Католик – человек, который думает, как Церковь, и живет в Церкви. Он, наблюдая за Ее литургией, открывает в ней новые пространства. Однажды подошел ко мне молодой прихожанин и сказал: «Я заметил, что почти все совершается в рамках Святой Мессы. Чем это объясняется?»

Действительно, крещение человека происходит у алтаря, чтобы он, приняв его, получил право освящать себя причащением Тела и Крови Христа. Таким образом Мать-Церковь подсказывает своему новому чаду: «Слушай, мое дитя, если хочешь сохранить благодать крещения, по-христиански жить и, наконец, достичь жизни вечной, питайся Евхаристией». Это очень важная подсказка. С ее помощью в сознании нового христианина укореняется убеждение в том, что человек принял крещение ради спасения, а евхаристическая пища необходима ему для достижения высокой цели.

Этим объясняется, почему в рамках Евхаристии совершаются обычно миропомазание, елеопомазание, рукоположение в священство и заключается таинственный брак. Кстати, особая ситуация происходит во время совершения Таинства Священства. Почему? Потому, что епископ рукополагает дьякона в священники, чтобы он сразу после принятия этого таинства начал совершать Евхаристию, питая ею других и себя!

Также Таинство Брака должно осуществиться во время Святой Мессы. Таким образом Церковь хочет освятить новую супружескую пару и укоренить в ней убеждение в том, что с самого начала совместного пути муж и жена пребывают вместе с Христом, Который, приходя к ним в Евхаристии, помогает им в течение всей жизни.

Конечно, бывает и так, что по разным причинам Таинство Брака совершается вне Мессы. Кто смотрит на это глазами веры, тот сразу почувствует некоторую «нищету» ситуации. Казалось бы, совершилось Таинство Брака. Но не хватило так необходимой и красивой Трапезы Господней! За евхаристическим столом Христос питает молодоженов настолько сильной пищей, что они смогут жить в браке по-христиански и достичь вечного спасения. (Теперь мы также понимаем, почему в канун Таинства Брака кандидаты к браку должны очиститься, примирится с Богом и людьми в Таинстве Покаяния.)

Обряды Таинства Брака начинаются во время Литургии Слова. Библейские чтения и проповедь вновь напоминают жениху и невесте о сущности брака, о величии, красоте жизни в нем, а также о необходимости создания семьи. Собственно говоря, в основном это и является целью совершения Таинства Брака. Где же, если не в семье, можно увидеть происходящую от Бога плодовитую Любовь и образ Пресвятой Троицы?! Смотрите, как муж, жена и их ребенок похожи на Отца и Сына и Духа Святого!

Белизна одежды невесты символически представляет их духовную чистоту, бескорыстность, добровольность и осознанность решения связать себя навсегда узами брака на виду у приходской общины, частицы Вселенской Церкви.

Таинство – освящающее действие Христа в Церкви. Поэтому до его совершения участники литургии просят Духа Святого (Он же есть и Дух Христа), чтобы снизошел на кандидатов к браку и освятил их любовь. Это важный момент торжества. Пара влюбленных людей пришла в храм, освятить свою человеческую любовь Таинством Брака. Что ни говори, их любовь, хотя и нежная, и красивая – лишь человеческая, а потому – слабая и испорченная грехом, в то время как цели, задачи, заботы супружеской жизни требуют любви непоколебимой, укрепленной любовью Бога. Вот почему призывается Святой Дух – Любовь Отца и Сына. Только Он может наполнить этим несгораемым огнем сердца своих верных почитателей:

«Без веления Твоего нет от зла нам помощи,
Нет от зла защиты нам.
Омывай нечистое, орошай иссохшее,
Исцеляй болящее.
Умягчай жестокое, согревай озябшее,
Направляй заблудшее».

Самое главное, чтобы кандидаты к браку, уже стоя у алтаря в полной готовности связаться святыми узами брака, понимали, что в момент совершения этого таинства их сердца навсегда соединяются с Сердцем Иисуса, а их руки сплетаются навсегда с руками Христа. С момента заключения брака они будут действовать «через Христа, со Христом и во Христе». Да, совершение Таинства Брака является установлением святого, нерушимого треугольника: ОН – ОНА – ХРИСТОС. Поэтому брачный союз такой сильный, прочный и плодовитый.

Святой брачный треугольник образуется в момент осуществления данного таинства. Это происходит тогда, когда жених и невеста публично, перед Богом, церковной общиной, свидетелями и священником выражают, каждый отдельно и вслух, слова супружеской клятвы, суть которой – торжественное обещание пожизненной любви и верности. В это, имеющее первостепенное значение, мгновение, говорят мистические поэты, ангелы записывают имена супругов в небесной книге тех, что навечно связали себя Таинством Брака. Так как жених и невеста произносят брачную клятву, Церковь считает их совершителями Таинства Брака. Условием важности брачной клятвы является присутствие не только церковной общины, но, прежде всего, свидетелей, среди которых особое место занимает священник. Он от имени Святой Церкви торжественно провозглашает заключение данного брака и благословит тех, кого связал столой.

Исполнив эти действия, священник освящает обручальные кольца, два золотых знака единства, ценности нерасторжимого брака, которыми обмениваются жених с невестой. Этот же трогательный обряд является исповеданием взаимной любви, источником которой является Святая Троица. В этот момент глаза молодоженов горят счастьем, а их лица украшает чистая улыбка.

В молитве верных все участники торжества вверяют Богу молодоженов, их будущее, а также их родителей, друзей и приходскую общину. Для новой супружеской пары эта молитва является не только брачным подарком. Это проявление любви Церкви, которая ежедневно поддерживает молитвой все семьи.

Во время Евхаристической Литургии, сразу после молитвы «Отче наш», молодожены получают особое благословение. В сопутствующей ему молитве Святая Церковь просит Бога, чтобы Он постоянно помогал супругам исполнять свою миссию в мире. Для достижения этой цели они нуждаются в любви. Поэтому очередная просьба к Богу касается дара любви, без которого они не будут едины и не смогут ощущать присутствие Бога посреди них. В конце молитву благословения священник просит Бога – Подателя жизни о даре плодовитости, оба супруги могли радоваться детьми и ответственно исполнять роли отца и матери.

Момент причастия является встречей молодоженов с Христом. В тишине их сердец Христос предлагает им Свою помощь. Он хочет вместе с ними пройти каждый шаг супружеской жизни, разделяя с ними радости и боли. Господь заново объяснит им, зачем стал евхаристической пищей для человека. Именно в ней Он оставил тем, что на земле совершают паломничество жизни, не только память о Своих страданиях и Воскресении, но и Свое присутствие. Вместе с Христом супруги преодолеют все трудности, появившееся на их пути.

Окончательное благословение – знак, что Церковь посылает новых супругов в мир, чтобы, живя в браке и семье, они ежедневно свидетельствовали в мире о Христе и следовали за Ним в дом Небесного Отца на вечную жизнь.

Из храма молодожены и их гости отправляются на свадебное торжество. Праздничная трапеза, в каком-то смысле, явится продолжением литургии и обращением к традиции христианской агапы (трапезы любви). После свадебного застолья начинается брачная ночь. Она тоже имеет свой таинственный смысл. Во время этой ночи те, кто заключили брак в храме, дополняют его актом супружеской половой любви.

После того как «два стали одной плотью», молодожены вышли на путь новой жизни. Пройдут месяцы ожидания (своеобразный супружеский адвент), и у них появится ребенок. Таким образом в мире появится новая семья – образ Святой Троицы и «Малая Церковь», которая будет жить любовью и надеждой спасения так, как Большая Вселенская Церковь.

о. Игнацы Павлусь SDS

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №3 2008

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz