FAQ: Таинство Елеосвящения

Как объяснялась «болезнь» в Ветхом Завете? Почему Иисус проявлял столько внимания к больным?

В Ветхом Завете болезнь часто воспринимали как тяжкое испытание, на которое можно было жаловаться, и в котором можно было узнать десницу Божью. Уже у пророков появляется мысль, что страдание является не обязательно проклятием и не всегда следствием личного греха, но что, терпеливо перенося страдания, можно служить другим.

Иисус пришёл, чтобы показать Божественную любовь. Часто Он делал это там, где мы чувствуем себя особенно уязвимыми: в ослаблении нашей жизни болезнью. Бог хочет, чтобы мы исцелились и душой и телом, чтобы благодаря этому уверовали и познали грядущее Царство Божье.

Иногда нужно заболеть, чтобы понять, в чём мы – в здравии или болезни – больше всего нуждаемся: в Боге. У нас нет жизни, кроме как в Нём. Поэтому больные и грешники имеют особое чувство того, что существенно. Уже в Новом Завете больные искали встречи с Иисусом: они пытались «лишь прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19).

* * *

“Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни” (Мф 8, 17).

“Больной человек лучше предвидит и чувствует, чем другие люди” (Райнхольд Шнайдер (1913–1958), немецкий писатель).

* * *

См. также ККЦ 1502-1505

Почему Церковь должна особо заботиться о больных?

Иисус показывает нам: Небо страдает вместе с нами, если мы страдаем. Бог хочет, чтобы Его узнавали даже в «меньших братьях» (Мф 25, 40). Поэтому Иисус определяет заботу о больных как центральную задачу. Он призывает: «Больных исцеляйте!» (Мф 8, 17) – и обещает верующим в Него Божественную власть: «Именем Моим будут изгонять бесов… и возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17-18).

Характерным признаком христианства всегда была забота о старых, больных и нуждающихся в уходе людях. Мать Тереза, заботившаяся об умирающих в беднейших районах Калькутты, – лишь одна из длинной цепочки христиан, находивших Христа именно в тех, кого отталкивали и сторонились. Если христиане действительно являются христианами, то от них исходит исцеляющее действие. Некоторым даже дано исцелять недуги тела силой Святого Духа (харизма исцеления).

* * *

“Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мк 2, 17).

“Даже самый скверный христианский мир я предпочёл бы самому лучшему языческому, так как в христианском мире есть место для тех, кому не найдётся места в языческом: для увечных и больных, для старых и слабых. И там есть нечто большее, чем просто место: там есть любовь – для тех, кто в языческом, безбожном мире считался и считается бесполезным”. (Генрих Бёлль (1917–1985), немецкий писатель)

“Забота о больных должна быть превыше всего; надо так о них заботиться, как если бы они были самим Христом”. (Святой Бенедикт Нурсийский (ок. 480–547), один из основателей западного монашества)

“Мы приносим ещё одно обещание быть слугами и рабами наших господ – больных” (Из устава ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден))

* * *

См. также ККЦ 1506–1510

Для кого предназначено таинство Елеосвящения?

Таинство Елеосвящения может принимать любой верующий, здоровье которого находится в критическом состоянии.

Елеосвящение можно принимать в течение своей жизни неоднократно. Так, целесообразно, когда молодые люди просят об этом Таинстве, если им предстоит, например, тяжёлая операция. Многие христиане в такие моменты сочетают Елеопомазание с исповедью (или даже исповедью за всю жизнь): они хотят в случае неблагоприятного исхода предстать перед Богом с чистой совестью.

* * *

“Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне” (Иак 5, 14).

“Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин 6, 54).

* * *

См. также ККЦ 1514–1515, 1528–1529

Как совершается таинство Елеосвящения?

Существенным обрядом при совершении Таинства Елеосвящения является помазание лба и ладоней освященным елеем (растительным маслом) в сопровождении молитвы.

Как действует Елеосвящение?

Елеосвящение дарует утешение, мир и силу и тесным образом соединяет больного в его тяжёлой ситуации и в его страдании со Христом. Ибо Господь претерпел наши страхи и нёс нашу боль в Своём Теле. У некоторых в результате Елеосвящения происходит исцеление тела. Если Бог хочет призвать кого-то к Себе, то Он дарует в Елеосвящении силу, помогающую перенести всю телесную и душевную борьбу на этом последнем пути. В любом случае Елеопомазание больных имеет действие прощения грехов.

Многие больные боятся этого Таинства и откладывают его на самый последний момент, потому что они думают, что это своего рода смертный приговор. Однако на самом деле всё наоборот: Елеосвящение является своего рода страховкой жизни. Кто, будучи христианином, сопровождает больного, должен избавить его от всякого ложного страха. Большинство находящихся в тяжёлых ситуациях интуитивно чувствуют, что в данный момент для них нет ничего более важного, чем непременно и незамедлительно положиться на Того, Кто победил смерть и Кто Сам есть жизнь: на Иисуса Спасителя.

Кто может совершать Елеосвящение?

Совершение Елеосвящения осуществляется епископами и священниками. Христос действует через них в силу их священства.

* * *

“Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа (…) и, избавив тебя от грехов, да спасёт Он тебя и милостиво облегчит твои страдания” (Из чина Елеопомазания больных)

* * *

См. также ККЦ 1516–1523, 1530-1532

Что такое последнее напутствие – виатик?

Под последним напутствием (виатиком) понимается последнее Святое Причастие , которое человек получает перед смертью.

Редко Причастие так жизненно необходимо, как в тот момент, когда человек завершает свою земную жизнь: в дальнейшем он будет обладать жизнью настолько, насколько обрел ее в соединении с Богом, в приобщении Богу.

* * *

“Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной” (Пс 22 (23), 4).

“Вечное блаженство – это такое состояние, в котором созерцать – значит насыщаться” (Симона Вейль, (1909–1943), французская анархистка, философ и мистик).

* * *

См. также ККЦ 1524–1525

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии