Житие святого Киарана, аввы Клонмакнойсского

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Анонимный автор XI в.

По изданию: Rev. C. Plummer. Vitae Sanctorum Hibeniae (Oxford, 1910) vol. I, pp. 200-216 с учётом перевода и примечаний R. A. Stewart MacAlister. The Latin & Irish Lives Of Ciaran, – London, New York, 1921.


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


НАЧИНАЕТСЯ ЖИТИЕ СВЯТОГО КИАРАНА, АВВЫ И ИСПОВЕДНИКА

1. Святой авва Киаран произошёл от племени латронского, обитающего в краю Мид, что в середине Ирландии. Его отец звался Беоннадом, промышлял изготовлением повозок и был богат. Женат он был на женщине по имени Дерерха, от которой имел пятерых сыновей и трёх дочек. Четверо из них стали священниками и один диаконом, а в порядке рождения и по именам они таковы: первый – Лукенн; второй – Донан; третий – сам святой Киаран, авва; четвёртый – Одран; пятый – Кронан, что стал диаконом. Трёх дочерей звали Лугбег, Райхбе и Пата. Лугбег и Райхбе обе стали святыми девами. Пата же поначалу вышла замуж, но потом стала святой вдовой. Мастер же тот Беоннад был угнетён чрезмерными податями, которые наложил на него Айнмерех, король Тары. Чтобы не платить больше тяжёлую подать, он переехал из края своего – то есть, с берегов мидских – в края коннахтские, где и жил на равнине Аэй под властью короля Кримтана. Там-то и родился святой Киаран, о котором повествуется в сем Житии.

Рождение его было предсказано королевским друидом в пророчестве, которое изрёк он при всех: «Сын, что сейчас в утробе жены мастера Беоннада, в чести будет пред Богом и людьми, и как солнце сияет в небе, так он своей святостью просияет в Ирландии». И родился потом святой Киаран в провинции Коннахт, на равнине под названием Аэй, в городе, называемом Райт Кримтан, и крестил его один святой диакон, чьё имя по-ирландски было Диармайд, но позже он назвался Иустом. Ведь праведного подобает крестить Праведному (Iusto – Иусту, – прим. пер.). И воспитывался святой Киаран у родителей своих в упомянутом месте, и благодать Божия всячески проявлялась на нём.

2. Однажды внезапно умер лучший конь у Энгуса, сына упомянутого короля Кримтана, и весьма сокрушался он о смерти лучшего своего коня. И когда он, скорбя, уснул, явился ему во сне человек сияющий и сказал ему: «Не сокрушайся о коне своём, ибо есть среди вас мальчонка, святой Киаран, сын мастера Беоннада, который может воскресить коня твоего. Он, молясь, польёт воды в рот коню и на морду, и тут же он встанет, здоровый. А ты принесёшь мальчику дар за воскрешение коня твоего». Пробудившись от сна, Энгус, сын королевский поведал слова эти друзьям своим. И пошёл он к святому Киарану, и привёл его туда, где лежал мёртвый конь. И едва благой отрок Киаран полил воды в рот и на морду коню, тут же восстал он из мёртвых и стал крепко пред всеми. А то поле, обширное и превосходное, сын королевский принёс в дар святому Киарану на вечное владение.

3. В другой раз мать святого Киарана пеняла ему, говоря: «Прочие смышлёные дети приносят родителям своим мёд с полей и из мест медородных. А этот сынок наш, простоватый и разнеженный, мёда нам не приносит». Послушав эти материнские упрёки, святой Киаран отправился к ближайшему источнику и водой из него наполнил кувшин; благословил; вода превратилась в превосходный мёд, и он передал его матери своей. Родители ж, изумившись чуду сему, послали тот мёд диакону Иусту, крестившему его, чтобы увидел он, какое чудо свершил Бог через мальчика, которого он крестил. Он же, услыхав и увидав сие, возблагодарил Бога и молился за мальчика.

4. Святой Киаран, пася родительский скот, читал псалмы со святым Диарматом. Однако дивным для нас образом происходила эта учёба. Ибо святой Киаран пас скот в южной части равнины Аэй, а святой Диармат обитал в северной части этой равнины, и вся эта великая равнина пролегала между ними. Итак, они издалека приветствовали друг друга спокойным голосом через всё пространство равнины, и старец учил мальчика из своей кельи на той стороне, а мальчик, сидя в поле на камне, читал. Камень этот почитается до сего дня – там установлен крест Христов, называемый Киарановым. И вот, святые по Божию изволению слышали друг друга, а другие их не слышали.

5. Однажды, когда святой Киаран пас скот, корова прямо перед ним отелилась.  Тот же час благой отрок увидел, что к нему приближается волк, жалкий и тощий. Божий слуга сказал ему: «Подойди, бедняга, съешь этого телёнка». И волк пожрал его. Когда же святой пастушок возвращался со стадом домой, корова та, разыскивая своего телёнка, громко мычала. Увидев это, Дерерха, мать святого Киарана сказала ему: «О Киаран, где телёнок этой коровы? Добудь его хоть из-под земли, ведь это ты его потерял, а сердце матери его тяжко страдает». Услыхав слова эти, святой Киаран возвратился на место, где был сожран телёнок, и сложил его кости в свою сумку. А возвратившись, выложил их перед ревущей коровой. И тут же по Божией милости и ради святости мальчика телёнок у всех на виду воскрес, и стоял, здоровый, на своих ногах, ластясь к матери. Тогда, возвысив голос, те, кто там был, прославляли Бога и благословляли мальчика.

6. Когда благой отрок Киаран отправился на ближайший хутор, какие-то жестокие и злобные мужики спустили на него свирепейшего пса, чтобы тот пожрал его. Святой Киаран, видя, что стремительный пёс уже приближается, прибег к стиху псалмописца, сказав: «Господи, не предай зверям душу, доверяющую Тебе!» (Вульг. Пс 73:19) Сильно разогнавшись, пёс по Божию изволению угодил головой в петлю телячьей привязи и, запутанный, ударился головой своей в бревно, с которого свешивалась эта привязь, с такой силой, что голову свою разбил. Увидев это, люди весьма убоялись.

7. В иной раз какие-то чужеземные разбойники обнаружили стадо и при нём читающего в одиночестве святого Киарана. И решили они зарезать его, а стадо угнать. И когда они подкрались к нему с таковым намерением, их поразила слепота, и они не могли двинуть ни рукой, ни ногой, пока не запросили они прощения, умоляя его вернуть им зрение. Тогда благой пастушок, видя, что отвратились они от зла, помолился за них и тотчас же исцелились глаза их; и, уходя, благодарили они его, и рассказали многим.

8. Однажды некий бедняк пришёл к святому Киарану и попросил у него корову. Тогда святой Киаран спросил у матери, нельзя ли корову эту подарить, но мать не пожелала его слушать. Поняв это, святой Киаран увёл бедняка прочь к стаду и там отдал ему хорошую корову с телёнком. Но телёнок тот кормился от двух коров и обе любили его. Благой отрок, зная, что от коровы без телёнка толку не будет, подарил бедняку их обеих вместе с их телёнком. Вместо них святому Киарану назавтра преподнесли в дар четырёх коров, которых он отдал своей матери, пенявшей ему; и она в дальнейшем боялась его.

9. Нож дяди своего Беоана святой Киаран однажды подарил некоему нуждающемуся, за что точно так же на другой день получил четыре ножа. Ибо с хутора под названием Клуайн Круйм пришли четверо ремесленников и преподнесли святому Киарану в дар четыре ножа, которые святой мальчик отдал дяде вместо его ножа.

10. В другой раз святой Киаран подарил быка дяди своего человеку, попросившему его. Дядя сказал ему: «Сынок, а как мне нынче пахать, коли быка моего ты отдал другому?» Святой мальчик ему ответил: «Сегодня запряги коня своего вместе с быками на пахоту, а завтра получишь быков вдоволь». И тотчас же конь, которого он поставил под ярмо с быками вместо подаренного, укротился, и целый день под ярмом пахал, словно бык. Назавтра же четыре быка были преподнесены в дар святому Киарану, и их он передал дяде своему за его быка. Люди же, слыша и видя великие знамения, свершаемые через святого Киарана, испрашивали его молитв и приносили ему дары.

11. Однажды отец святого Киарана принёс некий великолепный сосудец из дома короля Фурбита и должен был хранить его несколько дней; а король любил сосуд тот. Однако, когда нищие просили у святого Киарана милостыни Христа ради, а у него ничего не было, он отдал им королевский сосуд. Услыхав об этом, король чрезвычайно разгневался и приказал забрать Киарана себе в рабы. И вот, из-за этого благой Киаран уведён был в неволю и был рабом в доме короля Фурбита, и возложен был на него тяжкий труд – день изо дня вращать жёрнов на мукомольне. Но чудесным образом случилось так, что святой Киаран сидел и читал подле жёрнова, а жёрнов сам, без какой-либо человеческой помощи быстро крутился и молол муку у всех на виду. Ибо вместо святого Киарана мололи ангелы Божии, а люди не видели их. Немного времени спустя пришёл, повинуясь внушению Божию, из краёв Мунстерских, где обитает племя на-н-Деши, некий человек по имени Гиернан и было у него с собой два превосходных сосудца, таких же, как тот королевский – то же вида, того же назначения, и принёс он их в дар святому Киарану. Услыхал король о чуде с жёрновом, получил два новых сосудца и дал свободу святому Киарану. А то прежде, гневаясь, не хотел принять выкупа за него. И так освободился святой Киаран из королевского рабства. И благословил святой Киаран того человека, благодаря которому обрёл свободу, и род его.

12. Однажды, когда святой Киаран был в местечке под названием Клуайн инн Сите, он увидел лодку на реке, и шалаш на речном берегу, и там же плетённый из прутьев круглый помост, полный колосьев, под которым горел огонь для просушки их перед молотьбой, как принято на западе – в Британии и Ирландии. И святой Киаран, пророча, сказал своим товарищам втайне: «Эта лодка, что нынче на воде – сгорит, а шалаш, что на земле – потонет». А когда они, удивляясь, стали перечить ему, сказал: «Погодите немного и увидите собственными глазами». И тотчас лодчонку подняли из воды на землю и поместили в сарай, чтобы дать сомкнуться её трещинам и щелям. И загоревшись от костра, сарай сгорел, и лодка внутри него точно так же сгорела. Шалаш же ветры крепкие сорвали с земли и сбросили с берега в реку, как и предсказывал слуга Божий. Те, кто видел и слышал, как осуществилось пророчество о вещах столь противоположных, воздавали славу Христу, даровавшему такой дар слуге Своему.

13. В иной раз, когда святой Киаран шёл домой с поля, встретились ему люди. Он их спросил: «Откуда вы сейчас?» Они отвечали: «От Беоннада-мастера мы идём». Спросил он их: «Получили ль вы там ради Христа что-нибудь подобающее на радость?» Они отвечали: «Нет. Наткнулись мы там на злобную бабу, которая нам из гостеприимства и попить-то не дала». Услыхав это, святой Киаран благословил их и поспешил домой, а войдя, никого не нашёл дома, потому что все домочадцы были заняты работой снаружи. Тогда блаженный Киаран, движимый ревностью по Богу, всю еду, что нашёл в родительском доме, раскидал; молоко вылил на землю; масло смешал с овечьим навозом; хлеб кинул собакам – и так всё испортил. Так напомнил он правило: то, что хозяева ради Христа гостям не дают, то для них пропало – и нельзя есть такую еду. Спустя минутку вошла его мать и, увидев, что дом вверх дном, чуть не взвыла, ибо диву давалась, что такое с домом случилось. А когда святой Киаран растолковал ей что к чему, она успокоилась и пообещала исправиться, а многие из тех, кто слышал о том, сделались пощедрее.

14. В иной раз, когда святой Киаран сидел в повозке со своим отцом, колёсная ось сломалась пополам среди поля, и огорчился о том отец святого. Тогда святой Киаран благословил ось, и она стала целой, какой прежде была, и после того они целый день ехали благополучно.

15. После того захотел святой Киаран оставить родителей своих и уйти в школу святого Финниана, который был мужем мудрым, преисполненным всяческой святости, чтобы учиться в ней Писаниям вместе другими святыми Ирландии, что обитали там. Он попросил у своих родителей позволения увести с собой в школу корову, чтобы кормиться её молоком, но мать его в том ему отказала, сказав: «У прочих учеников там в школе коров-то нет!» Тогда, получив от родителей разрешение и благословение (мать, правда, дала его неохотно, ибо желала, чтобы он всегда был при ней), святой Киаран отправился в путь свой, а проходя мимо родительского стада, благословил одну корову и повелел ей следовать за собой. И немедля последовала за ним та корова вместе с недавно рождённым телёнком, и куда бы он ни шёл, корова шагала за ним аж до города Клонарда, что располагался на границе между Лейнстером и О’Нейллом, хотя всё-таки на земле О’Нейлла. И когда святой Киаран прибыл туда, он провёл на пастбище межу своим посохом между коровой и её телёнком, и никак не смели они никогда пересечь след от посоха святого, и не пересекали его, но корова, наклонившись над следом посоха, лизала телёнка своего и в положенное время с полным выменем возвращалась в коровник. А корова та была бурая и звалась Одур Киарайн (Киаранова бурёнка, – прим. пер.), и слава о ней навсегда пребудет в Ирландии, ибо она давала невероятное по тем временам количество, и молоко то ежедневно распределяли в школе, и его хватало на многих. И шкура её до сих пор с почтением хранится в городе святого Киарана, ибо через неё по милости Божией свершались чудеса. И величайшая из всех милостей, как передали нам святые старцы – ученики святого Киарана, в том, что по божественному обетованию, всякий человек, умерший на той шкуре, обретёт жизнь вечную со Христом.

В школе же святейшего наставника Финниана учились многие ирландские святые: двое святых Киаранов и двое святых Бренданов, Колумба и много иных; и каждый из них в назначенный ему день молол на жёрнове собственными руками, а за Киарана мололи Божии ангелы, как тогда, когда он был в неволе.

16. Привели к святому Финниану дочь короля Тары, чтобы обучилась она у святого Божия псалмам и прочим Писаниям и принесла обет целомудрия. И когда она добровольно пообещала посвятить девство своё Христу, святой Финниан сказал святому Киарану: «Сыне, пускай сия дева и служанка Христова, дочь земного царя читает вместе с тобой, пока строится келья для девы сей». Святой Киаран послушно принял это задание и читал с девой псалмы и прочие книги. И когда святой Финниан решил разместить ту деву в келье вместе с другими святыми девами, блаженные отцы стали расспрашивать святого Киарана о её нравах и качествах. И ответил им святой Киаран: «Воистину ни нравственных её качеств, ни телесных я не знаю, потому что, Бог свидетель, я никогда не видел её лица, да и вообще её не видел, разве что заметил нижний край одеяния, когда она пришла от отца своего. И ни о чём я с нею не разговаривал, кроме как только о том, что она читала». А жила она и столовалась у некоей святой вдовицы. И дева в свидетельство о святом Киаране говорила то же самое. Многие же благодаря их свидетельству укрепились в следовании подлинному пути монашескому.

17. Святой Киаран читал вместе с другими под руководством отца Финниана евангелие от Матфея, и когда дошёл до середины книги, где говорится «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12), сказал святой Киаран святому Финниану: «Отче, довольно мне той половины книги, что я прочёл – хотя бы её исполнить на деле, а знать мне довольно одной этой строчки». Тогда кто-то из учеников школы молвил остальным: «С этого часа давайте кликать Киарана: Лет-Мата (что значит «пол-Матфея») – вот подходящее для него прозвище». А святой старец Финниан ему: «Нет! А подходящее прозвище для него – Лет-н-Эйринн (что значит «пол-Ирландии»), ибо приход его будет простираться до середины Ирландии». И это пророчество пробудило во многих зависть к святому Киарану.

18. В иной раз, когда святой Киаран был один в своей келье, подошёл он к столу, чтобы принять пищи и, желая вкусить её по благословении, молвил: «Благословите». Увидев же, что никто не отвечает «Да благословит Господь», он встал из-за стола, ничего не съев. Также поступил он и назавтра – снова встав из-за стола без трапезы. Когда ж он на третий день подошёл к столу, пропостившись, таким образом, трое суток, и сказал: «Благословите», то вдруг голос с небес ответил ему: «Да благословит Господь тебя, изнурённый Киаран! Достаточно человеку, когда он в уединении, самому благословить свою пищу во имя Бога Всевышнего, а затем вкушать». И вот, святой Киаран, воздав благодарения, на третий день отведал хлеба.

19. Однажды прибыл он к королю Тары, которого звали Туаталь Мальгарб, ибо король тот, человек суровый, несправедливо держал в рабстве одну женщину, и святой Киаран надеялся освободить её, но король не отпустил её. Тогда святой Киаран благословил её и повелел отправляться вместе с ним домой. А она встала и покинула дом королевский, пройдя через людскую толпу, и никто не видел её, пока она благополучно не дошла до друзей своих. Об этом Божием чуде король и прочие люди весьма дивились.

20. Был ещё иной случай, когда святой Киаран вступил во владения некоего коннахтского князя, снова чтобы просить за одну женщину, которую тот не по праву держал в рабстве. И когда сидел там святой Киаран, вдруг трое мужей подошли к нему с тремя подношениями: первый привёл в дар корову, второй принёс плащ, третий – сковородку. Все эти три дара святой Киаран тут же, на виду у князя, передарил просящим беднякам. В тот же час он от других людей вместо этих своих даров получил в приношение иные, большие, а именно: за сковородку – котёл в три меры; за один плащ – двенадцать; за корову – двенадцать коров. Их святой Киаран разослал разным святым мужам, обитавшим неподалёку. Всё это увидев, князь тот радушно даровал по просьбе святого Киарана свободу той женщине, и она, радуясь и благодаря, ушла домой.

21. После того святой Киаран отправился на остров под названием Аран, который лежит в океане на некотором расстоянии к западу от Ирландии. На этот остров всегда прибывали насельники из Ирландии, и множество святых мужей обитало там, и бесчисленные святые, никому не ведомые, кроме одного лишь Бога Всемогущего, там почивали. И много дней провёл святой Киаран в строгом послушании у аввы Энды, и великие чудеса были там им явлены, а о деяниях святости его там рассказывают до сих пор. Будучи там, святой Киаран видел такое чудесное видение (и такое же видение было святому Энде): великое и плодоносное дерево на берегу реки Шаннон в середине Ирландии, и сень его простирается на все части Ирландии, а ветви его и за пределы Ирландии плывут по морю. Назавтра же святой Киаран рассказал сие видение святому Энде, а святой отец Энда тут же истолковал его, сказав: «Виденное тобою плодоносное дерево, я точно так же видел. Это ты, сын мой. Ты велик будешь пред Богом и людьми; славой твоей наполнится Ирландия, и сень вспомоществующего милосердия твоего и милости защитит её от бесов, заразы и бедствий, и плоды твои распространятся вдаль и вширь. Итак, по велению Божию ступай незамедлительно в то место, где предстоит тебе воскреснуть и которое тебе явлено Богом – там тебе предстоит возрастать». И тогда посвящён был святой Киаран во священники, а затем по велению святого отца Энды, получив его благословение и вверившись молитвам его и прочих святых, обитавших на острове Аран, святой Киаран отправился в Ирландию.

22. Однажды, свершая путь, встретил святой Киаран некоего бедняка, и тот просил у него что-нибудь в подаяние, и отдал ему святой Киаран свою ризу, сам же шёл дальше в одном только подряснике. И завернул с пути своего на остров Катайх, расположенный в том месте, где в океан впадает устье залива, напротив Лимерика, между владениями племён Кьяррайх и Корку-Байскинд – там жил святейший старец Сенан, который первым поселился на том острове. С древних времён единственным хозяином острова была ядовитая и чрезвычайно опасная тварь, а святой Сенан силою Божией изгнал её в некое болото, и ныне на том острове стоит прекрасный и святой город в честь святого Сенана. А когда святой Киаран приближался к тому острову Катайх, святой Сенан в духе предузнал о его приходе и наготе, и послал челнок, чтобы доставить его на остров, и тайно взяв ризу в руки свои, вышел навстречу ему к островной пристани. Видя, что святой Киаран идёт к нему в одном подряснике, блаженнейший Сенан, попенял ему шуточно, сказав: «Ну не позорище ли?! Священник разгуливает в одном подряснике – без куколя!» На что святой Киаран, улыбаясь, молвил: «Сия нагота моя скоро будет прикрыта, ибо есть для меня ряса под одеянием господина моего Сенана». И оставался святой Киаран у святого Сенана несколько дней, проводя их в свершении святых таинств, и возникло меж ними товарищество и братство. А после того святой Киаран, дав целование мира, двинулся своим путём.

23. От святого же Сенана блаженный Киаран отправился к братьям своим Лухенну и Одрану, обитавшим в монастыре, называемом Ишел, что значит «нижняя обитель», и пробыл у них до поры до времени. А братья его поставили святого Киарана своим элемозинарием (монах, отвечающий за раздачу милостыни, – прим. пер.) и распорядителем принимаемых странников. Лухенн же, как старший летами, был аввой обители той, а Одран – приором. Как-то раз, когда святой Киаран читал снаружи в поле на солнышке, он вдруг увидел, как усталые странники входят в гостевой дом. Подскочив, он забыл свою книгу на поле, и она пролежала там, раскрытая, до следующего дня. И разместив гостей на постой, омыв им ноги и усердно им послужив, ночью он, всё же, вернулся на то место. А той, значит, ночью прошёл обильный дождь, но по Божиему повелению книга та оказалась нетронутой – сухой и чистой; ни одна капля дождя не коснулась её, хотя вся земля вокруг неё была влажна. За сие святой Киаран с братьями своими воздал хвалу Христу.

24. Подле той обители, где жил святой Киаран, был остров на озере, а на острове в крепости обитал некий князь со своею дружиной. Шум и гам от них мешал святым в монастыре молиться. Видя это, святой Киаран вышел на берег озера и помолился там Господу, чтобы дал он инокам отдохнуть от острова того. И следующей ночью Божией мощью этот остров вместе с озером был передвинут со своего места подальше, откуда шум от островного сброда не достигал святых Божиих. И до сих пор можно увидеть, что то место, где прежде было озеро, частью сухое, а частью влажное – в знак свершившегося чуда.

25. Однажды, когда святой Киаран работал снаружи на поле, подошёл к нему некий бедняк и попросил подаяния. В то время некий властитель, а именно сын Кримтанна, подарил святому Киарану повозку с двумя лошадьми, и вот этих-то лошадей вместе с повозкой святой Киаран отдал бедняку. После того братья святого Киарана, не в силах терпеть того, как он по великому милосердию своему ежедневно раздаёт бедным их добро, сказали ему: «Брат, уходи от нас, ибо из-за чрезмерной щедрости твоей мы не можем вместе с тобой жить в одной обители, ведь нам нужно братию нашу ради Бога блюсти и кормить». Отвечал им святой Киаран: «А вот если бы я остался в обители этой, то была б она не Ишел, то есть Низкой, но Высокой». Сказав это, святой Киаран благословил братьев своих, и нацепив котомку со своими книгами за плечи, пошёл оттуда. А когда он немножко отдалился от обители, встретил на дороге оленя, который ждал его, совсем как ручной. Святой Киаран возложил на него свою котомку, и куда бы ни шёл олень, блаженный Киаран следовал за ним. И пришёл олень к озеру Ри, что на востоке Коннахта, и стал напротив острова Айнгин (ныне остров Хейр, т.е. Заячий, – прим. пер.), что в этом озере. Тогда уразумел святой Киаран, что на этот остров призывал его Господь, и, отпустив оленя с благословением, перешёл на остров и обитал там. И разошлась молва о нём далеко и широко, и собирались к нему отовсюду добрые люди, и делал их святой Киаран своими монахами. И многие, разнообразные вещи жаловали верующие в дар святому Киарану и его братии. Но некий пресвитер по имени Даниэль, которому принадлежал остров Айнгин, по наущению дьявольской зависти, пытался святого Киарана с его братией изгнать прочь с того острова. Однако святой Киаран, желая облагодетельствовать своего преследователя, отправил ему с посланцами из числа верующих королевский дар, что был ему самому преподнесён: золотую, богато украшенную чашу. Пресвитер, увидев её, поначалу отказался принять, но, вняв уговорам верующих, с благодарностью принял. И пришёл этот пресвитер Даниэль, исполнившись Божией благодати, и принадлежавший ему остров Айнгин отдал в дар Богу и святому Киарану навеки.

26. В иной раз, живя на том острове Айнгин, святой Киаран услышал доносящийся с пристани голос человека, желающего переправиться на остров, и сказал братии своей: «Ступайте, братия мои, и доставьте сюда сырьё для изготовления аввы, который вам останется после меня». Братия же, спешно переплыв на лодке, обнаружили на пристани юношу-мирянина и, не обратив на него внимания, оставили его там, а вернувшись, сказали святому Киарану: «Никого мы там не обнаружили, кроме паренька-мирянина, бродяжки, что заплутал в лесах – это он кричал на пристани. Какой авва из эдакого простеца?» А святой Киаран им молвил: «Плывите немедля и доставьте его сюда поскорее, потому что по Господню откровению я понял, услышав голос его, что он после меня будет вашим аввой». Услышав это, братия доставили юношу, и святой Киаран постриг его и прилежно читал с ним, и он наполнялся благодатью Божией день ото дня. После святого Киарана он стал святым аввой, ибо это был сам блаженный Энгус, сын Луйгсе.

27. У одного из братьев было евангелие святого Киарана, и он по неосторожности уронил его с лодки в озеро, и долгое время пролежало оно под водой, и не нашли его. Однако однажды летней порой в озеро забрели коровы, чтобы охладиться в воде – было чрезвычайно жарко. Когда же они выходили из озера, лямка кожаной котомки, где лежало евангелие, зацепилась за ногу коровы, и корова так, подволакивая ногой, вытащила котомку с собой на землю. И обнаружилось, что евангелие в гнилой котомке осталось сухим и чистым, а страницы белы и без малейших подтёков – словно хранилось в библиотеке. Порадовался этому святой Киаран и его братия.

28. Потом некий человек из Манстера, из племени Корку-Баскинд по имени Доннан пришёл к святому Киарану, который жил на острове Айнгин. Однажды спросил его святой Киаран: «Чего ты ищешь, отче, в этих краях?» Святой Доннан ответил: «Ищу, господин, место, где бы остаться и Христу послужить после странствий». Сказал ему святой Киаран: «Оставайся, отче, здесь, а я пойду куда-нибудь в другое место, ибо знаю, что не тут надлежит мне воскреснуть». Тогда святой Киаран передал святому Доннану остров Айнгин со всем хозяйством и пошёл в место, называемое Ард Мантайн подле реки Шаннон, но не захотел там поселиться, сказав: «Не хочу жить в этом месте, ибо будет здесь великое изобилие мирских дел и земных утех, и трудно будет душам учеников моих направляться к Небу, если я здесь буду жить; пускай место это послужит мирянам». После чего покинул святой Киаран место это и пошёл в другое, которое некогда именовалось Ард Типрат, а сейчас зовётся Клуайн-мейк-Нойс (Клонмакнойс). И придя туда, он сказал: «Здесь буду жить, ибо в этом месте многие души перейдут в Царство Божие, в этом месте мне надлежит воскреснуть». С тех пор поселился там блаженнейший Киаран с братией, и основал там великий монастырь, и отовсюду приходили к нему многие, и приход его весьма расширялся окрест, и имя святого Киарана весьма прославилось по всей Ирландии. И вырос в том месте в честь святого Киарана прекрасный и святой город, название которому Клонмакнойс, что находится к западу от области племени О’Нейлл на восточном берегу реки Шаннон рядом с провинцией Коннахт – там, подле святого Киарана хоронят королей да князей из О’Нейлл и Коннахта. А река Шаннон, что весьма изобилует разной рыбой, отделяет область Нейлл, то есть Мид, от провинции Коннахт. Когда святой Киаран пожелал собственноручно положить первый камень при строительстве того города, некий друид сказал ему: «Время сейчас нехорошее для начинания, приметы времени не благоприятствуют началу строительства». Тогда святой Киаран положил камень в угол дома, сказав: «Вопреки твоим приметам, друид, помещаю я этот камень в землю, ибо нет мне дела до друидских ухищрений, но все свои труды я совершаю во имя Господа моего Иисуса Христа». Друида и его учеников, восхищённых верой святого Киарана в Бога своего, ответ этот порадовал.

29. Когда святой Киаран был в своём городе Клонмакнойсе, один человек преподнёс ему в дар превосходную ризу, и пожелал святой Киаран послать её упомянутому святому старцу Сенану, живущему на острове Катайх, но не смог сразу найти доставщика, потому что долог, ухабист и труден путь от Клонмакнойса, города святого Киарана, что в середине Ирландии, до острова Катайх, расположенного в океанском заливе. Тогда по приказу святого Киарана ризу положили на воды реки Шаннон и отпустили её одну вплавь по реке, и доплыла она, сухая, до самого острова Катайх, и никто не видел её, пока она не достигла его (а река Шаннон течёт от Клонмакнойса и впадает в лимерикский залив, где и расположен остров Катайх). И молвил святой Сенан братии своей, исполнившись духа пророческого: «Идите на берег морской и гостя, сидящего там, дар человека Божия нам с почтением доставьте». Братия же, ничего не спрашивая, отправились к морю и нашли там ризу сухую и чистую, ибо не тронули её воды. И взяв её, святой старец Сенан воздал благодарение Богу, и хранилась та риза у святого Сенана с благоговением, словно венец святости.

30. Некий отрок из семейства святого Киарана, которого звали Критир из Клуайна, будучи одарённым, но проказливым и вздорным, убежал от святого Киарана в город Сайгир (расположенный в северной области Манстера, на земле племени Хеле) к другому Киарану – святому старцу-епископу. И когда этот отрок пробыл у святого епископа несколько дней, его бесовский нрав толкнул его на то, чтобы стащить у братии питьё и залить очаг, из-за чего погас освящённый огонь. А святой старец Киаран не желал, чтобы от Пасхи до Пасхи в монастыре был иной огонь, кроме освящённого на праздник, и его не следовало гасить. И когда святой старец Киаран услыхал, что сотворил отрок Критир, весьма был недоволен им и сказал: «Да накажет его за это Бог при жизни». Тот, услыхав, что святой старец гневается на него, покинул город Сайгир, но, отойдя недалеко от города, нарвался на волков и те убили его, но тела его не тронули после того, как он умер, по образу того пророка, убитого львом (3 Цар 13:24-25). Когда святой Киаран-младший услыхал, что его отрок у старца Киарана, он направился к нему и в тот день, когда свершилось предсказание, пришёл в город Сайгир и был принят святым старцем Киараном-епископом с подобающими почестями. И молвил младший святой Киаран-авва святому Киарану-епископу: «Возврати мне, святый отче, ученика моего живым – того, который был убит у тебя». Отвечал ему старец святой Киаран: «Прежде всего подобало бы ноги вам омыть, но у нас в монастыре нет огня, чтобы подогреть для вас воды, и вы знаете, что ваш ученик погасил освящённый огонь. Так что попросите для нас у Бога огня освящённого». Тогда младший святой Киаран-авва, сын мастера, простёр руки свои в молении к Богу и тотчас огонь сошёл с неба ему на накидку и от неё зажгли монастырский очаг. А святой старец Киаран-епископ помолился Богу за того убитого волками юношу, и тотчас он восстал от безжалостной смерти здоровый, и рубцы от волчьих укусов виднелись на нём. И поблагодарив всех, он ел и пил со святыми, и после того прожил много дней. Тогда оба святых Киарана стали для потомков друзьями и товарищами как на земле, так и на небе; и сказали, что, если кто пожелает призвать или попросить кого-нибудь одного из них, тот как бы обоих их призовёт и попросит, а они услышат. После того младший святой Киаран-авва сказал старшему Киарану-епископу: «В твоей обители, отче, пребудет слава и изобилие благ». Отвечал ему святой старец Киаран-епископ: «В твоей обители, возлюбленный брат, сила подвига и мудрости сохранится до конца веков». Сказав это, приняв целование мира и благословение от святейшего старца Киарана-епископа, младший святой Киаран со спутниками и упомянутым юношей Критиром возвратился в свой город Клонмакнойс.

31. Однажды, когда братия святого Киарана трудились на жатве и замучила их жажда по причине солнечного жара, они послали за холодной водой. Святой Киаран ответил им через посланца: «Выберите, братия мои: вы можете попить и утолить свою жажду сколько нужно, а можете потерпеть жажду до самого вечера, чтобы, благодаря вашему сегодняшнему труду в поту и жажде, те братия, что будут жить в этом монастыре, не имели ни в чём недостатка. Но и вы не лишитесь награды своей от Бога на небесах». Братия ответили: «Мы выбираем так: пусть последователи наши не будут иметь ни в чём недостатка, а мы получим свою награду за терпение и жажду на небесах». Так братия и трудились в тот день, терпя жажду под палящим солнцем, но радуясь. Когда же свечерело и собрались братия в дом, пожелал святой Киаран сделать им приятное и подкрепить их с любовью. Уповая на Господа, благословил он полный воды кувшин, и тотчас под руками его в кувшине появилось превосходнейшее вино. Расставив кубки, он велел братьям хорошенько подкрепить телесные силы, воздав благодарение Христу за дары Его. Эта трапеза с братией в жизни святого Киарана последняя, и он сам прислуживал при ней, а после неё прожил уже не много. И была эта трапеза самой радушной и замечательной из всех, что когда-либо были в монастыре святого Киарана, и подтверждает это вот какой случай.

Ибо много позже, когда святой Колумба со своими учениками прибыл в Ирландию с острова Хи, была приготовлена им великая трапеза в монастыре святого Киарана в городе его Клонмакнойсе. И когда пришли они в киновию святого Киарана, приняли их с великой радостью и предупредительностью; и угощения за трапезой были щедрейшие, так что молва о тех угощениях разошлась по всему городу и его окрестностям. Когда же в гостях у святых старцев, которые имели в монастыре святого Киарана отдельную келейку, некто по неведению заявил, что никогда в этой обители не бывало такой трапезы, да и потом не будет, один из старцев, который во времена святого Киарана был ещё мальчиком, ответил: «Нашли чему удивляться! Ведь та трапеза, которую заступник наш святой Киаран устроил для братьев своих, истомлённых жаждой на жатве, когда вода превратилась в вино, была куда лучше, чем нынешняя. А чтобы вы узнали и поверили (ср. Ин 20:29), что это правда, подойдите и ощутите благоухание от моего пальца, ибо я черпал то вино для братии и мой большой палец касался напитка за краем кубка, которым зачерпывалось вино – и вот, благоухание до сих пор сохранилось. Тогда все стали подходить к нему и, обоняя нежное и сладкое благоухание, исходящее от святого старца, восклицали: «Воистину много лучше была трапеза та, коль нежнейшее благоухание от неё сохранилось на пальце так надолго!» И благословили святого Киарана, воздав хвалу Богу.

А в другой раз, когда братия святого Киарана сеяли, пришли к святому Киарану купцы с галльским вином и наполнили им огромную чару – братину, которую святой Киаран братии своей с благословением и передал.

32. Святейший заступник наш Киаран прожил в городе своём Клонмакнойсе лишь один год. И когда он узнал, что день отшествия его приближается, с плачем пророчествовал о бедствиях, что ждут после его смерти будущих насельников его обители, и говорил, что жизнь их будет коротка. Тогда братья спросили его: «Что же нам делать, отче, в годину тех бедствий? Пребыть ли нам здесь подле твоих останков? Или идти в иное место?» Молвил в ответ им святой Киаран: «Поспешите в иное место, мирное, а останки мои оставьте подобно сухим костям оленя в горах, ибо лучше вам с духом моим водвориться в Небесах, чем подле костей моих пребывать на земле да в соблазне».

Святой Киаран много плоть свою распинал, пример чего мы приведём. Под голову вместо подушки он клал всегда камень, который доныне хранится в монастыре святого Киарана и всеми почитается. Когда же он занемог, не хотел, чтоб забирали камень, а велел возложить его себе на плечи, дабы утруждаться до самой смерти и стяжать за то вечную награду в небе. Когда же приблизился час исхода его, он повелел вынести себя из дому наружу и, воззрев на небеса, сказал: «Крута дорога, да неотвратима». А братья ему сказали: «Знаем, отче, что для тебя нет ничего трудного, а нам сего часа должно страшиться». И когда внесли его обратно в дом, он поднял руки свои, благословил паству свою и клир и, приняв Жертву Господню, в пятый день сентябрьских ид испустил дух на тридцать третьем году своей жизни. И вот, ангелы заполнили путь между небом и землёй и радовались, встречая святого Киарана. А на третью ночь после отшествия святого Киарана пришёл на его похороны из провинции Ленстер святейший авва Кевин, и говорил святой Киаран со святым Кевином, и поменялись они одеяниями, и навек побратались между собою они и ученики их. Об этом же подробно и пространно повествуется в житии самого Кевина.

33. Святой Колумба, услыхав об отшествии святого Киарана, сказал: «Благословен Бог, призвавший к Себе в Небеса святейшего Киарана в юности его! Ибо проживи он до старости, многие бы завидовали ему, ибо почти всю Ирландию получил он в свой приход». И написал святой Колумба гимн святому Киарану, и показал его в городе Клонмакнойсе, и молвил ему преемник святого Киарана: «Прекрасен и достохвален гимн этот; чем же, отче, тебе воздать за него?» Отвечал святой Колумба: «Дайте мне две пригоршни земли с могилы отца вашего Киарана, ибо это мне желанно и мило более чистого золота и каменьев драгоценных». И получив земли с могилы святого Киарана, святой Колумба отправился на свой остров Хи. Когда же святой Колумба переплывал море, поднялся шторм и корабль швырнуло в водоворот, что по-ирландски называется Кори-Бракайн (возможные переводы: «Котёл Бракана» или «Пёстрый котёл», – прим. пер.), а это губительнейшая из морских воронок, куда корабли, попав, уже не выбираются. И потянул водоворот корабль к себе, а святой Колумба частицу земли святого Киарана метнул в море. Предивное дело: тотчас разом унялся и штормовой ветер, и буйство волн, и кружение водоворота, и было тихо, пока корабль оттуда не отошёл далеко. Тогда святой Колумба, воздав благодарение Богу, сказал своим ученикам: «Смотрите, братие, какую благодать принесла нам земля блаженнейшего Киарана!»

34. Блаженнейший Киаран, обитая среди людей, житие вёл ангельское, и благодать Святого Духа сияла на лице его пред очами людскими. И кто из людей в силах поведать о его земном подвиге?! Ибо хотя молод он был летами и телом, но являлся святейшим старцем душою и нравом: в смирении, в кротости, в любви, в трудах повседневных, в ночных бдениях и прочих деяниях божественных. Ныне же он живёт в покое без тягости, в летах без старости, в здравии без мучения, в радости без огорчения, в мире без вражды, в достатке без нужды, в дне бесконечном без ночи, в Царствии вечном, которое не кончится до суда Христа, который со Отцем и Святым Духом живёт и царствует во веки веков. Аминь.

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЖИТИЕ СВЯТОГО КИАРАНА, АВВЫ КЛОНМАКНОЙССКОГО

Перевод: Константин Чарухин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии