Несмотря на опровержения историков, Папу Пия XII продолжают обвинять в том, что он не захотел сделать всего необходимого, чтобы помочь евреям во время Второй мировой войны. В частности, его критикуют за чрезмерное молчание.

Однако известный немецкий историк Михаэль Хеземанн говорит, что решение Папы умерить протест было результатом того, чему он научился за годы до этого, когда, работая в Государственном секретариате Ватикана и затем нунцием, он имел допуск к информации Ватикана о геноциде армян и участвовал в попытках его остановить.

Протесты Папы Бенедикта XV и его дипломатов только ухудшили положение армян, и Пий XII хотел избежать повторения этой истории, объясняет Хеземанн. В интервью ЗЕНИТу в преддверии поездки Папы Франциска в Турцию 28-30 ноября 2014 года Хеземанн проанализировал это массовое убийство и привел соображения о параллелях между ним и Холокостом и действиями Пия XII во время войны.

Папа Пий XII. Фото: www.bernardinai.lt

Папа Пий XII. Фото: www.bernardinai.lt

— Расскажите, пожалуйста, кратко о себе и о Ваших исследованиях как армянского геноцида, так и Пия XII.

Хеземанн: Последние 10 лет я изучал Папу Пия XII и пытался понять мотивы его предполагаемого «молчания» во время Холокоста и в то же время его многочисленных усилий спасти жизни как можно большему числу евреев, что на первый взгляд может казаться противоречивым.

Нет сомнений, что евреи были дороги его сердцу и важны для него, но почему он не протестовал, когда узнал об их судьбе? Это был вопрос, который я пытался решить. Известно, что прежде, чем стать Папой, Эудженио Пачелли долгие годы был ватиканским дипломатом: начал свою карьеру в Государственном секретариате, затем 12 лет был нунцием в Германии, потом девять лет кардиналом-госсекретарем при Папе Пии XI. Когда я как историк получил доступ к его досье в Ватиканском секретном архиве, я наткнулся на несколько документов, связанных с геноцидом армян в 1915-16 годах, которые вызвали у меня интерес. Желая узнать больше, я принялся глубже вгрызаться в эту тему и в итоге обнаружил около двух тысяч страниц неопубликованных документов о величайшем преступлении Первой мировой войны.

— Пожалуйста, расскажите кратко о геноциде армян. Что именно там произошло?

Хеземанн: При близком рассмотрении «армяноцид» оказался своего рода моделью для Шоа. Одержимые расистскими и националистическими взглядами младотурки – политическое движение, пришедшее к власти незадолго до Первой мировой войны, — собирались превратить многонациональную и многоконфессиональную Османскую империю в однородное Volksgemeinschaft [досл. «народное сообщество» — термин, отсылающий к представлениям Гитлера об идеальном немецком обществе]. Поскольку для смешанного населения Турции трудно было определить расовое происхождение, признаком «настоящей турецкости» стала религия. «Настоящий турок» должен был исповедовать суннитский ислам.

Только однородная «чистота», считали младотурки, может спасти Турцию от «внутренних микробов» и «паразитов» и сделать ее достаточно сильной для того, чтобы воевать за пантурецкие идеалы их движения.

“Микробами” и “паразитами” младотурецкие идеологи считали христианские меньшинства: армян, греков и сирийских христиан. Когда немцы втянули Турцию в Первую мировую войну, и султан, поддержанный шейх-уль-исламом, высшим представителем исламского духовенства в Турции, объявил в ноябре 1914 года “священную войну” — джихад, младотурки увидели долгожданную возможность решить свой «армянский вопрос», уничтожив армян.

24 апреля 1915 г. сотни армянских интеллектуалов и руководителей общины в Константинополе были арестованы и депортированы во внутренние области страны, большинство из них позже были убиты. Чтобы оправдать эти действия, правительство младотурков обвинило армян в заговоре в пользу России и подготовке восстания, хотя оно так и не смогло представить ни одного подтверждения этого обвинения. В это время большинство армянских мужчин служили в турецкой армии, неожиданно их направили на рабские работы или убили.

Начиная с мая 1915 года почти все оставшееся армянское население (около 2,1 миллиона человек к началу войны) было, провинция за провинцией, город за городом, деревня за деревней, депортировано. Пешком, почти без хлеба и даже воды, старики, женщины, дети и те мужчины, кто был достаточно богат, чтобы откупиться от армии, были отправлены в сирийскую пустыню Дер эз-Зор. Во время этих маршей смерти сотни тысяч умерли от истощения, голода и болезней. Те, кто выжил в этих чудовищных условиях, были заключены в концентрационные лагеря, заморены голодом или умерли в ближайшие месяцы от холеры, тифа или дизентерии; некоторые были убиты или посланы еще дальше в пустыню, где их убивали местные племена.

— Как об этом узнал Ватикан?

Хеземанн: К середине июня 1915 г. апостольский делегат в Константинополе, монс. Анджело Дольчи, узнал о «слухах о массовых убийствах», как он написал в телеграмме Святому Престолу. Примерно через неделю он получил подтверждение, что действительно имеет место «гонение» с целью «уничтожить христианские армянские элементы в целой провинции». Среди жертв было в том числе много армяно-католиков. Даже католический епископ Мардина, монс. Игнатий Малоян (канонизированный Иоанном Павлом II), и несколько его высокопоставленных сотрудников были депортированы и убиты в середине июня. Узнав детали этого убийства, монс. Дольчи направил письменный протест великому визирю, т.е. «премьер-министру» султана, требуя немедленно остановить убийственные депортации, по меньшей мере – армяно-католиков. Он даже не получил ответа. Когда убийства продолжились, армяно-католический архиепископ Халкидона, монс. Петр Коюнян, написал Папе Бенедикту XV эмоциональное письмо, в котором заявил, что происходит «систематическое уничтожение армян в Турции».

