FAQ: Добродетели

Что понимается под добродетелью?

Добродетель – это постоянное внутреннее расположение к добру и страстное желание делать добро.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Это значит, что на пути к Богу мы должны изменить себя. Наши собственные силы позволяют нам сделать лишь несколько шагов в этом направлении. Бог же, поддерживая человеческие добродетели Своей благодатью, через это дарует нам так называемые богословские добродетели, с помощью которых мы можем приблизиться к Божественному Свету.

Почему мы должны работать над собой?

Мы должны работать над собой для того, чтобы свободно, радостно и легко делать добро. В первую очередь нам в этом помогает твёрдая вера в Бога, но также и то, что мы живём добродетельно. Последнее означает, что с Божьей помощью мы формируем в себе внутреннее твёрдое убеждение не подчиняться никаким порочным страстям, а все силы разума и воли настойчивее направлять на совершение добра.

Главными добродетелями являются: благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. Их называют ещё «кардинальными добродетелями» (от лат. сardo – «стержень, вокруг которого идёт вращение», соответственно cardinalis – «главный, основной»).

* * *

“Не бойся, что твоя жизнь однажды закончится. Лучше бойся, что ты упустил возможность правильно её начать” (Блаженный Джон Генри Ньюман)

“Жить добродетельно есть не что иное, как любить Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими делами. Ему подобает вся полнота любви (благодаря воздержанности), которую не может поколебать никакое несчастье (благодаря мужеству), которая Ему одному подчинена (благодаря справедливости) и которая бодрствует, чтобы всё распознавать и не попасться на хитрость и ложь (благодаря благоразумию). Святой Августин.

* * *

См. также ККЦ 1803, 1804–1805, 1810–1811, 1833-1834, 1839

Как человек становится благоразумным?

Человек благоразумен, если он учится отличать существенное от несущественного, ставить правильные цели и выбирать наилучшие средства для их достижения.

Благоразумие – это та добродетель, которая руководит, ведёт за собой другие добродетели, поскольку именно благоразумие позволяет нам распознавать добро. Кто хочет вести добродетельную жизнь, должен прежде всего знать, что такое добро, и ценить его значимость, подобно купцу из Евангелия, «который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф 13, 46). Только благоразумный человек может верно применять справедливость, мужество и воздержанность для совершения добра.

* * *

“У благоразумия два глаза; один предвидит, что надо сделать; другой впоследствии рассматривает то, что было сделано” (Святой Игнатий Лойола).

* * *

См. также ККЦ 1806, 1835

Что значит поступать справедливо?

Человек тогда поступает справедливо, когда он имеет постоянную и твёрдую волю давать Богу и ближнему то, что подобает.

Основное правило справедливости – «каждому своё». Требования, которые предъявляются к одаренному ребёнку и к ребёнку, страдающему душевным недугом, должны быть разными, чтобы оба в полной мере могли реализовать свои права. Справедливость стремится к установлению гармонии, к тому, чтобы каждый получил то, что ему подобает. Также и в отношении к Богу мы должны руководствоваться справедливостью и давать Ему то, что Его: любовь и поклонение.

Что означает быть мужественным?

Тот, кто мужественен, постоянно демонстрирует твёрдость в следовании добру, даже если за это придётся отдать свою жизнь.

* * *

“Справедливость без милосердия жестока, милосердие без справедливости обесчещено” (Фридрих Бодельшвинг (1831–1910), немецкий протестантский богослов, основатель Института лечения эпилептиков в Бетеле).

“Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (2 Тим 4, 2).

“Мужественному счастье и несчастье, как правая и левая рука: он пользуется обеими” (Святая Екатерина Сиенская).

* * *

См. также ККЦ 1807, 1809, 1835-1836

Почему воздержанность является добродетелью?

Воздержанность – это добродетель, поскольку невоздержанность и неумеренность проявляют себя как разрушительные силы во всех сферах человеческой жизни.

Тот, кто не воздержан, подчиняет себя власти своих инстинктов и импульсов, причиняет своей ненасытностью вред и себе, и окружающим. К воздержанности близки по смыслу «трезвость» и «рассудительность».

* * *

“Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит 2, 11-12).

* * *

См. также ККЦ 1809, 1838

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии