2 воскресенье Адвента (Мк 1, 1-8)

Чтение второго воскресенья Адвента кажется довольно простым. Ведь с первых дней посещения воскресной школы нам объясняют, что Ангел пустыни – это Иоанн Креститель, что он возвещал о приходе Мессии и проповедовал покаяние. Но все равно множество вопросов остается, и сегодня Данилка задает их евангелисту Марку.

— Скажите, пожалуйста, кто такой Ангел? Разве речь идет не о существе с крыльями? И зачем Господу посылать его перед Собой?

— Представлять себе ангела как некое существо с нимбом и крыльями не очень-то правильно. И, хочу тебе сказать, что мои современники, жившие в первом веке от Рождества Христова, при использовании самого этого слова «ангел» ничего такого романтичного в белых длинных одеждах и в красивом веночке себе не выдумывали. Первые христиане по большей части были людьми простыми и далекими от языческого представления о красоте. Те, кого я встретил в Риме, когда находился там вместе с апостолом Павлом, нередко прекрасно разбирались в искусстве, но в Церкви Христовой они искали чего-то совсем иного, нежели удовлетворения своих эстетических потребностей.

Когда я писал Евангелие, моя община подвергалась преследованию. Они отдавали свои жизни не ради некоего прекрасного учения, но для Него! И, что еще очень важно, Иисус и есть Евангелие, Благая Весть. И для встречи с Ним не нужно каких-то особых добавлений в виде прекрасных залов, красивых скульптур и иных изображений. Все эти картины, открытки и компьютерные образы появляются только для того, чтобы человек мог что-то выразить, как-то удовлетворить свои эстетические потребности. Понимаешь ли ты меня?

На самом деле ангел – это посланец. Именно так употребляется это слово в Библии в большинстве случаев. Еще есть библейское выражение «сыны Бога». В большинстве случаев речь идет о неких светоносных существах, т.е. существах, пребывающих столь близко к Богу, что Его свет наполняет их и отражается в них. Но разве нет подобных случаев в истории Израиля, когда речь идет о людях? Приведу тебе самый известный пример: Моисей, спускающийся с горы Синай после общения с Богом. «Когда Моисей спустился с горы Синай, неся с собой два плоских камня с соглашением, он не знал, что лицо его сияло от того, что Бог говорил с ним. Аарон же и весь израильский народ, увидев, что лицо Моисея ярко сияет, боялись подойти к нему» (Исх 34,29-30). Был ли Моисей в этот момент подобен ангелам? Был ли он в тот момент сам ангелом?

Вот как пишет пророк Малахия о приходе Мессии: «Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. Ни один человек не может приготовиться к этому дню, и никто не сможет устоять перед Ним, когда Он придёт. Он будет, как пылающий огонь и отбеливающее мыло для стирки. Он очистит народ Левия. Он сделает их чистыми, как очищенное огнём серебро! Он сделает их, как чистое серебро и золото. И тогда они принесут Господу дары и сделают это, как подобает». Как ты думаешь, какой образ Ангела сложился у иудеев? Иоанн, пришедший проповедовать на берег реки Иордан, был ли похож на этого Ангела? Все в приходе Иисуса не совпадало с теми представлениями, которые выработались на протяжении веков и воспринимались учителями Закона как некая непреложная истина. И тем не менее, ни в чем Мессия не отклонился от Писания, нигде не пренебрёг пророками.

А вот твой вопрос, зачем посылать Ангела вперед, перед Мессией, мне нравится. Здесь все дело в покаянии, в обращении. Подумай, кто такой грешник. Тот, кто не соблюдает Закон? Не исполняет религиозные предписания? Вот так и думали фарисеи и саддукеи. Но ведь если мы посмотрим на значение слова «грех» на иврите, то увидим, что это — непопадание в цель. Ты занимаешься музыкой и знаешь, что если какую-то фразу заучил неправильно, потом нужно неоднократное повторение, сначала чтобы запомнить правильное звучание, а потом уже — чтобы довести его до совершенства. Но сложнее всего признать, что ты где-то заучил неправильно, какую-то ноту пропустил или играешь ее быстрее, чем нужно. Все это и произошло с евреями моего века. Кажется, они играют нужные ноты, но ритм, тональность… Для этого и нужно покаяние, которое в проповедях моего наставника апостола Петра всегда понималось как обращение, новый взгляд на Иисуса, взгляд, полный доверия и готовности что-то менять. Именно о таком покаянии проповедовал Иоанн у Иордана, а не только о том, чтобы признать свои заблуждения. Чистое, открытое сердце – вот путь для грядущего Мессии.

— А зачем Иоанн начал крестить? Разве исповедания грехов недостаточно?

— Понимаешь, Крещение – это слово, связанное непосредственно с христианством. Иоанн, конечно, не крестил, как мы впоследствии, во имя Иисуса Христа или во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он проповедовал погружение, ознаменовывающее собой покаяние. Для иудеев до сих пор это обычная практика. В первую очередь она связана с ритуальной чистотой. Ведь ничто нечистое не могло входить в пределы Иерусалимского Храма. Поэтому паломники, прибывавшие из разных концов в Иерусалим, обязательно погружались в микву, чтобы очищенными идти в Храм. В Иерусалиме было множество таких «купален» с проточной водой. Только не думай, что это носило такой римский характер: пришел помылся и в белой тоге пошел. Речь не идет о гигиене. В микву погружаются с головой, словно умирая для греха. Люди, приходившие к Иоанну на Иордан, прекрасно это сознавали. Их души жаждали обновления. Они, конечно, видели несколько иного Мессию в своем воображении. Но были среди них и те, кто искал именно Бога, в чьих душах жила неутоленная духовная жажда. Ведь первые ученики приходит к Иисусу именно от Иоанна.

— Почему Иоанн назван «Гласом вопиющего в пустыне»?

— Это слова взяты из пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис 40,3). Если ты внимательно будешь слушать первое чтение сегодня на Мессе, то услышишь эти слова.

Посмотри на современный перевод этих слов: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: «Подготовьте путь Господу, проложите Ему прямую тропу»». Или в переводе Российского Библейского общества: «Голос глашатая в пустыне: Проложите путь Господу, прямыми сделайте тропы Его“». Кто такой глашатай? Это тот, кто на площади громким голосом зачитывает указы короля, например. Многие исследователи говорили о том, что Иоанн лишь передавал слова, пришедшие к нему от Бога. Но я думаю, что и сам он жил этими словами, возглашая их от самого сердца.

Выражение «глас вопиющего» уже стало устойчивым. Речь идет о том, кого не слышат, кто говорит об истине, но все доводы его тщетны. Но ведь речь идет не о том, что Иоанн эмоционально проповедует. А о том, что голос его звучит в пустыне, которой стал Израиль. Евреи так долго жили без пророков, так долго ждали Мессию, что сердца их стали подобны пустыне.

— Почему избран именно такой образ, пустыня? Она ведь в Израиле очень разная бывает, не всегда прям выжженная земля…

— Пустыня – это очень яркий образ. В еврейском языке слово «пустыня» родственно глаголу, означающему «говорить прямо». Не зря же ведь Господь нередко зовет Своих пророков в пустыню. Или вот распутную супругу пророка Осии Он тоже увлекает в пустыню. Кстати, ее история очень хорошо передает состояние Израиля к моменту прихода Мессии: «Она (Израиль) не знает, что это Я (Господь) давал ей зерно, вино и елей. Я давал ей в избытке золото и серебро, из которых израильтяне сделали истукана, идола Ваала. Но Я (Господь) вернусь. Я возьму назад Мой хлеб, когда придёт время урожая. Я возьму вино, когда созреет виноград. Я заберу назад шерсть и лён. Всё это Я дал ей, чтобы она могла прикрыть своё нагое тело. Теперь же, Я обнажу её перед любовниками, и они увидят её наготу. Никому не будет под силу спасти её от руки Моей. Я (Бог) положу конец её веселью, остановлю все торжества её, праздники новолунья и дни отдыха. Я уничтожу её виноградные лозы и смоковницы, о которых она говорит: «Мои любовники дали мне всё это». Я превращу её сады в глухие леса, и дикие звери поедят их плоды. Она служила Ваалам, и Я накажу её за это. Она кадила им, украшая себя серьгами и ожерельями, а потом, забыв Меня, бежала к любовникам». Так говорит Господь. Теперь же Я (Господь) проучу её. Я увлеку её в пустыню и буду ласково с ней говорить» (Ос 2, 8-14).

Пустыня – это место особой встречи с Богом. И в то же время пустыня – символ одиночества. Именно в пустыне перед народ избранным шел огненный столп, но пустыня была местом временного пребывания, временем роста, взросления.

«В пустыне проложите путь Господу»… Очень важно, где в тексте поставить двоеточие. «Глас вопиющего в пустыне: проложите путь Господу» или «Глас вопиющего: в пустыне проложите путь Господу». Если первый вариант, то получается, что Иоанн одинок в своем призыве к обращению. И мы не можем согласиться с этим, потому что знаем, что были те, кто искренним сердцем искал Бога и ждал Мессию. Если же второй вариант, то речь идет о том, что путь Господу нужно проложить в таком месте, где Он будет услышан, где Он сможет говорить прямо, тогда Он сможет преобразовывать, тогда сердце человека будет открыто для Его действия, готово воспринять слова, сказанные ласково.

— Спасибо! Я, кажется, понял. У меня еще один вопрос есть: а почему Иоанн говорит, что не достоин развязать ремень на обуви? Зачем этот ремень развязывать?

— У тебя возник этот вопрос, потому что ты живешь уже совсем в других реалиях. В мое время были специальные рабы, которые, кажется, больше ничего и не умели, как только носить обувь за своим господином и развязывать ремешки на обуви. Надо сказать, что тут нужно было некоторое мастерство. Дороги были грязные, пыльные. Тогда ведь ни канализации, ни водостоков, ни уборочной техники, ни дворников не было. Все это лежало прямо на дороге. Представляешь, в каком состоянии были сандалии?

Иоанн использовал выражение, которое передавало его огромное смирение. Он осознавал свою малость перед Тем, Кто идет следом за ним. Последний пророк Ветхого Завета призывал достойно встретить Того, Кто утрет всякую слезу и ответит на все чаяния сердца. В то же время Иоанн говорил о том, что грядет не Дед Мороз, который будет исполнять желания детей. А Тот, Кто будет изменять этих детей, делая из них взрослых людей, как вы говорите, зрелых личностей. Только зрелость эта будет для Царствия Божьего, а потому не сильно будет совпадать с тем, о чем вам рассказывают психологи. Вижу, у тебя есть, что мне возразить и о чем еще спросить, но давай оставим это для следующего раза. Мне нужно спешить.

Анна Гольдина и Данилка

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о