Образы Архангелов (др.-греч. «ἀρχι» – «главный, старший» и «ἄγγελος» – «вестник, посланник, ангел») – главных Ангелов, проводников откровения Божия – появляются в искусстве с первых веков утверждения христианства. Согласно Священным текстам, Ангелы выглядят как величественные мужи, но они практически ничем не отличаются от людей, и часто те, кому являются Ангелы, не узнают, что перед ними посланники Небес. Поэтому на заре христианского искусства они изображаются в виде юношей без каких-либо особых опознавательных знаков и характерных атрибутов. В росписях римских катакомб ничто не выдает их сверхъестественную природу [1]. У них нет крыльев (крылья в изображениях Ангелов появятся в конце IV века), нет у них и нимбов (нимбы станут обязательным атрибутом Ангелов в V веке). Ангелы представлены, как правило, одетыми в белые тунику и паллий [2]. Иногда – в длинную далматику [3] с широкими рукавами. На ногах – простые сандалии.  Клавы, украшающие тунику, – единственное указание на принадлежность к высшему миру. Являющиеся знаком отличия римских граждан благородного происхождения, эти широкие пурпурные вертикальные полосы, идущие от плеча до нижнего края одежды, в образах Ангелов служат символом приближенности к Царю небесному [4].

Первые христиане, с их необыкновенно чистой, вдохновенной и еще не обусловленной догматами верой, изображали Ангелов по образу и подобию человека своего времени. Поэтому Божьи посланники в раннехристианской живописи катакомб кажутся более земными, нежели небесными. Отражение человеческого начала в божественном, отблеск искренних и трогательных чувств – эти характерные особенности катакомбной стенописи восторжествуют вновь, только уже на ином уровне и спустя столетия, в искусстве эпохи Возрождения.

Одно из самых первых в истории живописи изображений Архангела Гавриила находится в катакомбах Присциллы в Риме [5]. Фреска со сценой Благовещения, датируемая второй половиной III века, к сожалению, плохо сохранилась. Однако реконструкция росписи, выполненная археологом начала XVII века Антонио Бозио, дает представление о композиции, в которой Архангел Гавриил изображен в полный рост перед восседающей на скамье Девой Марией. Он обращается к ней с речью, на что указывает жест его вытянутой руки [6].

Благовещение. Фреска. III век. Катакомбы Присциллы, Рим

Благовещение. Рисунок с фрески III века из Катакомб Присциллы,Рим. Выполнен археологом начала XVII века Антонио Бозио

Первый образ Архангела Михаила представлен в росписях IV века римских катакомб на виа Латина (известных как катакомбы Дино Компаньи). Изображение, хотя и выполненное в достаточно наивной манере, красноречиво иллюстрирует сцену явления Архангела Михаила пророку Валааму, о которой упоминается в Книге Чисел. Архангел с мечом появляется перед Валаамом, которого моавитяне призвали проклясть народ израильский. «И стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис. 22: 22). Интересно отметить, что здесь мы видим едва ли не единственное в истории изображение ангела с бородой. Борода в данном случае может рассматриваться как символ мудрости и власти, и она была необходима для подчеркивания особой важности фигуры Архангела [7].

Явление Архангела Михаила Валааму. Фреска. IV век. Катакомбы на виа Латина, Рим

В римских катакомбах Джордани на виа Салари присутствует первое известное, дошедшее до нашего времени изображение Архангела Рафаила. В нижнем регистре росписи, за сценой пророка Даниила со львами следует композиция, иллюстрирующая эпизод из Книги Товита, представляющая юного Товия с веслом на плече. Товий протягивает рыбу стоящему перед ним Рафаилу, и Архангел дает юноше указание: «разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их» (Тов. 6: 5).

В нижнем регистре сцена с изображением Товия перед Архангелом Рафаилом. Фреска, середина IV века. Катакомбы Джордани, Рим

Как мы видим, Ангелы в произведениях катакомбной живописи ничем не отличаются от изображений обычных людей. Более того, без знаний Священных текстов достаточно трудно разобраться, что конкретно представлено в композициях.

Первым, кто попытался систематизировать Небесную иерархию и обозначить точки соприкосновения божественного мира с миром земным, был богослов и философ, живший в конце V – начале VI века и подписывавший свои труды именем афинского мыслителя I века Дионисия Ареопагита. Несмотря на то что до сих пор ведутся споры по поводу личности этого богослова, именно на его учении о Небесной иерархии основывались все последующие литургические тексты и иконография Ангелов. Согласно богословскому трактату Псевдо-Дионисия Ареопагита (так принято его называть), Небесные силы образуют строгую иерархию, в которой высшие передают Божественную истину низшим, «чтобы в порядке было вос­хождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним» [8]. Священноначальство над человеческим родом вверяется провозвестническому чину Ангелов, а Архангел Михаил назначается князем иудейского наро­да (Дан. 10: 13) [9]. Псевдо-Дионисий Ареопагит не только выстраивает стройный порядок небесных чинов и объясняет их взаимосвязь с земными иерархиями, но и указывает тот путь, которым нужно следовать, дабы изображать неизобразимое: «мы не можем непосредственно возноситься к созерцанию духовных предметов, и имеем нужду в свойственных нам и приличных нашему естеству пособиях, которые бы в понятных для нас изображениях представляли сверхчувственное» [10].

Антропоморфизм ангелов обусловлен, по сути, тремя фундаментальными концепциями: во-первых, ангелы, призванные быть посредниками между Богом и человеком, принимают человеческий облик, дабы быть принятыми и понятыми людьми, во-вторых, это проявление благоволения Бога к человеку, и, наконец, доказательство участия Всевышнего в жизни человеческого рода.

Перед художниками стояла задача создать такой визуальный образ Ангела, который стал бы узнаваемым символом и отражал бы в полной мере ангельскую природу, отличную как от божественной природы, так и от природы человеческой.

Ангелы, как посредники, занимают положение срединное: они выше человека, так как являются существами небесным, но ниже Бога, поскольку они – лишь Его служители.

Для отражения ангельской природы, начиная с конца IV века, Ангелы начинают изображаться с нимбами, которые являются символами святости, а также – с большими крыльями за спиной. Эти атрибуты закрепятся за Ангелами отныне и навсегда.

В Священном Писании говорится о том, что у самых высших ангельских чинов есть крылья: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2) А вот на наличие крыльев у Архангелов лишь косвенно указывают строки из Книги пророка Даниила: «когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня…» (Дан. 9: 21) Способность молниеносно перемещаться из одного места в другое теолог начала III века Тертуллиан считал проявлением неземной природы ангелов: «ангелы в одно мгновение всюду находятся. Вся вселенная для них – одно место. Что бы где ни делалось, об этом они столь легко знают, как легко и возвещают» [11].

Изменения в иконографии Ангелов происходят под влиянием античной греко-римской традиции. Как тут не вспомнить крылатую древнегреческую богиню победы Нику! (Ника Самофракийская, 190 г. до н. э., Лувр, Париж; Ника, I в. до н. э., Музей Санта-Джулия, Брешиа)

Слева: Ника Самофракийская, 190 год до н. э. Мрамор. Лувр, Париж. Справа: Богиня победы Ника. I век до н. э. Бронза. Музей Санта-Джулия. Брешиа

Многие исследователи утверждают, что облаченная в длинные одеяния Ника с крыльями за спиной является непосредственным прообразом Ангела [12]. В христианской иконографии крылья, воплощающие в античном мире идею скорости и стремительности действий, становятся не только символом быстроты выполнения божественной миссии, но и знаком духовной природы и возвышенности над всем земным [13].

Первые изображения Ангелов с крыльями появляются в искусстве Восточной Римской империи. К концу IV века относится известный барельеф мраморного саркофага константинопольского происхождения с изображением двух крылатых Ангелов, поддерживающих лавровый венок с монограммой Христа (Археологический музей Стамбула).

Рельеф саркофага, конец IV века. Археологический музей Стамбула

Один из ранних известных образов крылатого Архангела Гавриила мы встречаем на барельефе мраморного саркофага начала V века из Равенны, иллюстрирующем сцену Благовещения (Саркофаг «Пиньятта», портик Квадрарко ди Браччиофорте, Равенна).

Благовещение. Саркофаг Пиньятта, начало V века, портик Квадрарко Ди Браччиофорте, Равенна

А едва ли не самый первый образ летящего крылатого Архангела Гавриила представлен в мозаичной композиции Благовещения (432 – 440 год) римской базилики Санта-Мария-Маджоре.

Благовещение. Мозаика. 432-440. Базилика Санта Мария Маджоре, Рим

Ангелы «унаследуют» от богини победы Ники и диадему – ленту в волосах (базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, начало VI века).

Ангелы. Мозаика. Начало VI века. Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Равенна

Эта лента, являющаяся в античные времена знаком высшей власти как духовной, так и светской (ею повязывали головы императоры), впоследствии в изображениях Ангелов превратится в настоящую диадему, украшенную драгоценными камнями (Архангел Михаил. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины, Синай). При этом в центре диадемы, как правило, размещается самый крупный камень.

Милиарисий с профилем Константина Великого. 324-325. Никомедия

Архангел Михаил. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины, Синай

Первоначально Архангелы изображались в белых одеяниях: тунике и палии. «Светлая и огнеподобная одежда, – пишет Псевдо-Дионисий Ареопагит, – означает их Богоподобие и силу освещать, сообразно с их состоянием на небе, где обитает свет, который духовно сияет» [14].

Ярким примером сложившейся в раннехристианском искусстве иконографии Ангелов служит мозаичная композиция начала VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Христос на престоле в окружении ангелов. Начало VI века. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

Величественную фигуру Христа окружают Ангелы в белых одеждах с золотыми клавами, с нимбами вокруг головы, золотистыми волосами, стянутыми белой лентой, с длинными жезлами в руках. Мы можем предположить, что здесь представлены четыре Архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Они, как правило, изображаются рядом со Спасителем, возвещая Его волю. При этом Архангел Михаил всегда располагается по правую руку от Христа, а Архангел Гавриил – по левую руку (такой же порядок присутствует и в изображении Богоматери с Архангелами). В мозаике из равеннской базилики Сан-Микеле-ин-Афричиско (545 – 547, Музей Боде, Берлин), представляющей Христа с Архангелами Михаилом и Гавриилом, а также в мозаике VII века из кипрской церкви Панагии Ангелоктисты с изображением тех же Архангелов, предстоящих перед Богоматерью, имеются подписи, совершенно четко идентифицирующие изображенных персонажей.

Христос в окружении Архангелов Михаила и Гавриила. Мозаика из базилики Сан Микеле ин Афричиско. Равенна. 545-547. Музей Боде. Берлин

Богоматерь с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика. VII век. Церковь Панагии Ангелоктисты, Кипр

Белый цвет в одеяниях Архангелов иногда сменяется на синий или голубой (Архангел Гавриил. Благовещение. Мозаика. Конец XI века. Церковь Успения Богоматери, монастырь Дафни, Афины; Архангел Гавриил. XIV век. Икона. Государственная Третьяковская галерея, Москва). В византийской эстетике синий и голубой цвета являются символами трансцендентного мира [15].

Слева: Архангел Гавриил. Благовещение. Мозаика. Конец XI века. Церковь Успения Богоматери, монастырь Дафни, Афины. Справа: Архангел Гавриил. XIV век. Икона. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поскольку деятельность Архангелов воспринимается как служение Царю Небесному, византийские художники, начиная с середины VI века, облачают Архангелов в торжественные одеяния сановников византийского двора. Иногда поверх туники накинут плащ, застегивающийся на плече драгоценной фибулой и украшенный таблионом – передником из дорогой ткани (мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, середина VI века; барельеф с изображением Архангела Гавриила из Археологического музея Антальи, VI век; миниатюра византийской рукописи, конец XI века, Национальная библиотека, Париж).

Архангел Михаил. Середина VI века. Мозаика. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе, Равенна

Архангел Гавриил. Рельеф. VI век. Археологический музей, Анталья, Турция

Архангел Михаил. Миниатюра византийской рукописи. Конец XI века. Национальная библиотека, Париж

Часто архангелы представлены в лоратном одеянии, характерном для императорского византийского двора (Мозаика, собор Чефалу, Сицилия, середина XII века; Архангел Михаил, мозаика, церковь Марторана, Палермо, 1143-1151). Поверх далматики достаточно сложным способом драпируется лор – широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Вместо простых сандалий на ногах у Архангелов появляются расшитые золотом и украшенные драгоценностями сапоги.

Богоматерь и архангелы. Мозаика в апсиде. Собор Чефалу. Сицилия. 1145-1148

Архангел Михаил. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо. 1143-1151

Обязательный атрибут Архангелов – тонкий жезл – символ власти, восходящий к церемониалу императорского двора. Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, жезлы означают их царское и владычественное достоинство [16]. Иногда вместо жезла они держат лабарум – боевой штандарт с христианской символикой (базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, середина VI века). В другой руке, как правило, у Архангелов державы – большие сферы с изображением креста, символизирующие Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу (Архангел Михаил. Створка диптиха, слоновая кость. Начало VI века. Британский музей, Лондон; Пантократор и Архангелы. Мозаика купола. Палатинская капелла. Палермо. 1143-1150).

Архангел Михаил. Створка диптиха, слоновая кость. Начало VI века. Британский музей, Лондон

Пантократор и архангелы. Мозаика купола. Палатинская капелла. Палермо. 1143-1150

Торжественно-иератические символические образы Архангелов в полной мере отражали духовные идеалы христианства. Под влиянием византийского искусства, оказавшего огромное воздействие на художественную культуру стран Восточной и Западной Европы, создается целое множество изображений, бесконечно разнообразных, но несущих в себе определенные коды византийской иконографии [17].

И все же в начале XIII века в западноевропейском искусстве византийский художественный образ, являющийся символом-знаком, постепенно отступает под влиянием пробуждающегося реалистического мировоззрения. Усиливается интерес к тематическому аспекту, к индивидуализации образов, к передаче их эмоционального и психологического состояния. Композиции наполняются драматургией, становятся более повествовательными. Вводится живописное пространство, и изображенные персонажи начинают жить в своем собственном мире, отстраненном от мира материального. Это уже не догматическое изображение, нацеленное на диалог образа со зрителем, служившее средством восхождения человека от видимого к невидимому, а определенное послание, апеллирующее к чувствам человека и вызывающее определенный эмоциональный отклик.

К переходному периоду можно отнести удивительно лиричные образы Архангелов, выполненные в начале XIV века в Успенском соборе Протата (Афон) византийским художником-иконописцем Мануилом Панселином, соединившим в своих произведениях основы византийской иконографии с новой реалистической концепцией.

Мануил Панселин. Слева: Архангел Михаил, справа: Архангел Гавриил. Фреска. Начало XIV века. Успенский собор Протата, Афон. Фото: philologist.livejournal.com

Тенденция растворения отвлеченного византийского стиля в реалистических формах достигает своего апогея в период Возрождения. Фигуры Архангелов в произведениях художников эпохи Ренессанса приобретают реальные пластические объемы, движения их становятся динамичными и естественными, образы более земными, приближенными к миру людей. При этом всегда сохраняются общие для них признаки духовного могущества – нимб и крылья, а определенные характерные атрибуты позволяют безошибочно идентифицировать каждого архангела [18].

Архангел Михаил – Архангел, возглавивший святое ангельское воинство, вступивший в сражение с сатаной и низвергнувший его с Неба. Это он, сохранивший верность Всевышнему, призвал ангелов на борьбу с дьявольским искушением, воскликнув «Кто равен Богу?». Его имя (др.-евр. «Ми ка Эль») в буквальном смысле означает «Кто как Бог?» – вопрос, который несет в себе утверждение – «никто не равен Богу». В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила с драконом: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7 – 9)

Как «вождь воинства Господня» (Нав. 5: 14 – 15) Архангел Михаил изображается облаченным в доспехи римского полководца и плащ палудаментум, с копьем или мечом в руках (Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра византийской рукописи. X век. Ватиканская Апостольская библиотека; Икона, 1410-е годы, Архангельский собор Московского Кремля).

Слева: Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра византийской рукописи. X век. Ватиканская Апостольская библиотека. Справа: Архангел Михаил. Деталь иконы. 1410-е годы. Архангельский собор Московского Кремля

Часто он представлен поражающим копьем дракона, олицетворяющего собой дьявола. Таким можно увидеть Архангела Михаила на фреске конца XIII века флорентийской базилики Санта-Кроче, приписываемой школе Чимабуэ. Здесь он изображен во главе ангельского воинства, попирающим ногами дракона.

Школа Чимабуэ. Архангел Михаил, поражающий дракона. Конец XIII века. Фреска. Базилика Санта-Кроче, Капелла Веллути, Флоренция

Школа Чимабуэ. Архангел Михаил, поражающий дракона. Конец XIII века. Фреска. Базилика Санта-Кроче, Капелла Веллути, Флоренция

Следует отметить, что сражение Архангела Михаила с сатаной – это один из самых распространенных сюжетов в западноевропейской живописи XV – XVII веков (Рафаэль. Архангел Михаил, поражающий дракона. 1505. Дерево, масло. Лувр, Париж; Гвидо Рени. Архангел Михаил. 1630. Холст, масло. Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим).

Рафаэль. Архангел Михаил, поражающий дракона. 1505. Дерево, масло. Лувр, Париж

Гвидо Рени. Архангел Михаил. 1630. Холст, масло. Санта Мария делла Кончеционе, Рим

Указание на роль Архангела Михаила в битве добра и зла повлияло на более расширенную трактовку его образа как в богословских трудах, так и, соответственно, в изобразительном искусстве.

Начиная с XII века, Архангел Михаил, которому стали приписывать роль судьи на Страшном суде, почти всегда появляется в композициях Судного дня и изображается с весами в руках, предназначенных для взвешивания человеческих душ (Страшный суд. XII век. Мозаика. Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло). Иногда он представлен в виде грозного карающего воина, преграждающего мечом путь грешникам (Лука Синьорелли. Души грешников. 1499. Фреска. Дуомо, Орвьето).

Архангел Михаил. Страшный суд. XII век. Мозаика. Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло

Лука Синьорелли. Души грешников. 1499. Фреска. Дуомо, Орвьето

Интерпретации образа Архангела Михаила в живописи эпохи Возрождения отличаются большим разнообразием и богатством фантазии. Так, художник венецианской школы начала XV века Якобелло дель Фьоре изображает Архангела Михаила со всеми возможными атрибутами – нимбом, крыльями, мечом, весами, драконом под ногами, и при этом украшает его воинские доспехи золотыми пластинами (Якобелло дель Фьоре. Архангел Михаил. Часть триптиха Правосудие. 1421. Дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция).

Якобелло дель Фьоре. Архангел Михаил. Часть триптиха Правосудие. 1421. Дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция

Другой венецианец Микеле Джамбоно представляет небесного посланника в богатом облачении священника с державой в правой руке (Микеле Джамбоно. Архангел Михаил. 1440-1445. Дерево, темпера. Вилла Татти, Флоренция).

Микеле Джамбоно. Архангел Михаил. 1440-1445. Дерево, темпера. Вилла Татти, Флоренция

А Доменико Гирландайо превращает Архангела Михаила в изящного юношу с утонченными аристократическими чертами лица, одетого в рыцарские доспехи (Доменико Гирландайо. Архангел Михаил. 1480-1485. Дерево, темпера. Портлендский художественный музей, Орегон).

Доменико Гирландайо. Архангел Михаил. 1480-1485. Дерево, темпера. Портлендский художественный музей, Орегон

Как победителю злых духов, считавшихся источником болезней, Архангелу Михаилу с самого начала приписывали целительные и охранительные свойства.

Согласно преданию, во Фригии (Малая Азия), в городе Колоссы (Хоны) в IV веке стоял храм, посвященный Архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление дочери водами целебного источника. Язычники решили уничтожить святилище, соединив две горные речки в один мощный поток и направив его в сторону храма. Христианский подвижник Архипп Херотопский, живший рядом с церковью и исполнявший в ней обязанности пономаря, обратился со страстной молитвой к Архангелу Михаилу с просьбой о спасении храма. В ответ на молитву явился Архангел Михаил, ударил жезлом по скале, сотворив в ней широкую расселину, куда устремился поток воды. Благодаря вмешательству небесного посланника храм остался невредимым. Это событие, вошедшее в историю христианства, как чудо Архангела Михаила в Хонех, нашло свое отражение в религиозной живописи. Среди первых изображений, иллюстрирующих эту сцену, можно выделить миниатюру 985 года из «Минологий» Василия II, а также икону XII века, хранящуюся в монастыре Святой Екатерины на Синае. Композиция, как правило, разделяется водным потоком на две симметричные, уравновешенные части. Слева представлен Архангел Михаил в динамичной позе с жезлом в руках. Справа – в молитвенной позе предстояния святой Архипп.

Чудо архангела Михаила в Хонех. Миниатюра. Минологий Василия II. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Чудо архангела Михаила в Хонех. XII век. Икона. Монастырь Святой Екатерины, Синай

В память об избавлении Рима от чумы на вершине мавзолея Адриана возвышается бронзовая фигура Архангела Михаила [19] (1753, скульптор Петер ван Вершафельт). В 590 году папа Григорий Великий возглавил торжественную процессию с молебном о спасении города от смертоносной эпидемии. Как рассказывает легенда, участники шествия увидели над мавзолеем Адриана парящего Архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны. После случившегося, как говорят, чума отступила от города. А в память о чуде на вершине мавзолея установили статую Архангела Михаила, а мавзолей стал впоследствии называться замком Святого Ангела.

Архангел Михаил. Замок Святого Ангела, Рим. 1753. Бронза. Петер ван Вершафельт

Архангел Гавриил (в переводе с др.-евр. «сила Бога») является носителем благовестий, открывающим тайное знание Бога. Согласно Священному Писанию, он возвещает Даниилу о времени явления Мессии (Дан. 9: 24 – 27), священнику Захарии – о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1: 13 – 17), а Деве Марии – о рождении Иисуса Христа (Лк. 1: 28 – 33). Считается, что именно Архангел Гавриил был послан для укрепления в молитве Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее Успения. Поэтому Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таинств Божьих, вестником радости и спасения.

Призванный приоткрывать людям завесу над божественной тайной, он иногда изображается держащим в правой руке фонарь c зажженной свечой (Архангел Гавриил. XIV век. Фреска. Монастырь Санта-Кьяра, Неаполь).

Архангел Гавриил. XIV век. Фреска. Монастырь Санта-Кьяра, Неаполь

Но чаще всего Архангел Гавриил представляется в сценах Благовещения. Композиции, как правило, аналогичны сцене явления Архангела Гавриила Марии из римских катакомб Присциллы. Манера же исполнения варьируется в зависимости от эпохи и того или иного стиля.

На знаменитой иконе конца XII века из монастыря Святой Екатерины на Синае, относящейся к так называемому позднекомниновскому маньеризму, Архангел Гавриил, приносящий благую весть Деве Марии, легко ступает по земле и кажется парящим в золотом пространстве. Стремительность его движения подчеркнута обрывистым контуром его фигуры и изломанными линиями драпировок.

Благовещение. Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Джотто в начале XIV века вводит в сцену Благовещения архитектурное сценическое обрамление (Джотто. Архангел Гавриил. Благовещение. 1306. Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя).

Джотто. Архангел Гавриил. Благовещение. 1306. Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя.

В XV веке Фра Беато Анджелико, помимо архитектурных декораций, дополняет композицию вполне реалистическим пейзажем (Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1450. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция).

Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1450. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Обычно Архангел Гавриил изображается коленопреклоненным, с протянутой в сторону Девы Марии рукой. Этот жест словно подкрепляет произнесенные им слова: «Ave Gratia plena Dominus tecum» («Радуйся, Благодатная! Господь с тобой» Лк.1: 28). В другой руке Архангел держит или тонкий жезл, или свиток со словом Божьим. Иногда представлен с райской ветвью оливы, как знаком примирения божественного и земного (Симоне Мартини. Архангел Гавриил. Благовещение. 1333. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция).

Симоне Мартини. Архангел Гавриил. Благовещение. 1333. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция

Художники Возрождения предпочитали изображать небесного посланника с лилией – символом чистоты и непорочности Девы Марии (Леонардо да Винчи. Архангел Гавриил. Благовещение. 1472-1475. Дерево, масло. Уффици, Флоренция).

Леонардо да Винчи. Архангел Гавриил. Благовещение. 1472-1475. Дерево, масло. Уффици, Флоренция

Порой Архангел Гавриил предстает парящим над землей (Лоренцо Монако. Благовещение. Часть триптиха. 1410-1415. Дерево, темпера. Галерея Академии, Флоренция).

Лоренцо Монако. Благовещение. Часть триптиха. 1410-1415. Дерево, темпера. Галерея Академии, Флоренция

Легкие дымчатые ткани его одежд, создающие ощущение таинственности и неуловимости, в которых он появляется в произведениях художников Дученто и Треченто, сменяются к концу XV века на роскошные наряды из плотных декоративных тканей с богатым орнаментом (Пинтуриккьо. Архангел Гавриил. Благовещение. 1501. Фреска. Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло).

Пинтуриккьо. Архангел Гавриил. Благовещение. 1501. Фреска. Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло

Архангелу Рафаилу (в переводе с др.-евр. «рафа эль» – «исцеление Божье») традиционно приписывались способности целителя. Упоминается Архангел Рафаил в книге Товита, где он предстает компаньоном и проводником сына Товита – юного Товия. Согласно повествованию, он отправляется с юношей в путешествие, оказывает ему помощь и поддержку, подсказывает, как с помощью рыбьей желчи исцелить слепоту отца, а с помощью сердца и печени рыбы изгнать демона из молодой Сарры. И лишь в конце пути объявляет изумленным Товиту и Товии, кем он является на самом деле: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые взносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. […] я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов. 12: 15, 18)

Архангел Рафаил очень редко изображается в одиночестве. Со времени катакомбных росписей его всегда представляют рядом с молодым Товием, с неотъемлемыми иконографическими атрибутами – большой рыбиной и сосудом с целительными средствами, иногда – с птичьим пером в руке для смазывания ран.

В виде элегантно одетого путешественника с огромными распахнутыми крыльями запечатлен Архангел Рафаил в произведении художников флорентийской школы живописи позднего Кватроченто – братьев Поллайоло (Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Архангел Рафаил и Товия. 1465-1470. Дерево, темпера. Савойская галерея, Турин).

Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Архангел Рафаил и Товия. 1465-1470. Дерево, темпера. Савойская галерея, Турин

А Перуджино представил ангела босоногим путником в длинной синей тунике, с наброшенным поверх нее плащом карминного цвета с зеленым подбоем. Едва заметный изящный обод нимба подчеркивает утонченный женственный лик архангела, обрамленный золотистыми волосами (Перуджино. Архангел Рафаил и Товия. 1500. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон).

Перуджино. Архангел Рафаил и Товия. 1500. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Ангел-воин, ангел-провозвестник и ангел-врачеватель – три главных небесных служителя Бога, призванные быть Его вестниками на земле, защищающие, врачующие и открывающие человеку Божественные тайны.

Франческо Боттичини. Три архангела и Товий. 1470. Дерево, темпера. Галерея Уффици, Флоренция

Как посредники между Богом и человеком, являются они в человеческом облике. «Знаем, что естество ангелов бесплотно, принимают же они на себя образы, сообразуясь с пользой видящих; часто оказывая свою снисходительность, являются кроткими, а часто, чтобы видящих соделать более тщательными, представляются грозными» [20], – писал в V веке епископ Кирский Блаженный Феодорит. В изобразительном искусстве они появляются в первые века утверждения христианства, а иконографический канон их изображений складывается в V – VI веках на основе богословских концепций изображения неизобразимого. Постепенно из простых юношей – ­героев незатейливой, полной наивного очарования катакомбной живописи, Ангелы превращаются в иератические образы-символы служителей Бога, наделенные характерными неотъемлемыми атрибутами. Их лики взирают на нас со стен раннехристианских базилик и соборов Средневековья, византийских икон и миниатюр манускриптов. Под влиянием возрождающегося реалистического мировоззрения, вместо отвлеченных, символических образов византийского искусства, возникают более земные, приближенные к человеку образы. В картинах художников эпохи Возрождения Ангелы предстают в виде запоминающихся характерных героев, которые живут и действуют в композициях, отличающихся сложной драматургией и определенной долей психологизма.

Ангелы всегда были и остаются одними из самых важных образов христианского изобразительного искусства. И не потому ли они изображаются в человеческом облике, что представляют собой воплощение человеческой мечты о Небесах? Августин Блаженный писал о том, что ангелы являются идеалом для людей, поскольку причастны Божественным тайнам. Поэтому, когда «мы своим внутренним слухом улавливаем нечто из речи [Бога], приближаемся к ангелам и мы» [21].

Анастасия Татарникова

Примечания:

[1] Об изображениях ангелов в живописи катакомб: Фрикен А. Ф. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Часть 2. – М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1877. С. 193 – 200

[2] Паллий (лат. «pallium» – плащ, накидка) – древнеримское название верхней одежды, аналог греческого гиматия. Одевали паллий поверх туники (греческого хитона), драпируя таким образом, чтобы правое плечо оставалось открытым. В начале новой эры паллий стал распространенной одеждой среди первых христиан, отшельников и  философов. Один из выдающихся раннехристианских писателей и теологов начала III века Тертуллиан посвятил паллию целый трактат. В своем труде он подчеркивает, что именно паллий носили первые христиане и философы. «Радуйся, плащ, и ликуй! Тебя удостоила лучшая философия с тех пор, как ты начал одевать христианина» (Тертуллиан. О плаще. – СПб.: Алетейя, 2000. С. 84).

[3] Далматика – длинная широкая туника с широкими рукавами до запястий. Название происходит от римской провинции Далмация, где появился этот тип одежды. В Риме далматику стали носить со II – III века. В качестве церковного облачения далматика начинает использоваться с IV века.

[4] Подробнее об облачении ангелов: Bussagli M. Storia degli angeli. Racconto di immagini e di idee. – Milano: Bompiani, 2003. P. 49 – 53

[5] Wilpert J. Le pitture delle catacombe romane. – Roma: Desclee Lefebvre & C, 1903. P. 187 – 188

[6] Mazzei B. Il cubicolo dell’Annunciazione nelle catacombe di Priscilla // Rivista di Archeologia Cristiana, Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, Città del Vaticano, 75, 1999. P. 233 – 280

[7] Estivill D. E. Un contributo per lo studio dell’iconografia degli angeli nel secolo IV // Arte Cristiana, LXXXV, 778, gen. – feb., 1997. P. 5

[8] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 9. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[9] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 9. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[10] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 2. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[11] Тертуллиан. Апологетик. Гл. 22 // Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik

[12] Proverbio C. La figura dell’angelo nella civiltà paleocristiana. – Todi: TAU editrice, 2007. P. 77 – 78; Giuliani R. Angelo. // Bisconti F. Temi di iconografia paleocristiana. – Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 2000. P. 109

[13] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 15. § 3 // Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[14] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 14. § 4 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[15] О концепции цвета в византийской эстетике: Бычков В. 2000 лет христианской культуры. Т. 1. Раннее христианство. Византия. – М., СПб.: Университетская книга, 1999. С. 500

[16] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 14. § 5 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[17] Об основах византийского искусства: Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986.

[18] Подробнее о традициях изображения архангелов в западноевропейской живописи: Stanzione M. Gli Arcangeli. Michele il Guerriero, Gabriele il Messagero, Raffaele il Guaritore. – Milano: Sugarco Edizioni, 2011, 240 p.

[19] Первоначально скульптура была деревянной. Вторая, высеченная из мрамора скульптура погибла при осаде замка в 1379 году. Третий мраморный ангел был поражен молнией в 1497 году. Четвертый, сделанный из бронзы, был переплавлен на пушки в 1527 году. В 1536  веке скульптор Рафаэлло да Монтелупо создал мраморную статую с бронзовыми крыльями. Она сейчас находится в замке Святого Ангела. А на вершине замка с 1753 года возвышается бронзовый ангел, созданный по проекту фламандского скульптора Петера ван Вершафельта.

[20] Блаженный Феодорит. Толкования на видения Пророка Даниила. Гл. 12 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-videnija-proroka-daniila

[21]Августин Блаженный. О Граде Божьем. Кн. 16. Гл. 6 // Библиотека «Азбука веры»

https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz