Изменения в Архиерейском Синоде, больше места для «слушания народа Божьего»

Апостольская конституция Папы Франциска закрепляет метод, которому он следовал в последние годы: больше советоваться с «народом Божьим», уделять дополнительное внимание стадии исполнения решений, принятых на ассамблеях. Итоговый документ, если он одобрен Папой, «является частью ординарного Учительства Церкви».

Папа Франциск хочет усилить причастность «народа Божьего» к ассамблеям Синода епископов: апостольской конституцией “Episcopalis communioˮ, подписанной 15 сентября и обнародованной 18 сентября 2018 года, Папа реформирует правила проведения епископских ассамблей. Синод будет результатом интенсивных консультаций с верующими в епархиях, при этом Генеральный Секретариат будет определённым образом участвовать и на стадии исполнения решений.

Синод епископов, плод II Ватиканского Собора – «вдохновлённый издревле», был учреждён 15 сентября 1965 года блаженным (который вскоре будет провозглашён святым) Павлом VI, который хотел более прямого общения между пастырями епархий и Папой, поскольку каждый епископ «одновременно и неразрывно несёт ответственность за определённую Церковь, вверенную его пастырскому попечению, и заботится о Вселенской Церкви». Синод епископов, объясняет Папа Франциск, также «призван, как любая другая церковная структура, становиться каналом всё более пригодным для евангелизации современного мира, а не для самосохранения».

На протяжении прошедших лет структура Синода постепенно эволюционировала. И с начала своего понтификата Франциск уделял «особое внимание» Синоду и его «дальнейшему развитию»: «Что должно оживлять эту работу обновления, так это твёрдое убеждение, что все пастыри поставлены, чтобы служить святому народу Божьему, к которому они сами принадлежат через благодать Таинства крещения».

В “Episcopalis communioˮ Папа в соответствии с постановлением Собора подтверждает, что «все должны слушать» епископов, «когда они учат» в единстве с Папой, и что верные «должны соглашаться с суждением» своего епископа. Однако «так же верно и то, что для каждого епископа жизнь Церкви и в Церкви является условием для осуществления их учительской миссии». Так, епископ «является и учителем, и учеником». Он – «глава и пастырь», но «он также и ученик, когда, зная, что Дух почил на каждом крещённом, слушает голос Христа, говорящий через весь народ Божий», который, как совокупность верных, «не может ошибаться в вере». Следовательно, епископ должен «идти перед» своей паствой, определяя путь, «идти посреди, чтобы укрепить» народ в единстве, и «идти сзади, чтобы никто не был оставлен позади», но прежде всего он должен «следовать тому инстинкту, что народу Божьему нужно открывать новые пути». «Голос овец» должен быть также слышен во всех епархиальных структурах, чьё задание – давать советы епископу.

«Даже Синод епископов, – пишет Франциск, – должен всё больше становиться избранным инструментом для того, чтобы слушать народ Божий». И «хотя по своему составу он представляет собой объединение епископата», Синод не живёт «отдельно от остальных верующих», но «напротив, является подходящим инструментом для того, чтобы дать право голоса всему Народу Божьему».

По этой причине, «имеет огромную важность», чтобы при подготовке Синода «особое внимание было уделено консультациям со всеми конкретными Церквами». На этой первой фазе епископам, в соответствии с указаниями Генерального Секретариата, предлагается «передать вопросы, которые будут рассматриваться на синодальной ассамблее», священникам, дьяконам и мирянам своей Церкви, «как отдельным людям, так и ассоциациям, не пренебрегая ценным вкладом, который может быть сделан монашествующими». Основополагающим является «вклад коллегиальных структур конкретных Церквей, особенно Советов пресвитеров и Душепастырских советов, от которых синодальная церковь может начать заимствовать свою форму».

За этими консультациями с верными последует во время проведения Синода «распознавание со стороны пастырей», объединённых «поиском консенсуса, который проистекает не из человеческой логики, но из общего послушания Духу Христову», имея в виду sensus fidei («сознание верных» – пер. по документу Международной богословской комиссии, 2014 г.) народа Божьего, который должен знать, как тщательно отличать и отделять себя от изменчивого потока общественного мнения».

Тот факт, что Синод обычно выполняет консультативную функцию, «не умаляет его важности», поскольку его предназначение – «всегда искать истину и благо для Церкви».

За проведением Синода, «должна следовать фаза исполнения его решений, цель которой – донести до всех конкретных Церквей выводы Синода», одобренные Папой. Поскольку «разные культуры очень отличаются друг от друга и каждый общий принцип должен быть инкультурирован, чтобы он мог быть принят во внимание и применён на практике».

Те, кто не является епископами, также могут быть приглашены на ассамблею Синода. Само собрание Синода может проводиться в несколько периодов, «отделённых друг от друга». Генеральный Секретариат на постсинодальной фазе «обеспечивает со своей стороны, совместно с соответствующим отделом Ватикана, осуществление указаний Синода», одобренных Понтификом.

Также благодаря епископам Синода «будет становиться более очевидным», что в Церкви существует «глубокое общение как между верными и пастырями – посвящёнными служителями, крещёнными среди крещённых, которое было установлено Богом, чтобы питать Его паству», так и между епископами и Папой, который является «епископом среди епископов, призванный в то же время – как Преемник Апостола Петра, вести Церковь Рима, которая главенствует в любви над всеми Церквами. Это позволит каждому субъекту поддерживать своё существование совместно с остальными». Франциск отмечает, что деятельность Синода «может вносить свой собственный вклад в восстановление единства между христианами».

Текст этой апостольской конституции, к которому будут приложены инструкции по его применению, включает подробные статья, содержащие как новые, так и старые положения. Среди них – возможность для Генерального Секретариата «способствовать проведению предсинодальных встреч с участием некоторых верных».

Затем Папа внёс несколько изменений, касающихся итогового документа Синода. До сих пор ассамблея Синода заканчивалась одобрением и представлением Папе серии предложений, которые Понтифик принимал во внимание при публикации постсинодального Апостольского Обращения. Начиная с Ассамблеи по вопросам семьи (2014), которую созвал Папа, Синод по завершении работы начал выпускать собственный итоговый документ. Теперь Франциск официально вводит эту новую практику в своей Апостольской Конституции, где в пункте 18 он заявляет, что «как только получено одобрение членов [ассамблеи Синода], итоговый документ Ассамблеи передаётся Римскому Понтифику, который решает вопрос о его публикации. Получив ясное одобрение Римского Понтифика, Итоговый Документ становится частью ординарного Учительства Преемника Петра. Если затем Римский Понтифик наделяет Ассамблею Синода совещательными полномочиями в соответствии с кан. 343 Кодекса Канонического права, Итоговый Документ участвует в ординарном Учительстве Преемника Петра, как только он ратифицирован и обнародован им».

В этом случае «итоговый документ публикуется за подписью Римского Понтифика вместе со всеми членами» [Ассамблеи Синода]. При этом не уточняется будет ли Понтифик в любом случае писать своё апостольское наставление по итогам ассамблеи Синода, потому что, как пояснил на пресс-конференции Секретарь Синода, Монсеньор Фабио Фабене, Апостольская Конституция относится к Синоду, тогда как решение, составлять ли апостольское наставление, остаётся прерогативой Папы.

Андреа Торньелли

Источник (англ.): Vatican Insider

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: La Stampa

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии