Иаков Старший или Иаков Заведеев — один из двенадцати апостолов. Он родился в Палестине (точная дата не известна) и умер в Иерусалиме около 44 н.э.

Биографические сведения об Иакове в Евангелиях и в Деяниях апостолов позволяют проследить его жизненный путь лишь фрагментарно. Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и братом Иоанна Богослова, очевидно, старшим, поскольку евангелисты, говоря о сыновьях Зеведеевых, чаще всего указывают Иакова первым (например, Мф 4, 21; Мк 1, 19-20). Вместе с отцом и братом он занимался рыболовством (Мф 4, 21; Мк 1, 19).

Иаков был также другом и спутником Симона (апостола Петра, см. Мк 1, 29). Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями воскрешения Иисусом Христом дочери начальника капернаумской синагоги Иаира (Мк 5, 37; Лк 9, 51). Именно перед ними Иисус преобразился на горе Фавор, показав Свою славу (Мф 17, 1; Мк 9, 2; Лк 9, 28). Наконец, только их Он сделал свидетелями Своего борения в Гефсиманском саду (Мк 14, 33). При перечислении двенадцати у евангелистов-синоптиков Иаков и Иоанн следуют сразу за Петром и его братом Андреем (Мф 10, 2; Лк 6, 14), а евангелист Марк и автор Деяний апостолов помещают их сразу за Петром (Мк 3, 13; Деян 1, 13), что также указывает на их особую близость к Иисусу.

Имя Воанергес (греч. Βοανηργές — «сыновья грома»), данное Иакову и его брату Иисусом (Мк 3, 17), по-видимому, указывало на их порывистый характер, проявившийся в желании низвести с неба огонь на самарянское селение, в котором отказались принять их Учителя (Лк 9, 54). Воспринимая Иисуса Христа в рамках традиционных древнееврейских мессианских представлений, они, пользуясь своей близостью к Учителю, стали просить Его позволить им сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Него (Мк 10, 35-37), имея в виду занятие высших должностей в Его будущем Царстве, которое они представляли тогда как земное государство, хотя и установленное Богом на века. Согласно евангелисту Матфею, с этой просьбой к Иисусу обратилась их мать (Мф 20, 20-21), которая была среди женщин, следовавших за Иисусом (Мф 27, 56), и которую традиционно отождествляют с Саломией (Мк 15, 40; 16, 1).

Вместе с другими из числа Двенадцати Иаков участвовал в Тайной вечере (Мф 26, 20; Мк 14, 17; Лк 22, 14; Ин 13, 5) и затем направился с Иисусом на другую сторону реки Кедрон, где находились Масличная гора и Гефсиманский сад (Мф 26, 30.36; Мк 14, 26.32; Лк 22, 39; Ин 18,1).

Иаков был среди тех учеников Иисуса, которым Он явился в первый же день после Своего воскресения (Лк 24, 33-36; Ин 20, 19); также он был свидетелем уверования апостола Фомы (Ин 20, 26) и явления Иисуса в Галилее, когда Он повелел апостолам идти с проповедью по всему миру (Мф 28, 16-20).

В Евангелии от Иоанна сыновья Зеведеевы особо упоминаются среди семи учеников, которым Иисус явился на Тивериадском озере (Ин 21, 1-14). Очевидно, Иаков был свидетелем и других явлений воскресшего Иисуса Своим ученикам (Деян 1,3). Вместе с другими апостолами он назван среди тех, кто присутствовал при вознесении Христа (Лк 24, 50-51; Деян 1, 6-14). Он участвовал в избрании по жребию и причислении к Двенадцати апостолам Матфея (Деян 1, 15-26).

Иаков был в Иерусалиме в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух (Деян 2, 1-4), Которого Иисус обещал послать им от Отца (Лк 34, 49; Ин 14,16-17; 15, 26-27; Деян 1, 8). Он участвовал в проповеди о воскресшем Христе и в устроении Церкви в Иерусалиме и в других местах (Деян 2, 4.14.42-43; 4, 32-35; 5, 12.17-42; 8, 14-15; 11, 1), одобрив начало миссии среди язычников (Деян 11, 1-18). По-видимому, служение Иакова было связано с Иерусалимом.

О его мученической кончине сообщается в Деян 12, 1-2, где сказано, что Ирод Агриппа I, получивший в 41 н.э. в управление Иудею, Самарию и Идумею, арестовал «некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло», при этом он «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему повествованию, это произошло в 44 н.э. (Деян 12, 19-23).

Упоминание о казни Иакова является единственным сообщением в Новом Завете о мученической кончине одного из Двенадцати апостолов. Церковная традиция воспринимает такую смерть Иакова как исполнение слов Иисуса Христа о том, что сыновьям Зеведеевым придется пить чашу, которую Он испил, и креститься Его крещением (ср. Мф 20, 23; Мк 10, 39).

Память Иакова в Католической Церкви — 25 июля, в Русской Православной Церкви — 30 апреля и 30 июня.

Читать полностью: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 2 (И — Л)

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о