«Инородное тело» (2014) – философская притча Кшиштофа Занусси

В последние десятилетия всё более остро встает проблема сохранения христианских ценностей в секулярном мире. Снова и снова к этой теме обращаются не только церковные иерархи, но и деятели искусства. Одни из них в своих произведениях пытаются доказать, что Бог умер, другие – что это мы приближаемся к смерти, отворачиваясь от Бога. Несомненно, Кшиштоф Занусси со своим фильмом «Инородное тело» относится ко второй категории.

Фильм снят как философская притча. Христианские ценности в нём выражает, в первую очередь, главный герой – итальянец Анджело, который приезжает в Польшу вслед за своей возлюбленной Касей, которая внезапно решает посвятить себя Богу в закрытом монастыре. Он решает  остаться в чужой стране до тех пор, пока Кася не принесёт первые обеты, в надежде, что она передумает и вернётся к нему. Ведь они, казалось бы, были так счастливы вместе в солнечной Италии.

Воплощением секулярного мира, отвернувшегося не только от Бога, но и от установленных Им моральных законов, выступает международная корпорация, в которую Анджело устраивается на работу в Польше, и лично – его начальница Крис, для которой не существует никаких моральных принципов на пути к удовлетворению собственных желаний. Люди для неё не более чем средства в достижении поставленных целей – довольно яркая характеристика общества, не признающего достоинства каждого конкретного человека как образа и подобия Бога. Вседозволенность и гедонизм – ещё две не менее важные черты такого общества, так же прорисованные в Крис. И, наконец, постоянная неудовлетворенность, из которой произрастают пустота, холод и ненависть, – прямое следствие отказа от божественных установлений в пользу собственным эгоистическим позывам.

В Анджело мы видим христианина с крепкой, живой, деятельность верой. Она проявляется и в том, как радикально он отказывается от искушений, приходящих через других людей, как не боится отстаивать то, во что верит, перед ними. Как самозабвенно бросается на помощь Адаму, который каждый вечер сидит перед театром с табличкой «Подайте на пиво», а, на самом деле, пытается собрать деньги на дорогой медицинский аппарат, который позволит дышать его прикованному к постели отцу. В конце концов, в том, как Анджело борется с собственными греховными желаниями, которых не лишён ни один, даже самый праведный человек.

Анджело – настоящий воин Христа. Только такого героя и мог Занусси отправить на бой с ужасами секулярного мира. Мы видим, как он преодолевает все искушения, как раз за разом он отказывается от зла, как стоически он переносит все издевательства, которым его подвергают. Но… почему-то его вера уже не приносит ему ни радости, ни успокоения. И даже когда Господь помогает ему выбраться из самой ужасной, казалось бы, безвыходной ситуации, Анджело уже не видит в этом Его действия. Не видит потому, что мысли его заняты только Касей, которую – момент настал – принимают в новициат. И вот здесь приходит время сказать о второй важнейшей теме, поднятой Занусси…

Почему почти всем героям этого фильма так плохо? Поначалу мы можем объяснить это наличием или отсутствием веры в них. Но в какой-то момент мы видим, что верующему Анджело, который так стойко борется с искушениями, который охотно делает добро, который постоянно молится, у которого дядя – кардинал в Ватикане, в конце концов, – в какой-то момент этому Анджело становится так же невыносимо плохо, как и его неверующей начальнице Крис. Так плохо, что на её вопрос: «Может, тебе стоит обратить меня в свою веру?», он вдруг отвечает: «А с чего ты взяла, что я всё ещё верю?»

Почему это происходит? – Потому что в основе их жизни лежит что-то преходящее.

В основе жизни Крис лежит её карьера. Ради карьеры она одинока. Ради карьеры она манипулирует людьми, подставляет людей. Ради карьеры она готова избавиться от своей приёмной матери, чьё интервью для газеты её саму выставит в невыгодном свете.

А её приёмной матери, кстати, тоже очень плохо. И не потому, что её дочь – бесчувственное чудовище, а потому, что в основе её жизни – воспоминания о прошлом, о том, как при коммунистическом режиме она выносила смертные приговоры невиновным людям. И эти воспоминания мучают её.

В основе жизни Адама лежит борьба за жизнь прикованного к постели отца: заполнение анкет и бланков, чтобы встать в очередь и получить когда-нибудь заветный аппарат, попрошайничество, уход за лежачим больным и…. ненависть к Богу, который всё это допускает.

Другой герой – отец Каси. Для него центр мира и основа лично его жизни – любимая дочь, которая вдруг заявляет об уходе в монастырь. И он делает больше, чем Анджело, больше, чем кто бы то ни было, чтобы отговорить её и вернуть домой. И то, что эти попытки не приносят результата, причиняет ему невероятную боль.

Казалось бы, другое дело – Анджело. В основе его жизни – Бог. Это позволяет ему проходить через искушения, это позволяет ему бороться за то, во что он верит, принимать верные решения, увещевать других. Он может перенести всё, что угодно, кроме одного… Кася поступает в новициат. Она не отказалась от этой идеи, она не вернулась к нему, она любит Господа больше, чем его. И если бы в основе жизни Анджело был Бог, он смог бы принять это. Но нет, в основе его жизни был не Бог, а Кася, его любовь к ней, его мечты об их счастливой совместной жизни. И то, что Бог приготовил для неё другой путь, он принять не смог.

Кшиштоф Занусси показывает нам, что не секулярный мир угрожает нашей вере, а наша гордыня – когда мы ставим свою волю превыше воли Божьей.  А так же то, что в основу своей жизни мы так часто кладём преходящие вещи и, когда они исчезают, рушатся, как всё преходящее, рушится и наш мир, и наша вера.

Единственным героем, который подчинят себя воле Господа, оказывается Кася, потому что Он – в основе её жизни. Она идет в монастырь по Его зову, несмотря на то, что любит Анджело, несмотря на то, что Анджело и её отец пытаются её отговорить. Кася говорит своё «fiat» и оказывается счастливее тех, кто жил, руководствуясь только собственными желаниями и выгодами.

То же, как оканчивается история Адама, напоминает нам о том, почему мы подчиняем себя воле Господа. Не потому что Он тоталитарен, а потому что Он есть любовь, и милосердие Его ещё никем не измерено. Он любит нас вне зависимости от того, любим ли мы Его. И окормляет нас вне зависимости от того, подчиняемся ли мы Ему. Но это уже совсем другая история.

Анастасия Орлова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии