Дина: суд и отмщение

Третья публикация из цикла «Великий пост с библейскими женщинами»

Мы часто слышим о том, что дочь повторяет судьбу матери. Яблоко от яблони недалеко падает. Именно такой своеобразный подход характеризует и размышления различных толкователей Священного Писания о Дине, последнем ребенке Лии и Иакова. Якобы Лие не сиделось в ее шатре и она бесстыдно выходила наружу. И Дина-де тоже такая.

О том, что Лия единожды покинула свой шатер, чтобы выйти навстречу мужу, мы, действительно, читаем на страницах книги Бытия. «Когда Иаков в тот вечер пришёл с поля домой, Лия увидела его и вышла ему навстречу» (Быт 30,16). Эти слова – часть истории с мандрагорами, собранными Рувимом для матери. Эти мандрагоры Рахиль захотела так сильно, что обменяла на них ночь с мужем. Лия выходит навстречу Иакову, чтобы объяснить ему ситуацию и проводить его в свой шатер. При этом, как считается, Лия покинула границы «стана», т.е. шатров Иакова, и шла ему навстречу по полю. Надо сказать, что ничего ужасно предосудительного она не сделала. Ведь поля, по которым она шла, принадлежали ее родному отцу, на которого работал Иаков. Но иудейские мудрецы ставят ей в вину сам факт того, что она покинула шатер и пошла предлагать себя мужу. Вот если бы она была приличной женщиной, то сидела бы у себя в шатре и ждала. Если бы Рахиль обманула ее и не отправила к ней Иакова, тогда вся вина была бы на Рахили. А так Лия, словно гулящая женщина, вышла на дорогу и ждала там супруга, чтобы предложить себя ему. Вот и Дина оказалась такой же, как мать. Она выходит за пределы отцовских шатров, чтобы предложить себя этому миру.

В этот разрезе история Дины пересказывается нам в стиле «сама виновата» или «дурная наследственность». При этом авторы нередко противоречат сами себе. Вот только рассказывалось, что Лия за свою благодарность Богу получила откровение. Она знала, что у Иакова будет именно 12 сыновей, которые станут родоначальниками колен Израиля. Поэтому Лия, почувствовав, что в седьмой раз беременна, стала просить Всевышнего, чтобы ее последний ребенок не был мальчиком. Она уже и так родила Иосифу шесть сыновей. И еще двоих сыновей родила ему служанка Лии Зилпа. У Рахили же  на тот момент не было своих детей. Только два сына от служанки Билхи. Получается, что Лия выиграла в соревновании по деторождению. Любимой женой она так стать и не смогла. Зато стала матерью многочисленных сынов Израиля. Когда Лия ощутила под своим сердцем новую жизнь, то, несомненно, поняла, что победила младшую сестру с разгромным счетом 8:0. Если она родит еще одного сына, то лишит Рахиль возможности стать матерью одного из родоначальников колен Израилевых, сведя ее шансы всего лишь до одного ребенка. И тогда Лия просит Бога, чтобы у нее родилась девочка. О рождении Дины упоминает только одна строка книги Бытия (Быт 30,21). Дальше библейский бытописатель повествует о рождении Иосифа. «Рахиль забеременела и родила сына. „Бог снял с меня позор и послал мне сына”, – сказала Рахиль и назвала сына Иосифом» (Быт 30,23). Лия проявляет благородство, которое с точки зрения более поздних толкователей могло быть присуще только праведнице. Как же эта праведница вдруг становится падшей женщиной, покидающей шатры мужа, чтобы выйти на большую дорогу? Кстати, в тот раз Лия зачала сына, пятого по счету, Иссахара.

Рожденная Лией девочка получает довольно неожиданное имя, которому не дается в Библии никакого объяснения. Нарекая сыновей, Лия всегда поясняет свой выбор. Про Дину же не сказано ни слова. А ведь ее имя родственно слову «суд» или «закон», «дин». Дина была седьмым ребенком Лии. А как известно, для иудеев седьмой день – день покоя, суббота. Таким образом, после рождения Дины покой входит в жизнь Лии. Больше она не борется за любовь Иосифа и больше не рожает ему детей. В этом смысле дочь Дина – это Суд, совершившийся в судьбе Лии. С этого момента утроба ее закрыта, и в ее жизни подведена некоторая черта. В дальнейшем Библия еще упомянет о ней в контексте встречи Иакова и Исава. Но, например, о смерти и погребении Лии не будет сказано ни слова.

Пройдет совсем немного времени после рождения Дины, и ее отец, Иаков, решил покинуть земли Лавана и отправиться домой, во владения Исаака. Но перед этим ему предстоит встреча с обманутым братом Исавом. Трудно сказать, что в это время пережила юная Дина. Комментаторы здесь расходятся. Одни говорят о том, что она была выставлена вперед отряда Иакова вместе с другими детьми Лии. «Иаков взглянул и увидел, что идёт Исав, и вместе с ним ещё 400 человек. Он разделил свою семью на четыре группы: Лия со своими детьми была в одной группе, Рахиль с Иосифом были в другой, а в двух других группах были две служанки со своими детьми. И поставил Иаков служанок с их детьми первыми, Лию с её детьми – позади служанок, а Рахиль с Иосифом – последними» (Быт 33,1-2). Что чувствовала Дина, глядя на надвигающуюся на нее толпу вооруженных мужчин? Удалось ли ей спрятаться за спины старших братьев? Что думала она про своего отца, прятавшегося от собственного брата за спинами женщин и детей?

Другие толкователи относятся к Иосифу с большим милосердием. Они говорят о том, что Иосиф спрятал маленькую Дину в деревянный ковчег, заботясь о том, чтобы это прелестное создание не попало на глаза Исаву, и он не учинил с ней чего. При этом, как считают эти милосердные исследователи, Иаков нарушил Божий план относительно Дины и тем самым навлек на нее дельнейшие бедствия. Ему нужно было отдать Дину Исаву и тем самым восстановить справедливость. Ведь он взял себе предназначавшуюся Исаву Лию. И теперь Дина должна была восполнить потерю старшего брата и послужить живой печатью для договора о мире между двумя братьями. Кроме того, будучи праведницей, она была призвана повлиять на обращение Исава. Но Иаков пожалел дочь и в результате обрек ее на нечестие.

Получается, что Дина должна была безгласно и безропотно исполнять волю отца. Ей не дозволено было выходить к колодцу, как делали ее тетка и бабушка. Ей даже нельзя было безутешно рыдать, как это делала ее мать. Дина, по мнению многочисленных толкователей, должна была сидеть в шатре матери и ожидать свое участи. Но «Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той» (Быт 34,1). Синодальный перевод хорошо передает слова, которые в последующем станут поводом для осуждения девушки и применения к ней закона «сама виновата». Дина – дочь Лии, которую она родила Иакову. Это ребенок Лии. Иаков не имеет к ней практически никакого отношения. Иаков – праведник, а вот Лия… одна выходит на дорогу… И противоречивость размышлений по поводу Дины никого не должна смущать. В конце концов в разные периоды жизни человек бывает как праведником, так и тем, кто, оторвавшись от Бога, выходит на дорогу.

Итак, Дина идет посмотреть на дочерей той земли. Это выражение, действительно, не с лучшей стороны характеризует Дину. Речь идет о том, что она проявляет активный интерес к обычаям и нравам соседнего народа. Но за этим отнюдь не скрывается азарт этнографа. Ее интересуют обычаи, имеющие определенную религиозную составляющую. Грубо говоря, Дину начинают привлекать языческие культы. В этот момент она выходит из-под Божьей опеки. Своим поведением Дина как бы выводит себя за рамки народа Божьего. И этот ее юношеский бунт заканчивается весьма плачевно. Несколько коротких строк, посвященных Дине, словно предупреждают читателя о том, что бывает с теми, кто сознательно отрекается от Бога, кто выходит на путь греха. Не зря же используемый библейским бытописателем глагол «выходить» («лацет») в подавляющем большинстве случаев связан с последующим насилием. В первую очередь речь идет о насилии, совершенном по отношению к женщине. Так этот же глагол используется в истории об изнасиловании Фамари ее сводным братом Амноном (Амнон и Фамарь – дети царя Давида).

Дина становится жертвой сына местного правителя, Сихема. Мы читаем, что сначала он обесчестил девушку, а потом в нее влюбился. Эта особенность изложения дает возможность предполагать, что Сихем мог встретить ее в каком-нибудь языческом святилище. Он вполне мог принять ее за обычную девушку из своего города и вступить с ней в связь, согласно предписаниям местного культа, например, плодородия. Когда же открылось, что она принадлежит к другому народу и просто «зашла на огонек», Сихем осознал, что влюблен в нее и желает жениться. Толкователи часто говорят о том, что Дина своим раскованным поведением спровоцировала молодого человека и тем самым навлекла суд, осуждение (здесь обыгрывается ее имя) на целый город.

Еммор, отец Сихема, приходит просить руки Дины. Он готов возместить нанесенный Иакову ущерб любым доступным ему способом, только бы Сихем получил в жены возлюбленную. Поэтому, когда сыны Иакова предлагают ему совершить обрезание, он с радостью соглашается. Ведь речь идет только об обряде. Никто не принуждает его уничтожить всех языческих богов и влиться в ряды народа Божьего. И здесь стоит вспомнить о еще одной замечательной версии развития событий. Надо сказать, версии, логика которой не выходит за рамки привычного в те времена образа действий. Тут достаточно только вспомнить, например, греческие мифы. Сихем специально выслеживает и насилует Дину. Таким образом, она становится частью его владений без всякого согласия на то ее семьи. Но для того, чтобы избежать вооруженного решения конфликта, связанного с нечестным захватом чужого имущества, Еммор, правитель города, просит отдать Дину его сыну в жены. Девушка станет еще одной наложницей или даже женой в гареме Сихема. Зато Еммору удастся решить возникшие перед городом финансовые проблемы. Как только его сын породнится с дочерью главы большого народа, оказавшегося у стен его города, так и другие горожане смогут брать в жен дочерей Иакова. Он не скрывает своих планов: «Тогда ваши мужчины смогут брать себе в жёны наших женщин, а наши мужчины смогут жениться на ваших женщинах, и мы станем единым народом» (Быт 34,16). Так постепенно богатства, с которыми пришли чужестранцы, станут перетекать в его город. Получается, что бедная Дина стала просто частью хитроумного плана по постепенному ограблению Израиля. Если следовать этой версии, то получается, что учиненная впоследствии резня была лишь самообороной сынов Иакова. У них не было опыта военных действий, и они ничего не могли противопоставить жителям города, многие поколения оборонявшего себя силой оружия. Тогда они ответили хитростью на хитрость. Предложив обрезание, они вырезали приходящих в себя после этой операции мужчин.

Так имя Дины приобрело еще одно значение – отмщенная. Как же дальше сложилась судьба девушки? В Библии мы не найдем никаких подробностей, поэтому обратимся к апокрифам.

У Дины была дочь от Сихема по имени Аснат (Оснат или в синодальном переводе Асенефа). Поскольку она стала живым напоминанием о позоре Дины, то братья решили отослать девочку подальше. Иаков надел ей на шею медальон-табличку с именем Бога и больше никто ее судьбой не интересовался. А тем временем рука Божия направила девочку в Египет, где она попала в дом жреца Поти-Фера (в синодальном переводе Потифар, хозяин Иосифа, Быт 39), жена которого была бесплодна. Здесь Аснат получила прекрасное воспитание, но и сохранила память о том, что принадлежит к дому Израиля. Именно поэтому впоследствии фараон отдал ее в жены Иосифу (Быт 41,50).

А что же сама Дина? Апокриф «Завещание Иова» повествует о том, как Иов, потеряв детей и жену, пришел свататься к Иакову, прося руки Дины. Этот текст предполагает, что Иов был потомком Исава. В те дни, когда Иаков ушел в Египет, Иов остался в Ханаане и прожил долгую жизнь. Его первая жена, говорившая «Ты всё ещё верен Богу? Ты всё ещё остаёшься верным своей непорочности? Прокляни Бога и умри!» (Иов 2,8), последовала своему совету и покончила с собой, не выдержав горя, свалившегося на ее невинную голову. Второй женой Иова становится Дина, женщина тоже хорошо знающая, что такое страдание и могущая наполнить его новую жизнь любовью и заботой.

Впрочем, существует и версия, согласно которой Дина сразу стала женой Иова, и весь путь потерь и страданий они прошли вместе.

История Дины представляет собой богатое поле для домыслов. Библейский бытописатель ни слова не говорит о чувствах девушки, нигде не звучат ее слова, даже описания ее внешнего облика мы не находим. Только один момент, в котором сквозит осуждение – желание Дины познакомиться с жизнью соседнего народа. История Дины – во многом это история любой женщины, любого человека. В ней, может быть, только одно яркое событие. В истории Дины это несчастье. Или вся жизнь может пройти незаметно, как легкий ветерок по песку, не оставляя следа. Тем не менее, жизнь Дины и попытки ее осмысления последующими поколениями напоминают нам о том, насколько мы важны для Бога.

Только кажется, что простому человеку нет места в истории, что он только статист, создающий фон для того, кто обличен величием. Но на самом деле для каждого из нас есть свое место. Каждый из нас ценен. Братья отправились мстить за Дину. Некоторые экзегеты сравнивают их с ангелами, отправившимися разорить гнездо аспида, похитившего овечку из стада Господня. Но самое главное – никто не отвергает бедную девушку, подвергшуюся унижению. Напротив, братья принимают ее и заботятся о ней. Для патриархального общества того времени, в котором женщина была всегда сама виновата в своих проблемах, это был жест великого милосердия и мужества. И это тоже прекрасный пример отношения к тем, кто кажется нам грешниками. Не зря имя этой несчастной девушки Дина – Суд, потому что ее история и история отношения к ней братьев словно предсказывает слова Спасителя «какою мерою мерите, такою отмерится и вам» (Лк 6,38).

Анна Гольдина

На страницу цикла

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии