Дилюргян Карапет (1861-1942)

Родился в 1861 году в Артвине (ныне в Турции). Выходец из рода Дерлугянов (Дерлугьянов), жившего в Артвинском регионе. Учился в армянской школе ордена мхитаристов в Венеции, затем вернулся в Артвин.

В Артвине он играл большую роль в жизни горожан – принимал роды, крестил детей, учил их в школе, женил, разбирал семейные тяжбы, платил от имени общины налоги, представлял ее сначала перед турецкой, потом перед российской властью, ходил с людьми в суд и, в конце концов, отпевал их. В 1915 во время начавшейся массовой резни армян собрал в храме армянское население Артвина, произнес проповедь о том, что не надо держаться за богатство, и предложил для спасения жизни принести в церковь золотые вещи и монеты. Эти драгоценности пошли на выкуп армян, которые в сопровождении священника выехали на Кавказ. За этот героический поступок он получил от Папы Римского благодарственное послание.

С 1916 года окормлял армяно-католиков в Москве, позднее находился в Краснодаре. С 1931 года был преемником викария апостольского администратора для армяно-католиков СССР отца Дионисия Калатазова, умершего от болезни.

Карапет Дилургян старался во всём исполнять требования советских законов. Ездил в Москву, встречался там со Сталиным и вернулся с фотографией, где он сидит на садовой скамейке рядом с ним. В 1934 безрезультатно добивался у ЦИК Армении согласия хотя бы на временное направления священников-армян для отправления религиозных треб в Ленинакане и Степанаване. В Краснодаре Тер-Карапет не только отстоял церковь в двадцатые годы, но, даже организовал национальную школу. Впрочем, в 30-е годы церковь все-таки закрыли. Тер-Карапет опять ездил в Москву, опять пытался добиться приема у Сталина, но на этот раз его посадили. В июне 1936 года был арестован в Краснодаре и после трёх месяцев следствия в октябре того же года приговорён (в возрасте 75 лет) к трём годам ссылки в населённый пункт Лоино, в болотистую и нездоровую местность в Кировском крае, к северо-востоку от Кирова.

В 1939 был освобожден при условии, что не будет заниматься священнической деятельностью. После освобождения некоторое время продолжал тайно служить в небольших городках и сёлах юга Краснодарского края, затем вынужден направиться в Очамчиру в Абхазии. До восьмидесяти лет продолжал ездить по городкам и селам, где тайно служил, крестил и отпевал.

Известен случай, когда он крестил детей-школьников во время сна, чтобы они не проговорились потом о крещении. Около 1942 скончался в Очамчире (точная дата смерти неизвестна).

М.И. Отдельский, М.М. Одинцова. Армянская католическая церковь в России:исторический и современный аспекты. XVIII-XXI вв.

Католическая Энциклопедия, изд. Францисканцев, М., 2005, стр. 1337, ISBN 5-89208-054-4

Святые и блаженные Католической Церкви

Книга памяти: Мартиролог католической церкви в СССР. М., 2000

Из истории армяно-католиков на Северном Кавказе

ГЕОРГИЙ МАТВЕЕВИЧ ДЕРЛУГЬЯН И ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

АРДВИН И АРДВИНЦЫ

Энциклопедия фонда “Хайазг”

Фото: Ольга Хруль

К списку репрессированных католиков