— Отреагировал ли Папа на это письмо?

Хеземанн: Немедленно! Бенедикт XV своей рукой написал письмо султану Мехмеду V, взывая к его «великодушному благородству» и требуя сочувствия к невинным армянам. Папская инициатива была предана огласке, о ней сообщили газеты по всему миру. Одновременно с этим кардинал-госсекретарь Пьетро Гаспарри обратился к нунциям в Вене и Мюнхене, приказав им поднимать этот вопрос от имени Святого Престола перед союзниками Турции и требуя вмешаться, чтобы «эти варварские действия были немедленно остановлены». В то же время в Константинополе монс. Дольчи отчаянно пытался передать письмо Папы султану, но несколько раз получал от Высокой Порты отказ. Только в результате вмешательства немецкого посла, почти через шесть недель, султан принял монс. Дольчи 23 октября 1915 г. Месяц спустя монс. Дольчи получил ответ султана, оправдывающий депортации заявлением об армянском заговоре.

Папа Бенедикт XV. Фото: it.wikipedia.org

Папа Бенедикт XV. Фото: it.wikipedia.org

— Прекратились ли депортации и убийства?

Хеземанн: Ни в коей мере! Турки обещали все что угодно, они обещали пощадить армяно-католиков… они обещали, что все депортированные армяне встретят Рождество дома, но все это было вранье, пустые обещания. Депортации и убийства продолжались до конца 1916 г. Вместо обещанной пощады, в конце концов, турки убили 87% армяно-католиков, даже больший процент, чем представителей Армянской Апостольской Церкви, из которых погибло «только» 75%. Папский протест не только не имел успеха, он оказался контрпродуктивным!

— Как реагировал Папа?

Хеземанн: Что ж, Бенедикт XV продолжал стараться сделать все, что было в его силах. В обращении к консистории 6 декабря 1915 г. он прямо упомянул «несчастный армянский народ, почти полностью уничтоженный». В 1918 г., когда русские войска ушли из северо-восточной Турции, и началась новая резня доживших до того времени армян, Папа Бенедикт написал султану второе письмо, — и снова безуспешно. Так он убедился, что публичные протесты просто не работали и даже были контрпродуктивными, вызывая у агрессора еще большую ярость.

В конце концов, апостольский делегат монс. Дольчи написал – да, именно ему! – монс. Эудженио Пачелли: «Защищая армян, я утратил милость Цезаря, Нерона этого несчастного народа. Я имею в виду министра внутренних дел Талаат-Пашу, великого магистра масонской ложи Востока. После вмешательства Святейшего Отца, после его собственноручного письма, другие посольства стали оказывать на него значительное давление. С тех пор я получаю от него только злобные взгляды».

Мехмед Талаат-паша. Фото: armeniangenocide100.org

Мехмед Талаат-паша. Фото: armeniangenocide100.org

— Какое значение это имело для Пия XII и Холокоста?

Хеземанн: Все историки согласны, что на поведение Пия XII во время Второй мировой войны оказал значительное влияние его опыт времен Первой мировой и особенно – политика нейтралитета и миротворчества, проводимая Бенедиктом XV. Это и не могло быть иначе, ведь Пачелли в понтификат делла Кьезы [Бенедикта XV] уже занимал ключевые должности: сначала секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел при Государственном секретариате, затем нунция. Я обнаружил, что практически вся информация о геноциде армян прошла через его руки. Только что процитированный мною документ – это лишь один из примеров. Так что он тоже убедился, что все папские протесты были не просто бесполезны, но даже контрпродуктивны.

Пачелли, столкнувшись с Холокостом, знал, что Адольф Гитлер будет реагировать ничуть не лучше. Не будем забывать, что он к тому времени знал Гитлера уже 19 лет. Будучи нунцием в Мюнхене, Пачелли следил за первыми шагами нацистского диктатора и в меморандуме, направленном Святому Престолу уже 1 мая 1925 года, описывал национал-социализм как «самую опасную ересь нашего времени». В 1939 г. американский консул в Кельне сообщил в Государственный департамент о разговоре с Пачелли. Отношение Пачелли к Гитлеру, если цитировать сообщившего о разговоре дипломата, «поразило меня своей экстремальностью. … Он считает Гитлера не просто не заслуживающим доверия жуликом, а глубоко порочной личностью, … не способной к умеренности».

Он знал, что открытый протест, не принесший успеха в 1915-м, не принесет успеха и в 1942-м, когда приходится иметь дело с еще более злобным, бескомпромиссным и бессовестным лидером. Он знал, что протест нисколько не поможет евреям, а только приведет к тому, что Гитлер обратится против Церкви и уничтожит единственную инфраструктуру, способную помочь и спасти множество евреев.

Источник: www.zenit.org

Сокращенный перевод с английского: Евгений Розенблюм

Автор:

  • Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Specify Facebook App ID and Secret in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Facebook Login to work

Specify Twitter Consumer Key and Secret in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Twitter Login to work

Specify Google Client ID and Secret in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Google Login to work

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in Super Socializer > Social Login section in admin panel for Vkontakte Login to work

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *