Грех: что это такое, и есть ли выход из трясины зла?

Что такое грех?

Грех – это по сути отрицание Бога и отказ принять Его любовь. Это проявляется в неуважении к заповедям Божьим.

Грех – это больше чем неправильное поведение. Не является он и психической слабостью. Его глубинная сущность – это всякое отрицание или разрушение чего-то доброго, отрицание всего доброго, отрицание Бога. Грех в своём глубочайшем и ужаснейшем проявлении есть разрыв с Богом, и в итоге разрыв с источником жизни. Поэтому и смерть есть последствие греха. Лишь через Иисуса мы понимаем бездонность греха: Иисус ощутил в Своей собственной плоти, что бывает, когда отказываются от Бога. Он принял смертельную тяжесть греха на Себя, чтобы избавить нас от него. Это мы называем «искуплением».

* * *

“Боже, от Тебя отвернуться – значит упасть. К Тебе обратиться – значит встать. В Тебе остаться – значит иметь надёжного помощника”. (СВ. АВГУСТИН)

* * *

“Самое страшное – не совершённое преступление, а несовершённое добро, которое могли бы сделать. Это грех неисполнения, который есть не что иное, как нелюбовь, и никто себя в ней не упрекает”. (ЛЕОН БЛУА (1846–1917), французский писатель)

* * *

См. также ККЦ 385–390

Что такое первородный грех? Какое отношение к грехопадению Адама и Евы имеем мы?

Грех в собственном смысле слова – это вина, которая подразумевает персональную ответственность. Поэтому словосочетание “первородный грех” означает не личный грех, а гибельное состояние человечества, в которое вступает каждый отдельный человек при своём рождении, ещё до того как он по своему свободному выбору начинает грешить сам.

Под первородным грехом, говорит Бенедикт XVI, надо понимать то, что «все мы носим в себе каплю яда, заставляющего нас думать подобно тому, как это описано в книге БЫТИЯ… Человек не верит Богу. Он, соблазнённый словами змея, затаил подозрение, что… Бог представляется соперником, ограничивающим нашу свободу, и что мы сами сможем стать в полном смысле людьми, лишь когда отойдём от Него… Человек не желает получать свою жизнь и полноту этой жизни от Бога… Поступая так, он доверяется лжи, вместо того, чтобы довериться истине, и погружается со своей жизнью в пустоту, в смерть».

* * *

“И сказал змей жене: …в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги” (Быт 3, 4–5).

* * *

“И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…” (Быт 3,7).

* * *

“Нравственное отношение к миру только тогда возможно и полезно, когда безобразие жизни, соучастие в смерти и грех, короче, весь первородный грех мы берём на себя и отказываемся всегда переносить вину на других”. (ГЕРМАН ГЕССЕ (1877–1962), немецкий писатель)

* * *

См. также ККЦ 388–389, 402–404

Вследствие первородного греха принуждены ли мы грешить?

Нет, однако вследствие первородного греха человек оказался глубоко испорчен и имеет склонность к греху. Тем не менее с Божьей помощью он всё ещё способен творить добро.

Мы не должны грешить ни в каком случае. А на деле мы вновь и вновь грешим, так как мы слабы, невежественны и податливы на искушения. Кстати, грех по принуждению не является грехом в собственном cмысле, потому что грех – это всегда свободный выбор.

* * *

“Линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?” (АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН (1918–2008), русский писатель и общественный деятель)

* * *

См. также ККЦ 405

Как Бог вытягивает нас из трясины зла?

Бог не созерцает, как человек вследствие своих грехов постепенно уничтожает себя и своё окружение. Он посылает нам Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, Который вырвет нас из власти грехов.

«Мне никто не может помочь». Такое умозаключение, сделанное на основе человеческого опыта, больше не может считаться верным. Куда бы ни завели человека его грехи, туда Бог Отец посылает Своего Сына. Следствием греха является смерть (ср. Рим 6, 23). Но следствием греха также является чудесная солидарность Бога, Который посылает нам Иисуса как друга и Спасителя. Поэтому первородный грех также называют felix culpa (= счастливая вина): «О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя!» (Литургия Навечерия Пасхи)

* * *

“Когда руки Христа были распяты на кресте, тогда же Он пригвоздил ко кресту и наши грехи” (СВ. БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ)

* * *

“Вот причина, по которой я верю в христианство: это религия, которую невозможно было бы выдумать”. (К.С.ЛЬЮИС)

* * *

См. также ККЦ 410–412, 420–421

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] может ли существовать цивилизация, не тронутая первородным грехом? Мог ли бы Сатана объявиться в том, что, казалось бы, […]

trackback

[…] нас от человеческой слабости и склонности ко греху. Поэтому мы нуждаемся в каком-то пространстве нового […]

trackback

[…] радикально исказило Учение Церкви о благодати, грехе, а особенно о первородном грехе.  Его основоположник, […]