ВДМ-2013 в Рио: Идите и научите все народы… (ч.2)

Мир Вам, дорогие читатели! Хочу продолжить рассказ о своих впечатлениях от участия в паломничестве на Всемирный День молодежи в Рио де Жанейро. Сложно начать писать. Не могу найти подходящих слов. Сплошной поток чувств и воспоминаний. Я словно заново переживаю всю эту дорогу в Рио. Наша дорога в Рио началась, как Вы помните из Барбасены, откуда мы уехали в полночь 21 июля. Хочу заметить, что мы очень долго не могли собраться и сесть в автобусы для того, чтобы продолжить наше паломничество. Причина была предельно проста: никто не хотел уезжать из Барбасены, где у нас проходила миссионерская неделя. За эту неделю мы стали одной большой семьей. Я словно обрел новый дом. Барбасена надолго залегла в сердце мое. Эта теплота и чуткость людей, в глазах, которых светился яркий свет доброты, исходящий из глубины сердца. Впервые я видел такую всеобщую радость. Сейчас вспоминаю и сам улыбаюсь. Так вот о чем это я. В Барбасене мы все очень долго прощались, обменивались подарками и контактами в социальных сетях. Кстати спешу заметить, что как только мы сели в автобус и поехали сразу же посыпались заявки на добавление в друзья от нескольких десятков человек, которые интересовались о том, как мы едем, все ли у нас хорошо. Я очень рад, что миссионерская неделя прошла именно в Барбасене.

Рио-де-Жанейро

Апаресида. Вернемся к рассказу о нашей дороге в Рио. Наш путь лежал через Апаресиду. Апаресида – это муниципалитет в Бразилии, который входит в штат Сан-Паулу. В Апаресиде находится самый большой храм Бразилии и второй среди крупнейших католических базилик в мире, после Собора Святого Петра в Ватикане. В храме Апаресиды находится статуя Девы Марии из Апаресиды – святой покровительницы Бразилии. Храм имеет богатую историю, как и сама статуя Богоматери из Апаресиды. Но нет возможности сейчас описать все, потому обещаю Вам, что посвящу этой теме отдельную статью. В Апаресиду мы приехали в восемь часов утра, сразу же пошли на Мессу. После Мессы мы совершили экскурсию по храму и прошли на молитву к святыне – той самой Богоматери из Апаресиды. Так как наше время было ограничено, мы поспешили в наши автобусы, чтобы продолжить дорогу в Рио.

Апаресида

Рио. И вот наконец-то Рио. В Рио мы приехали поздним вечером. Кстати нужно отметить, что в Бразилии темнеет уже в шесть часов вечера… Нас привезли в храм, в котором в последующем у нас проходила катехизация. Нас также очень тепло встретили волонтеры. Сразу же нас распределили по семьям, где мы должны был жить целую неделю. Я и еще один паломник попали в очень интересную семью. Жили неподалеку от храма. Сидни, человек, у которого мы жили, оказался очень гостеприимным и добрым. Мы сразу же нашли общий язык, разговаривая на философские и религиозные темы. Язык общения в нашей семье был английский. Сидни сразу же рассказал нам о Рио, о проезде в метро и способах передвижения на автобусах. Наш разговор закончился во втором часу ночи, когда неожиданно я осознал, что нужно идти спать, ибо предстоял насыщенный день. Я так и сделал.

транспорт в Рио

22 июля. Наш день начался с того, что мы встретились все в храме на утренней молитве. Погода была великолепной: светило солнце и было весьма жарко. После утренней молитвы мы отправились на экскурсию на гору Корковадо – ту самую гору, где располагается знаменитая статуя Иисуса Христа. Добраться на гору можно на специальных фуникулерах. Мы сели в вагончик и поехали. Тут неожиданно зашли бразильцы из местной школы самбы и начали играть и петь. Так весело я еще никогда не катался. Когда мы добрались на вершину горы, то были впечатлены всей красотой и величественностью самой статуи Иисуса Христа. С Корковадо открывался замечательный вид на весь Рио. Видно было океан, пляжи… После Корковадо мы отправились обедать. Дальше наш путь лежал на гору Сахарная Голова. Добраться на Сахарную голову можно было также на специальных подъемниках. Правда, когда мы поднялись на гору, то практически ничего не увидели, ибо погрузились в туман. Но это было очень красивое время. Несмотря на то, что был туман и моросил дождь, наша группа пела русские песни и танцевала. После всех экскурсий мы поехали на Мессу. Когда я пришел домой, я еще долго рассказывал Сидни о наших впечатлениях за весь день. Так и закончился наш первый день в Рио.

Статуя в Рио-де-Жанейро

23 июля. Совсем не обычный день. Мы в не большом составе проснулись рано утром и отправились на регистрацию участников ВДМ для того, чтобы получить рюкзаки и комплекты паломника. Пункт выдачи рюкзаков располагался на Самбадроме – самом большом самбодроме мира. Тут кстати и проходит всем известный карнавал. Когда мы вышли из метро и подошли к самбодрому мы увидели  километровую очередь паломников, которые также ждали своих рюкзаков. Время летело медленно. Мы помолились Розарий и успели выпить кофе. Но очередь все же не продвигалась. Оказывается, пункт выдачи открывался только в десять часов утра. За время ожидания мы успели познакомиться с другими группами из самых разных стран. Мы вместе фотографировались и обменивались сувенирами. В полдень мы все же получили свои рюкзаки паломников и радостные поехали в приход, чтобы раздать остальным. В рюкзаке паломника было следующее: паспорт паломника, фляга для питья, футболка, кепка, крест, специальные карты для питания и проезда, информационная книга о ВДМ,  литургический сборник, книга о том, как проводить катехизацию и альбом об абортах. После того, как мы разобрались с наборами мы отправились на обед.

После обеда мне и еще трем паломникам с нашей группы нужно было подъехать  в специальный центр и получить аккредитацию на специальные мероприятия. Специальные мероприятия предполагали следующее: я должен был участвовать на церемонии приветствия Папы Римского Франциска 25 июля на пляже Копакабана,  Элина, Михаил и Ольга должны были участвовать на заключительной Мессе с Папой Римским в воскресенье 28 июля. Мы нашли этот центр, он располагался неподалеку от пляжа Копакабана. После того, как мы получили аккредитацию мы пошли на пляж, где предстояло открытие ВДМ 2013 в Рио. Когда мы пришли на пляж, мы сразу же погрузилась в атмосферу общего драйва и радости. Мы побежали к океану, фотографировались, знакомились с другими паломниками… Вскоре начался Розарий, который читали представители разных континентов на традиционных языках. И после Розария началась Месса открытия.  Литургию совершил архиепископ города монсеньор Темпеста. Во время Мессы пошел дождь… Но это не помешало нам отстоять Мессу до конца. Удивило то, что даже среди такого большого количества паломников во время причащения до нас смог дойти священник и раздать причастие. Мы собрались все в небольшом кругу и встали на колени, благодарить Господа за этот чудесный день и возможность участия в ВДМ в Рио.

После того, как закончилась Месса, началась жара в самых разных смыслах этого слова. Сотни паломников двинулись к станциям метро и автобусным остановкам. Чтобы не потеряться, многие паломники взяли друг друга за руки и змейкой направлялись к станциям. Это было не забываемое зрелище. До дома мы добирались на автобусах. Автобусы в Рио, а точнее специфика вождения автобусов в Рио это отдельная тема. Скажу только одно, что все водители держат скорость более 90 км/ч по городу и даже тогда, когда заходят в поворот. Вернулись домой мы поздним  вечером. Так закончился второй день нашего пребывания в Рио.

Католики в Рио-де-Жанейро

24 июля.  И была ночь, и было утро день третий нашего пребывания в Рио. Сегодня все вошло в свою канву. В восемь утра мы пришли на завтрак в приход. После завтрака у нас началась катехизация. К этому монету к нам присоединились паломники из Беларусии, Таджикистана и Азербайджана.  Катехизацию у нас проводил епископ Клеменс Пиккель. Епископ умело нашел диалог с молодежью, много шутил и задавал риторических вопросов. Так же была возможность задать вопросы самому епископу и получить ответы на них. Во время катехизации была возможность исповедаться. После. Катехизации последовала Месса. Очень запомнился мне наш хор, который спонтанно организовался в первые дни нашего паломничества. Мы постоянно пели на Мессах, и это так радовало душу и сердце. После Мессы последовал обед.

После обеда было свободное время, и мы не большой компанией решили отправиться на Ярмарку призваний. Ярмарка призваний это удивительное место. В большом парке были оборудованы специальные палатки, в которых были представлены различные монашеские ордены и конгрегации, отдельно были специальные площадки, на которых проходили выступления различных молодежных групп и орденов в самых разных направлениях. Кстати даже нашли палатку, где играли христианскую клубную музыку=).  В центре парка была разбита специальная площадка, где были установлен небольшие конфессионалы и любой желающий мог зайти и исповедаться. Рядом располагалась большая палатка, где проходила Адорация. Мы прогулялись по самому парку, посмотрели выставки призваний и отправились дальше.

В восемь часов вечера нам нужно было подъехать в храм, который располагался неподалеку от Копакабаны. В этом храме у нас проходила Адорация. Это время было специально выделено для  группы из России. Храм найти было не сложно. Когда мы повидали сам храм, то обомлели от его красоты и величия. Внутри уже стали собираться паломники. Наш хор пел песни на Адорацию. На Адорации также присутствовал епископ Клеменс Пиккель. Это час молитвы прошел очень быстро, но это час так сильно запечатлелся в моем сердце. Вся красота и величие Бога, я чувствовал все. Из сердца безудержно рвались слова благодарения Богу за то, что Он всегда со мной и никогда не оставляет меня. Слова благодарения за то, что я христианин. За то, что Бог наделил даром Веры… Чувства и атмосфера от Поклонения еще долго оставались со мной. Как только завершилась Адорация мы отправились на ужин и после вернулись домой. Так прошел еще один день в Рио.

Католики в Рио-де-Жанейро

25 июля. День начался как обычно: с утра мы проснулись и пошли на завтрак. После у нас продолжилась катехизация в храме. Но для меня это был совсем необычный день. Сегодня мне предстояло пройти на сцену для того, чтобы приветствовать Папу Римского вместе с другими паломниками, приглашенными в качестве представителя своей страны и получавшими аккредитацию. Мне нужно было явиться в традиционной одежде на регистрацию и проходной пост как минимум за 2 часа до начала мероприятия.

Начало фестиваля молодежи было в 15.00 и встреча Папы была в 18.00. В этот день закрыли несколько станций метро и как раз закрыли ту, которая была ближе всего к нашему храму. Шел сильный дождь. Я стою в русской рубахе, мокну на остановке… Помню, что я пулей залетел в первый попавшийся автобус и даже не знал, куда он идет. Уже внутри автобуса я узнал у кондуктора, что он едет как раз на Копакабану.  На следующей остановке в автобус зашла группа паломников из Бразилии. Увидев меня в традиционном наряде стали спрашивать, откуда я и куда держу путь. Только вот практически никто из них не говорил на английском языке. Но меня выручил наш разговорник, который специально подготовила Элина Мыльникова. Благодаря этому разговорнику я успел познакомиться с несколькими паломниками из Бразилии, они рассказали о себе и я немного рассказал им о нашей стране. Обменялись сувенирами. Кстати они как раз мне и помогли найти остановку, которая была ближе всего к сцене.

Когда я вышел из автобуса дождя уже не было. Я пошел искать специальный коридор для того чтобы пройти на сцену. Сквозь толпы людей ничего не было видно. Чтобы сократить время на поиске я решил прибегнуть к помощи волонтеров. Мне очень повезло. Я познакомился с волонтером из Филиппин, он взял меня за руку и мы еще 30 минут бегали вокруг сцены в поисках прохода. Все-таки мы нашли нужный коридор. Теперь предстояло пройти несколько этапов контроля отчасти похожего на таможенный досмотр. Опознавательным знаком был специальный бейдж с указанием паспортных данных и штрих-кода, а также специальный браслет, на котором было написано по-португальски: сцена. Я стоял в очереди, где проходили главные артисты, музыкальные исполнители, священники и волонтеры. Было весело.  Когда я оказался внутри сцены – я словно попал в другой мир… Жизнь кипела на каждом квадратном метре всей площадки. Нас отвели в специальную палатку, где попросили подождать. Вскоре нас построили в колонны по двое и объяснили порядок выхода, а также рассказали о некоторых важных правилах безопасности. Перед нами была большая лестница, поднимаясь по которой можно было сразу попасть на сцену. У нас было несколько групповых фото. И волонтеры постоянно задавали вопрос: ну что интересно как там? или: ну как страшно? Спрашивали также о том, кто какую страну представляет. На моих плечах был флаг России, но многие подумали, что я представитель Франции. Нужно было видеть их удивление, когда я сказал, что я из России. Все начали хлопать…

Николай Чирков Рио

И вот мы оказались на сцене. Волонтеры провели нас на свои места и сказали, что мы должны сесть и не фотографироваться. Но друзья! Вы бы видели, какой красивый вид открывался со сцены на весь пляж. Сколько народа, сколько флагов, сколько эмоций. Конечно же, мы все стали фотографироваться и танцевать под песни, которые исполнили известные музыканты и певцы. Сцена была разбита на три части: центральная часть предназначалась для самого Папы, правая и левая соответственно были предназначены для гостей, представителей стран и волонтеров. Я находился по правой стороне от Папы.

В нашей части сцены я встретил нескольких человек из Барбасены. Это была неожиданная встреча. Мы все начали подпевать и танцевать. Кому-то пришла в голову идея “зажечь” всю толпу, и мы начали запускать волну по сцене. Это веселое действие называлась: Шамала! Вначале все садились и при слове Шамала по одному  начинали вставать и вытягивать руки вверх. Проходила такая волна по всей сцене. С одного конца на другой. Мы все были удивлены, когда увидели со сцены что народ, который стоял на пляже также подхватил эту фишку и такая волна пошла до конца пляжа…

ВДМ в Рио

За это время мы успели познакомиться и пообщаться. Сейчас я не могу сказать, как мне удавалось понимать всех бразильцев, которые говорили со мной на португальском. Я понял одно, что в таком драйве и взрыве эмоций ты понимаешь любой язык. Потому как этот язык предельно простой и понятный для всех – это язык всеобщей радости. За время ожидания я успел снять два небольших ролика, в которых я обращаюсь ко всей молодежи и прежде всего к своей группе. Снова жаль, что нельзя повесить тут видео самих роликов, но постараюсь передать основное их основное содержание: “Прежде всего, я хотел бы сказать спасибо Богу за предоставленную возможность быть здесь на сцене и вместе со всеми переживать это событие. Также хочу сказать слова благодарности всей своей группе. Я действительно очень рад! я хочу сказать, что это самый лучший ВДМ в моей жизни. Сейчас,  пока есть возможность, глядя на всю молодежь со сцены,  я хочу помолиться за каждого из присутствующих здесь, чтобы каждый обрел свое призвание в этой жизни…”. Это основной смысл первого ролика.

Папа Франциск в Рио

А тем временем приехал Папа Римский… Его папамобиль заехал с левой стороны. Нам было прекрасно все видно. На середине сцены он остановился, вышел с авто и прошел к своему месту. Сцена и весь пляж приветствовал его, скандируя: Viva Papa Francisco! Первые слова приветствия Папы прозвучали от Архиепископа Рио де Жанейро. После того как уже сам Папа поприветствовал всех, началась презентация Бразилии и истории этой удивительной страны. На сцене развернулись умопомрачительное шоу. Сначала было представление всех стран. волонтеры красиво маршировали с флагами. На фоне сцены были показаны различные культурные традиции самых разных уголков Бразилии. Особо запомнилась как раз истории Богоматери из Апаресиды. После представители из разных континентов преподнести различные подарки Папе, взамен получив от него благословение. После была небольшая проповедь.

В это время пошел дождь, но это не помешало дочитать проповедь до конца. Потом неожиданно для всех нас, Папа подошел к паломникам, кого-то обнял, кому-то пожал руку. И каждое его действие мы все переживают вместе, словно он обнимает тебя или жмет руку именно тебе. Церемония приветствия Папы закончилась, и ему нужно было уезжать с Копакабаны. Мы все также начали потихоньку выбираться со сцены. В городе снова пробки из паломников… Домой приехали поздно. Я все еще пребывал в эйфории от пережитого дня.

ВДМ в Рио

26 июля. Новый день. Идем на завтрак. Погода странная: то ли дождь идет, то ли не идет, похоже он сам не может определиться. После завтрака начинается катехизация. Сегодня это последняя наша катехизация в Рио. Епископ также ответил на все интересующие вопросы молодежи. Была очень красивая Месса. После Мессы мы разделились на несколько групп, и пошли обедать. Так как было свободное время, мы решили отправиться на пароме в соседний город Нитерой. Погода нам сопутствовала в этот момент. Получилось сделать несколько удачных снимков. В Нитерое мы долго не задержались. Немного посмотрели и отправились на автобусную остановку.

Мы решили доехать до Копакабаны на автобусе по одному из самых длинных мостов мира. Ехали долго, пока ехали вновь познакомились с бразильцами, которые меня все время предупреждали, что опасно вот так ходить с фотоаппаратом на шее. В шесть часов вечера начинался Крестный путь с участием Папы Франциска на Копакабане. Мы долго не могли найти место, где можно было бы нам остановиться. Вскоре нашли в дальней части пляжа прекрасное место перед большим экраном. Стали молиться. Каждое стояние крестного пути было соответствующе оформлено. Паломники и представители стран несли большой крест. На специальных постановочных сценах разворачивалось небольшое театрализованное представление. Все это сопровождается глубокими размышлениями и молитвами. Великолепное музыкальное оформление способствовало погружению в атмосферу некоторой трагедии. Это был некоторый бальзам на душу христианина – переживать такое событие вместе с миллионами других паломников. После того, как завершился Крестный путь, мы поехали домой. И было утро и был вечер  – так прошел еще один день в Рио.

27 июля. Сегодня предстоял тяжелый день. Из-за плохих погодных условий ночное бдение и заключительную Мессу, которую предполагалось провести в Campus Fidei перенесли на пляж Коакабана. Накануне нам настоятельно рекомендовали вернуться вечером в свои семьи и ночевать там. Я, проснувшись утром и обнаружив дождь на улице – не потерял надежду и, взяв спальный мешок отправился на сборы в храм. Таких как я, не терявших надежду на хорошую погоду было не так много. Все задавали один и тот же вопрос: а ты взял спальник? Во время завтрака шел дождь. Мы пошли на Мессу.

После Мессы мы сразу отправились на Копакабану. Мы доехали на метро до центральной станции и оттуда продолжили свой путь пешком. Когда поднялись на поверхность, то обнаружили, что уже негде пройти; толпы паломников повсюду. Нам нужно было пройти более девяти километров до самого пляжа. Но сначала нужно было получить наборы питания на предстоящие два дня. В этот момент погода резко изменилась, начало палить солнце. Я помню мы очень долго стояли в очереди… Но благодаря находчивости нашей Карины мы получили все-таки эти наборы. Мы решили перекусить и отправились дальше в путь. По пути мы останавливались, чтобы сделать фотографии. Шли по песку.

Когда мы дошли до пляжа Копакабана, то уже стемнело. Часть дороги уже перекрыли. Мы стали ждать, когда проедет Папа Римский возле нас. Пока мы ждали – успели снова перекусить) Вскоре начался тот самый волнительный момент. Вертолет с Папой приземлился неподалеку от пляжа, Папа сел в папамобиль и направился к сцене. Когда он проезжал мимо нас – многие не сдерживали своих эмоций. Все приветствовали его. Я записал видео, где Папа проезжает мимо нас. Скоро залью на YouTube. После того, как Папа проехал – нас пропустили на сам пляж. Было сложно найти место, для того чтобы удобно расположиться на ночлег. Свободные места были у океана. Но утром была опасность прилива. В это время уже начиналось молитвенное бдение. Мы приняли решение, что на момент самой молитвы мы посидим на том месте, где обосновались, а после пойдем искать свободное место на пляже для ночлега.

В начале молитвенного бдения были свидетельства от самых разных людей. Они говорили о том, как пришли в Церковь. После каждого свидетельства на сцене волонтеры символическое воздвигали здание Церкви. Потом была небольшая проповедь Папы. Каждое слово Папы проникало в глубину души. Мне очень понравились слова, которые до сих пор звучат в моей душе: Поле веры (Campus Fidei) находиться внутри нас. Мы строители Церкви Христовой… Нет смысла дальше продолжать цитировать его слова здесь, для этого я лучше порекомендую Вам почитать его проповеди и слова. После небольшой проповеди Папа призвал всех погрузиться в тишину и помолиться. И тут произошло самое незабываемое явление. Представьте себе, более трех с половиной миллионов человек в один момент замолчали. Было слышно только шум океана и шум патрулирующих вертолетов… На сцене были выставлены Пресвятые Дары. Чувства, которые я испытал в этот момент невозможно передать словами. Словно чувство страха и трепета соединились в моей душе в сладкозвучную симфонию. Мою душу залил свет и покой. Весь пляж молился, благодарит, просил… Поклонение Пресвятым Дарам завершилось общим благословением, после которого кто-то поехал обратно в свои семьи ночевать.

Мы поужинали и после небольшой трапезы начали поиски места для ночлега. Благодаря находчивости нашей сестры Магдалины мы быстро получили прекрасные места, где расположились сами и расстелили свои коврики и спальные мешки. На сцене продолжали выступать разные молодежные группы. Мы подготовились ко сну. Последнее, что я помню с того вечера – это то, что я укутался в спальный мешок и посмотрел на небо. Небо было таким чистым и все было усеяно звездами. Я помню, как произнес три слова, глядя на небо: Господи спасибо тебе! И после этого я уснул…

28 июля. Buon dia! Buon dia! – доносилось со всех сторон! Наступило прекрасное утро! Когда я открыл глаза, я увидел прекрасный восход солнца. Свет солнца заливал весь пляж своими утренними лучами. Я никогда в жизни не видел подобной красоты! Мы побежали сразу же купаться в океан. После мы вернулись к своей группе. Собрались все вместе на утроенную молитву. После чего мы позавтракали. Месса должна была начаться в десять часов утра. Мы решили сделать подарок нашей сестре Магдалине – подарить ей кокос. Вместе со Светой мы пошли искать кокос. Долго искать не пришлось. Единственная проблема – это толпы народу. Многие хотели участвовать на Воскресной Мессе с Папой. В то время, как мы нашли тот самый кокос, вдруг услышали что едет Папа Римский. Нам было достаточно обернуться, чтобы увидеть его. Мы проводили его взглядом, и пошли к своей группе.

Флеш-моб католиков

Месса начиналась с флеш-моба. Танцевали все: и епископы, и священники и паломники. Это был так необычно. Кстати видео с флеш-моба можно также посмотреть в официальных группах ВДМ и на YouTube. После началась Месса. Месса объединила весь народ и весь пляж в одну большую семью. Мы радовались каждому, который был рядом, улыбались каждому, которого встречали на своем пути. На заключительной проповеди меня поразили слова: “Господи, вот я! Пошли меня…” – сделай меня орудием Твоего мира, Твоей Церкви. Мы все призваны провозглашать Евангелие, провозглашать спасительную тайну Иисуса Христа. После проповеди было небольшое размышление. снова весь пляж погрузился в абсолютную тишину. В конце Мессы Папа по традиции объявил следующий город и следующий год проведения очередного ВДМ. Следующий ВДМ пройдет в Кракове в 2016 году. Польские паломники ликовали от счастья. Завершающий гимн ВДМ совсем не означал конец ВДМ. Совсем наоборот. Я определенно могу сказать, что именно это ВДМ надолго запоминаться мне. В этого начале этого ВДМ я не ставил определенных вопросов. Но могу сказать, что ответы на многие вопросы моей души сами нашли меня…

ВДМ в Рио

После окончания Мессы все паломники волной хлынули в океан. Было очень жарко. Светило палящее солнце. Словно это был подарок от Бога всем паломникам. Напомню, что практически все дни в Рио шел дождь и было прохладно. Мы провели достаточно много времени на берегу, вдоволь накупались и счастливые отправились посмотреть Кафедральный Собор Рио и еще несколько достопримечательностей. В Кафедральном Соборе мы также получили причастие. После мы отправились на ужин. Домой я вернулся не так поздно в отличии от предшествующих дней. Я рассказал Сидни обо всем том, что пережил за эти два дня. Он был счастлив. Мы выпили чай и еще немного поговорили на разные темы. После нужно было идти собирать свой рюкзак, так как на следующий день мы должны были возвращаться обратно в Москву.

29 июля. Даже не вериться, что это последний день в Бразилии. С утра мы собрали все вещи. Попрощались с семьей, в которой жили. Сфотографировались и обменялись контактами и подарками. Вышли из дома и отправились в храм. В храме у нас прошла Месса, после Мессы мы поблагодарили волонтеров, которые нам помогали на протяжении всей недели, проведенной в Рио. После было несколько часов свободного времени. Мы отправились еще немного погулять по городу… В два часа дня от храма мы уехали на такси в аэропорт… Даже не верилось, что так быстро полетели время в Бразилии. Это время показалось мне с одной стороны и очень длинным. События, которые еще происходили на 1-2 недели ранее казались такими далекими, словно были несколько месяцев тому назад. Мы сели в самолет и полетели домой…

Чирков в Рио

Хочется сказать большое спасибо всем организаторам нашей встрече, а именно сестре Магдалине Филатовой (Москва),  о. Виталию Спицину (Тула) и  о. Даниэле Солланцо (Москва). Хочется поблагодарить всех участников, всех волонтеров и всех тех, кто молился за наше паломничество. Сейчас я обязательно прочитаю Розарий за всех Вас! Я обычно привык к принципу: дорога проверяет людей. И вы знаете, дорога действительно проверяет людей. Благодаря этой встрече я обрел новых друзей, познакомился с удивительными людьми… Даже спустя, сколько дней после нашего возвращения, мы встретились с несколькими друзьями и всеми, кого объединило это паломничество. Мы пошли в парк Цариционо, где вместе

До сих пор, вспоминаю и мысленно переживаю, каждый час и каждую минуту, которую мы провели в Бразилии… Каждый день, просыпаясь, я словно еще там, в далекой Бразилии, Бразилии моей…