Фото: Торжество святого Франциска Ассизского в Москве

Память святого Франциска Ассизского Католическая Церковь отмечает 4 октября. Для братьев францисканцев – монашеского ордена, основанного св. Франциском – это торжество, которое они начинают праздновать еще накануне, совершая богослужение Transitus, состоящее из псалмов, чтений из жития святого и Евангелия, в память о вечере 3 октября 1226 года, когда в Порциункуле со словами «жить и умереть мне одинаково сладко» Серафический отец перешел из земной жизни в вечную.

В Москве торжества, посвященные святому Франциску, начались 3 октября с богослужения Transitus и закончились 4 октября торжественной Святой Мессой в монастыре Братьев Меньших Конвентуальных.

Первый день торжеств прошел в московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, где в притворе храма по традиции братья организовали книжную ярмарку, познакомив прихожан и гостей собора с книжными новинками своего издательства. Здесь же было отслужено богослужение Transitus, под предстоятельством Генерального кустода Ордена Братьев Меньших Конвентуальных о. Дария Харасимовича, в сослужении с настоятелем монастыря францисканцев – о. Петром Корнелюком и о. Виталием Костюком OFM, который проповедовал на богослужении.

В своей проповеди о. Виталий подчеркнул, что смерть cвятого Франциска называли «переходом», но немногие осознавали, что в нем, а не в прекращении земной жизни, был переход к истинной жизни. «Именно жизнь на земле стала блаженным переходом в жизнь вечную. Своим примером жизни земной св. Франциск создал «братство», которое нашло во Франциске не столько правила жизни, сколько образ жизни. Святой Франциск жил Евангелием и  принял откровение Христа простым сердцем ребенка, воспринимая буквально все слова Иисуса. Он не хотел давать никаких других правил, кроме слов Евангелия, потому что для него все заключалось в отношениях с Господом Иисусом, во взаимной любви между нами и Богом. И в конце своей земной жизни Франциск сказал  своим братьям и всем нам: «Своё дело я исполнил, а в вашем деле наставит вас Христос» (FF 1239)». Заканчивая свою проповедь? о. Виталий обратился к присутствующим со словами: «Так давайте будем идти за Христом по следам и завету св. Франциска и не будем обременять тех, кого встретим на пути, критикой и безжалостным осуждением, потому что они живут или делают не так как мы, чтобы мы сами и все люди могли лучше познать Сына Божьего, умершего за нас, и в Нем познать Отца Небесного с той же радостью, что и святой Франциск».

По завершении богослужения Генеральный кустод Ордена Братьев Меньших Конвентуальных о. Дарий Харасимович благословил всех присутствующих мощами святого Франциска Ассизского.

Второй день торжеств прошел в монастыре Братьев Меньших Конвентуальных и начался со Святой Мессы под предстоятельством архиепископа Павла Пецци в сослужении с братьями-францисканцами и священниками других конгрегаций, в присутствии многочисленных верных, которые пришли в этот день, чтобы поздравить францисканцев и разделить с ними радость торжества.

Архиепископ, обращаясь ко всем собравшимся на богослужении, сказал: «Дорогие братья и сестры, в этом году в преддверии празднования памяти святого Франциска, я сосредоточил свое внимание на словах святого Павла «Никто да не отягощает меня,  ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Мы  не знаем точно, о каких именно язвах говорит Павел, но точно знаем, о каких язвах идет речь относительно святого Франциска. Это язвы, прежде всего, связывающие его с Самим Христом. Неслучайно Павел говорит, что носит язвы Иисуса Христа. Он не говорит, что носит свои язвы. И это значит, что это особое явление является, прежде всего, даром. Это не плод наших заслуг, это не наш подвиг, а это именно дар Иисуса Христа. В словах, которые мы слышали сегодня, мы можем по крайне мере немного подойти к осознанию природы этого дара. Это прежде всего близость Самого Иисуса Христа. Господь дает этот дар святому Франциску не потому что тот молодец и уже был близок ко Христу, но как бы Иисус говорит ему: возьми то, что приближает еще глубже тебя ко Мне. В чем заключаются эти язвы? Они, как мы слышали сегодня, отождествляются со  Христом. Однако Иисус не говорит о кресте, как обычно мы привыкли говорить, как о чем-то очень тяжелом, о чем-то, что невозможно терпеть. И когда мы повторяем, что каждый должен носить свой крест, но на самом деле не верим в это и не добавляем это в свое сердце. А вот Иисус говорит о кресте совсем по-другому, Он не смягчает крест, но придает противоположный смысл кресту. Он говорит, что это бремя, но он делается легким. Для Иисуса это самый великий дар, который Он может дать нам, чтобы показать дружбу с человеком. Иисус призывает человека стать еще ближе к Себе именно на кресте, и чтобы мы не пугались. Он говорит нам, каков смысл креста. Смысл – это спасение, о котором мы пели сегодня, то есть это наше наследство, наше богатство. И не случайно для всех святых, но особенно для святого Франциска, крест отождествлялся с радостью, с хвалой, со славой. На кресте прославляется не только Христос, но и  человечность всех, кто следует за Ним».

По окончании богослужения о. Дарий Харасимович обратился ко всем присутствующим со словами благодарности, поздравил владыку Николая Дубинина с годовщиной рукоположения в епископы, а также священников, кто в этот день отмечает годовщину рукоположение в сан пресвитеров.

Праздник продолжился во францисканском культурном центре, где гостей  ожидал празднично накрытый стол, презентация новой книги Игоря Баранова и Марты Хамув «Под небом Ассизи» и музыкальная программа.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии