Житие св. Эскиля Стренгнесского, епископа и мученика

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Анонимный автор XIII (?) в.

Пер. слат. по Eschillus, Episcopus Strengenensis Mart. in Sudermania Suecie provincia(S.), Vita Ex Ms. Suecico. // Acta Sanctorum, Junii T. II, – pp. 599-600


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


[1] Виноградная лоза Господа Саваофа – это Святая Церковь, которую Он перенёс из Египта и насадил десницей Своей (ср. Пс. 79:15-16). Хотя она широко раскинула побеги свои по миру, северный край Шведский, доселе оледенелый и запустелый порождал в оцепенении неверия своего лишь терния и волчцы (ср. Быт. 3:18). Очевидно, подобно тому, как некогда апостолы не были допущены Духом Святым проповедовать слово Божие в Асии (ср. Деян. 16:6), так же Божий Промысел, зная, что не было ещё достойных спастись, удалил учителя от земли оной, дабы не дана была святыня псам (ср. Мф. 7:6) и презревшие её не сподобились горшего наказания. Наконец, когда пришло время помиловать её (ср. Пс. 101:14), в год Господень примерно восемьсот сорок пятый по милости Божией туда был послан императором Людовиком (I Благочестивым, 778-840 гг.) святой Ансгарий (801-865 гг., пам. 3 февраля), епископ Бременский, дабы, сея слово Божие, как благой земледелец, насадить на месте терний виноградник.

[2] Позднее, когда враг посеял плевелы (ср. Мф. 13:25), виноград стал горек (ср. Втор. 32:32) и вместо гроздов принёс дикие ягоды (ср. Ис. 5:2); ибо, изгнав епископа Симона, назначенного им блаженным Ансгарием, и убив племянника его, народ возвратился к деяниям языческим. Когда сияние правды совсем склонилось было к закату, как бы в одиннадцатый час Хозяин дома (Мф. 20:1-6), Спаситель мира, желая спасти Свой уже засыхающий виноградник, лишившийся влаги спасительного учения, повелел облакам (Пс. 77:23) Своим, то есть проповедникам, одождить её ливнем. Для того по неизреченной милости Своей Он послал им бл. Зигфрида (Шведского, ум. 1045 г., пам. 15 февраля), словно бы перенесённого с небес, который, оставив вершины архиепископского достоинства, нищий отправился к неверующим, чтобы проповедовать им Евангелие Христово; и дал ему неотлучного сподвижника на путях его, учителя несравненного бл. Эскиля, происходившего из Британии, что был капелланом его и сродником. Сии двое ветров, тёплые и дождливые, Промыслом насланные в край Шведский, увлажнили иссохшие сердца неверных потоками небесного разумения, и вновь начали там прорастать ожившие побеги добродетелей.

[3] А кое-что из благословенных деяний бл. Эскиля мы постарались в меру наших скромных писательских способностей предать памяти.

Сей святой, вышедши из поры раннего детства как маслина с плодами и как возвышающийся до облаков кипарис (Сир. 50:11), презрел мирские обольщения и целиком предался любви Божией. Наставленный уроками Закона Божия, он вволю почерпнул из медвяных потоков его, благодаря чему многим впоследствии дал испить от кубка спасения. Вступив в зрелые лета, он так был вдохновлён Богом, что сравнялся в заслугах с блаженным Авраамом, коему было сказано: «Выйди из земли твоей и из родства твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе, и Я взращу от тебя великий народ» (ср. Деян. 7:3; ср. Быт. 12:2).

[4] Он покинул, презрев связи с родиной и родством, Британию, откуда происходил, и отправился в государство Шведское, уверенный в том, что, чем сильнее он во имя Божие удалится от своей земли, тем более приблизится к Небу. Милость и справедливость возрастали в нём с годами, и делал он всё по тому образцу, какой показан был ему на горе (ср. Исх. 25:40), а именно – в зерцале добродетелей, святом Зигфриде, подражателем святейшей жизни коего он старался быть. Когда же сделался он Христовым благоуханием (ср. 2 Кор. 2:15), молва о его святости достигла слуха короля Инге (I Старшего, ум. ок. 1110 г.), державшего тогда королевский скипетр в государстве Шведском.

[5] Поскольку Промыслу Божию было угодно, чтобы столь ярко горящая свеча была поставлена на небесный подсвечник, дабы давала она свет многим (ср. Мф. 5:15), то по общему согласию он был избран епископом Швеции в месте, называемом Нордханс-Ког, а бл. Зигфрид торжественно посвятил его. После же того, как он взошёл на архиерейский престол, как утренняя звезда среди облаков (Сир. 50:6), он многих, оставшихся блуждать в пустыне, где нет путей (ср. Пс. 106:40) благого примера, возвратил сиянием святого учения на путь небесного отечества. И почтил народ благодаря ему Христа, воссиявшего, точно луч солнца на вершине горы; и многие верные, вняв несравненной проповеди о Нём, возгорелись ревностью о вере и стали возводить храмы в честь святых, низвергать нечестивые капища и вырубать рощи, в которых ещё недавно совершали кощунственные жертвоприношения; посему заслуженно можно повторить за пророком: «Эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский» (Иез. 36:35), ибо вместо идолов и капищ в ней храм Бога живого (ср. 2 Кор. 6:16).

[6] Однако древний враг, увидев это и возненавидев епископа за то, что его насаждения день ото дня увядают, а Церковь с умножением верных торжествует, задумал погубить жизнь пастыря, чтобы рассеянные овцы (ср. Мф. 26:31) сделались уязвимы для укусов адских волков. Наконец, сей противник, чьё дыхание – как угли горящие (ср. Иов. 41:12. – пер. П. Юнгерова), распалил жгучим гневом неких дурных людей, желавших последовать обратно за сатаной, против короля Инге, защитника веры. Они, видя, что под его властью им не будут дозволены их мерзости, собрали войско и, победив короля в войне, изгнали его из королевства. После сего по образу части народа израильского – которая, живя вне царства Ровоамова, где был храм и свершалось поклонение истинному Богу, сделала себе царём Иеровоама, по чьему наущению предалась идолослужению и поклонилась тельцам, – эти, отвергнув государя христианского, избрали себе королём идолопоклонника, некоего Свена, нечестивого и недостойного звания королевского, прозываемого Блодсвен (швед. «Кровавый Свен») – заслуженно, раз позволил он им пить кровь животных, возливаемую в жертву истуканам, и есть идоложертвенное.

[7] Итак, как филистимляне, что по пленении Самсона направились в храм Дагона принести жертвы своему богу, подобным же образом и множество этих неверных, восторжествовав над борцом за веру, сиречь королём Инге, собрались вместе с королём своим в Стренгнес, в идольское капище, дабы заклать богам своим в приношение скот крупный и мелкий (ср. Лев. 1:2). И устроили они там пир великий в честь короля и во славу богов, от жертв они коим вкушали тук и пили вино возлияния, возглашая здравицы новому государю.

[8] В то время епископ св. Эскиль, оказавшийся там в церкви, услыхал молву и, будучи ревнителем крепким (Вульг. Исх. 20:5), как ещё один Илия, который во дни свои не устрашился правителя; облекшись в броню праведности (Еф. 6:13), прикрывшись щитом веры (ср. Еф. 6:16) и взяв меч Духа, который есть Слово Божие (Еф. 6:17. – пер. Евг. Розенблюма), вместе с клириками своими и немногими другими бестрепетно прошествовал к идолопоклонникам и, став, наконец, перед ними, возгласил обличение им в том, что, забыв Господа Создателя своего (ср. Вульг. Исх. 32:18), они принесли жертвы бесам, а не Богу (ср. Исх. 32:17). Но они закрывали, как аспиды, уши свои, дабы не слышать закона Божия (ср. Прит. 28:9), и облаивали слова его. Видя сие, человек Божий, возведя очи и руки к небу, молил Бога (ср. 2 Мак. 3:20), дабы явил Он знамение гнева Своего (ср. 2 Мак. 3:24), из коего познали бы окаменелые сердца неверующих, что Он единый истинный Бог (ср. Ин. 17:3).

[9] Когда завершил он молитву, внезапно повторилось древнее знамение, что свершилось по прошению Самуилову против филистимлян. Ибо сильным громом возгремел Господь (ср. 1 Цар. 7:10), а град, снег и ливень, сошед, смели жертвенники и приношения, а на епископа не попала ни единая дождевая капля. Увидев это, сыны Велиаловы (ср. Вульг. Втор. 13:13) исполнились гнева и набросились на него, а один из них, жрец, Спадбодде именем, разбил ему голову камнем, а другой сокрушил ему череп секирой. Тогда святая кровь, истекши из ран, пролилась на камень, на котором он стоял, и доныне, как говорят, вроде бы неизгладимо на нём виднеется (как грех Иуды, записанный пером железным роговой тверди) в память о свершившемся злодеянии.

[10] Затем, когда святой мученик полуживой пал наземь, несколько знатных мужей, схватив его, потащили к королю, и, дабы не смог он сказать, что страдает без причины, стали говорить, что он колдовскими ухищрениями так взбаламутил воздух, чтобы оскорбить нового короля и богов. И когда нечестивый король немедля вынес смертный приговор (как Иоас – праведному первосвященнику, сиречь Захарии (2 Пар. 24:21)), отвели св. Эскиля на гору близ долины, где ныне располагается монастырь братьев-проповедников, и там он, как Иеремия, и Стефан за ревность в вере и защиту истины, закиданный камнями, окончил жизнь временную, а в небесах начал вечную и блаженную. И подобно тому, как Гедеон, разбив кувшин, явил зажжённый светильник (ср. Суд. 7:20), так же и здесь – из разбитого алавастрового сосуда (ср. Мк. 14:3) тела его изошло благоухание (ср. Ин. 12:3) чудес. Ибо многие страдавшие от недугов по заступничеству и молитвам его, что подтверждается в записях о его чудесах.

[11] И как во времена Ахава, когда после истребления пророков Господних воцарилось идолопоклонство, Бог сохранил семь тысяч мужей, не преклонивших колен пред Ваалом (ср. 3 Цар. 19:18), так и ныне многие добрые верные не согласились с кощунственными деяниями неверных и не простёрли рук своих к беззаконию (Пс. 124:3). Они унесли тело мученика, надеясь похоронить его в церкви. Когда ж они пришли на место, что ныне называется Эскильстуна, небо затмили такие густые тучи, что дальше нести тело было никак не возможно. Той же ночью было откровение тому, кто первый бросил в него камень, что в том месте подобает в честь мученика построить базилику, что и было сделано.

[12] Итак, после того, как погребли его останки, ради просиявших от них чудес появились защитники овец двора Господня от волков. Он – Самсон наш, который умертвил при смерти более, нежели в жизни своей (ср. Суд. 16:30). По заслугам мы называем его блаженным мучеником, ведь он удостоился приобщиться Страстей Христовых. Пострадал он порой весенней, во время Страстей Христовых, в исполнение правды Божией, ибо подобало цветущему розану, заалев кровью мученичества, в дни весенние перенестись в небесный розарий, а по заступничеству его и славным молитвам да уделит нам ныне благодать в настоящем и славу в будущем Иисус Христос, Господь наш, благословенный во веки веков. Аминь.

Перевод: Константин Чарухин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии