История школы

Авторский цикл Игоря Лужецкого

Что такое написать историю школы? Казалось бы скучнейшее занятие, ни тебе войн, ни переворотов, ни яда на острие кинжала. Кажется, что более скучное занятие заключается только в чтении такой истории. Откуда у нас подобное предубеждение? Со школьной скамьи. Все мы с известным интересом читали про битвы, политические интриги, великие слова порфироносных особ и пламенных революционеров, но со скукой пролистывали главы, посвященные ученым, писателям, художникам. Все то, что с чьей-то легкой руки, было отнесено к разделу «культура и искусство» и проходилось в конце четвери по остаточному принципу. Вся эта «культура» была нам преподнесена как некий фон, декорация, задник сцены, на которой грохотали сапогами армии, поднимались знамена великих походов, расцветали и рушились империи.

Но что, если мы предположим, только предположим, что то, что мы считали всего лишь фоном, есть, на самом деле, та необходимая среда, без которой невозможно никакое историческое событие? И по этой причине описание этой «декорации» есть преамбула к любому серьезному описанию любого исторического события.

Допустим, что не все ходили в картинные галереи, не у всех была возможность проводить часы в капелле Папы Сикста, не все отличат на слух Генделя от Скарлатти. Но все ходили в школу. То есть школа — это во многом автор каждого человека. Века с XIX точно.

По этой причине, нет ничего важнее, чем описание истории этого социального института, этого феномена. Парадокс которого заключается в том, что школа одновременно является продуктом дня сегодняшнего и даже вчерашнего, но, вместе с тем, автором дня завтрашнего. И если мы хотим понимать и предугадывать события грядущего мы должны уметь видеть их ростки сегодня.


Семь несвободных искусств. Часть 1

Об античной школе, феномене дисциплины и о том, как рождаются семь свободных искусств. Почему именно эти, а не другие, и как они отражают динамику человеческого разума?

 

 

 


Семь несвободных искусств. Часть 2

Отличается ли человек Средних веков по своим базовым добродетелям от человека античного? В чем принципиальная особенность образования и дисциплины в Средневековье? И какое значение имеет слово «пастырство» для понимания отношений учитель-ученик?