оказало влияние творчество мастеров реалистического направления — Милле и Курбе, а также живописные достижения импрессионистов, которые с помощью красок на холсте передавали цветовое богатство мира и его динамику.

В основе творческих исканий Эжена Бюрнана лежал сам человек, человеческие чувства, эмоции, переживания. Он много работал с натуры, писал портреты простых людей — плотников, рыбаков, пастухов, рабочих и сеятелей, пытаясь уловить тончайшие нюансы душевного состояния. Поэтому его образы столь правдивы и проникновенны. В этом отношении картина  с изображением двух апостолов, спешащих ко Гробу, — потрясающее по драматичности произведение. Вглядитесь в лица апостолов. Сколько разных оттенков чувств отразил мастер! Заплаканные, широко раскрытые глаза Петра — в них все: и перенесенные душевные терзания, и горькое раскаяние, и надежда на то, что Учитель жив и что предательство его прощено Воскресением.

Эжен Бюрнан. Апостол Петр из картины Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения.  1898. Холст, масло. Музей д'Орсэ. Париж
Эжен Бюрнан. Апостол Петр из картины Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения. 1898. Холст, масло. Музей д’Орсэ. Париж

В лице Иоанна — смятение, выраженное в пристально устремленном вдаль взгляде и глубоких складках лба, в которых затаилась тень сомнения.

Эжен Бюрнан. Апостол Иоанн из картины Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения.  1898. Холст, масло. Музей д'Орсэ. Париж
Эжен Бюрнан. Апостол Иоанн из картины Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения. 1898. Холст, масло. Музей д’Орсэ. Париж

«Говорящие» жесты рук рассказывают нам о напряженном внутреннем состоянии учеников Христа. Апостол Петр прижал раскрытую ладонь, с узловатыми натруженными тяжелой работой пальцами, к сердцу. Молодой Иоанн в порыве чувств сложил молитвенно руки у груди — и это словно незаконченное движение, таящее в себе большое эмоциональное напряжение, усиливает ощущение стремительности.

Эжен Бюрнан. Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения. (Детали). 1898. Холст, масло. Музей д'Орсэ. Париж
Эжен Бюрнан. Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу после Воскресения. (Детали). 1898. Холст, масло. Музей д’Орсэ. Париж

Неуравновешенная композиция картины придает ей необычайный динамизм. Что самое поразительное — это выбор момента. Эжен Бюрнан изображает Петра и Иоанна не перед Гробом и не во время получения известия о произошедшем. Он изображает их в пути, создавая очень динамическую и напряженную сцену. Это импрессионистический ход — уловить одно мгновение, состояние, которое изменится буквально через миг. В картине как бы ощутима и предыдущая сцена. Мария Магдалина словно присутствует где-то рядом, мы еще слышим ее голос: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Но мы уже предугадываем и последующую сцену. Молодой Иоанн в своем стремительном движении опережает Петра. Петр скоро отстанет, и Иоанн прибежит ко Гробу первым. Но мы пока в пути, мы вместе с нашими героями. С их тревогой и надеждой. С их страхом, поскольку то, что происходит, выходит за рамки человеческого понимания. С их ожиданием того, на что они надеются. Боятся обмануться в своих чаяниях, но все же надеются. Художник подчеркивает важность происходящего момента особым состоянием природы. Восходит солнце, озаряя золотистым светом все вокруг. Это символ победы света над тьмой, над грехом, над смертью. На рассвете приходит надежда, рассеиваются сомнения. А Воскресение открывает новую жизнь.

Эжену Бюрнану удалось создать удивительный, редчайший по психологизму и эмоциональному напряжению образ Воскресения. Воскресение Господне — центральное событие всего христианства. Но это событие никто не видел. Это Тайна. Эту Тайну невозможно охватить разумом. Ее невозможно изобразить. До нее можно только дорасти.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии