Архиепископ Павел Пецци принимает участие в католически-православном форуме в Париже

9 января в Париже начал работу V Европейский католически-православный форум, посвящённый теме «Европа в страхе перед угрозой фундаменталистского терроризма. Ценность личности и свобода религиозного исповедания». Форум, организованный Советом епископских конференций Европы (CCEE), собрал делегатов поместных Церквей Европы ― 12 православных и 12 католических. Архиепископ Павел Пецци, принимающий участие в работе Форума, рассказал о его работе Информационной службе Архиепархии Божией Матери в Москве.

На мой взгляд, очень правильно, что этот Форум подошел к рассмотрению столь актуального вопроса именно исходя из ценности человеческой личности. Румынский греко-католический архиепископ Флорентин Крихалмеану подчеркнул этот основополагающий момент в своём выступлении: «Человеческий индивидуум обладает достоинством личности, он способен познавать и быть познанным, владеть другими и собой, свободно дарить и отдавать себя, входя, таким образом, в общение с Богом и с другими людьми. Человек способен отвечать верой и любовью на Божию любовь. В этом смысле с момента сотворения достоинство человеческой личности соотнесено с её религиозностью. В силу своей души и способностей человек может выбирать, полностью осознавая то, что он делает, потому что он свободен».

Православный со-председатель Форума митрополит Геннадий Сассимский (Константинопольский Патриархат) подтвердил тот факт, что достоинство человеческой личности проистекает непосредственно из любви Божией. Человек создан по образу и подобию Бога, и этим обусловлены священность жизни с самого её появления в лоне матери до последнего вздоха, важность духовного и материального благосостояния личности, безопасность всех людей и возможность для каждого человека жить, пользуясь полной религиозной свободой, и свободой вообще.

В этом смысле любое появление фундаментализма является жестоким и насильственным, поскольку ставит под угрозу всё то, что составляет человеческую личность. Террористический фундаментализм «любит» смерть, в то время как религия любит жизнь. Мы, христиане, призваны созидать пространство, где есть возможность свидетельствовать о красоте достоинства личности, о том, что и защита жизни и достоинства личности действительно содействуют общему благу.

Профессор Жиль Кепель, один из крупнейших специалистов по исламскому фундаментализму (три раза получивший фетву, то есть смертный приговор со стороны исламских фундаменталистов) в своём выступлении напомнил, что после гибели о. Жака Амеля в Руане от рук двух молодых людей арабского происхождения, действиями которых манипулировало через социальные сети так называемое Исламское Государство, епископ Руана Доминик Лебрюн в своей проповеди подчеркнул, что человек, будучи сам по себе благим,  становится бесчеловечным, когда им обладает дьявол. В этом можно увидеть корень любого фундаментализма: превращение блага во зло ради зла.

Профессор Кепель представил интересный исторический обзор истории джихада. Впервые на мировом уровне джихад появляется на свет в 1979 году после иранского шиитского путча и афганского суннитского сопротивления. Был открыт ящик Пандоры, который очень трудно закрыть. По всему миру распространились многочисленные имамы, которые продолжили джихад в Алжире, Египте, Боснии. Террористический фундаментализм сеется на основе одного стиха из Корана ― вернее, одной особой интерпретации этого стиха. Однако это становится началом глубокой дискуссии в исламском мире о том, каким образом можно интерпретировать Коран.

В 1997 этот джихад терпит поражение, но 11 сентября 2001 года появляется новый джихад: Бин Ладен и Аз-Завахири были убеждены, что призваны возвратиться к тому, что сотворил пророк. Они связывали падение башен-близнецов в Нью-Йорке с падением Константинополя и освобождением Афганистана от Советской Армии. Но и этот второй джихад потерпел поражение. Третий джихад начинается Аль-Сури, одним из “генералов” Бин Ладена, который критиковал стратегию Бин Ладена: наступать необходимо «не сверху, а снизу». Сегодня джихад уже старается вовлечь мусульман, которые живут в западных странах, но не смогли интегрироваться в это общество.

Главный вопрос сегодня: оправдывается ли жестокость, насилие, терроризм священным текстом? Будет ли исламский народ поддерживать насилие или сопротивляться ему? Есть ли связь между потоком мигрантов и терроризмом? Кто-то говорит, что не ислам стал радикальным, но наоборот: радикализм «изламизировался». Терроризм ― это не война, а террорист ― всегда преступник, потому что он идёт не против солдата, а против мирных граждан. Однако осудить его нужно в соответствии с законом, иначе мы рискуем ответить на ненависть ненавистью, чего обычно и добиваются террористы.

Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Фото: CCEE

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии