Как понимать, что человек есть существо сексуальное?

Бог сотворил человека как мужчину и женщину. Он сотворил их друг для друга и для любви. Он наделил их половым влечением и способностью к наслаждению. Он сотворил их для продолжения жизни.

Принадлежность к мужскому или к женскому полу глубоко вписана в природу каждого человека. Мужчина и женщина по-разному чувствуют, по-разному любят, у них различное призвание по отношению к детям и различные пути веры. Бог сотворил мужчину и женщину различными, поскольку возжелал, чтобы они поддерживали и взаимодополняли друг друга в любви. Поэтому мужчина и женщина испытывают сексуальное и духовное влечение друг к другу. Когда они друг друга любят и соединяются в интимной близости, их любовь находит глубочайшее чувственное выражение. Как Бог в Своей любви обладает творческим началом, так и человеку дана возможность творить в любви, даруя жизнь детям.

* * *

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2, 18,24).

* * *

См. также ККЦ 2331–2333, 2335, 2392

Имеет ли один из полов превосходство над другим?

Нет, Бог одарил мужчин и женщин равным личным достоинством.

И мужчины, и женщины – это люди, сотворенные по образу Божьему, и дети Божьи, спасённые через Иисуса Христа. Не по-христиански, да и не по-человечески дискриминировать или унижать кого-либо по гендерному признаку. Равное достоинство и равные права, однако, не означают никакого единообразия. Нивелирование различий между полами, которое идёт вразрез со свойственными мужчине и женщине особенностями, противоречит творческому замыслу Бога.

* * *

«Христианство вырвало женщину из того состояния, которое походило на рабство (Анна-Луиза Жермена де Сталь (1766–1817), французская писательница).

«Все основания «подчинения» жены мужу в браке должны толковаться в смысле «взаимного подчинения» обоих в благоговении перед Христом» (Св. Иоанн Павел II, Апостольское послание Mulieris dignitatem).

* * *

См. также ККЦ 2331, 2335

Что есть любовь?

Любовь – это свободная самоотдача сердца.

Быть переполненным любовью означает испытывать огромное удовольствие от того, что выходишь из своего «Я» и отдаёшь себя другому. Музыкант может отдать себя музыкальному произведению. Воспитатель в детском саду может всем сердцем стараться для своих подопечных. В любой дружбе присутствует любовь. Но любовь между мужчиной и женщиной – это самая прекрасная форма любви на земле. Человеческая любовь – это отражение любви Божьей, в которой исток всякой любви. Любовь – сущность триединого Бога. Через нисхождение на нас любви Божьей мы, люди, становимся участниками вечной Божественной Любви. Чем больше любит человек, тем больше он уподобляется Богу. Любовь должна управлять всей жизнью человека, но особенно глубоко и ярко она должна проявляться, когда мужчина и женщина любят друг друга в браке и становятся «одной плотью» (Быт 2, 24).

* * *

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4, 7).

* * *

См. также ККЦ 2346

Какое отношение к любви имеет сексуальность?

Сексуальность и любовь неразрывно связаны. Сексуальное общение должно происходить в рамках верной и надёжной любви.

Когда сексуальность отделена от любви, и речь идёт лишь об поисках удовлетворения, истинный смысл сексуального единения мужчины и женщины нарушен. Сексуальное единение – это самое прекрасное телесно-чувственное выражение любви. Люди, которые ищут секса без любви, лгут, поскольку физическая близость не соответствует близости сердец. Кто не верен в своём телесном общении, тот причиняет долговременный вред и телу, и душе. Секс становится нечеловеческим, он опускается до средства получения наслаждения и превращается в товар. Только стабильная и ответственная любовь создаёт пространство для по-человечески переживаемой сексуальности, приносящей непреходящую радость.

* * *

«Нельзя попробовать жить, нельзя попробовать умереть. Нельзя попробовать любить, нельзя принять человека только на пробу и на время» (Св. Иоанн Павел II).

«Сексуальность, с помощью которой мужчина и женщина даруют себя друг другу в надлежащих и исключительно супружеских актах, вовсе не является неким чисто биологическим явлением,но касается самой внутренней сущности человеческой личности как таковой. Она осуществляется истинно по-человечески только тогда, когда составляет неотъемлемую часть любви, связывающей мужчину и женщину до самой смерти. Совершенный телесный дар стал бы обманом, не будь он знаком и следствием полной личностной самоотдачи» (Иоанн Павел II. Апостольское обращение Familiaris consortio).

«Всё, что делает сексуальную встречу лёгкой, в то же время низвергает её к чему-то незначительному» (Поль Рикёр (1913–2005), французский философ).

* * *

См. также ККЦ 2337

Что такое целомудренная любовь? Почему христианин должен жить целомудренно?

Целомудренная любовь – это такая любовь, которая защищает себя от всякого внутреннего и внешнего вмешательства, способного разрушить её. Целомудрен тот, кто осознанно принимает свою сексуальность и интегрирует её в свою личность. ЦЕЛОМУДРИЕ и воздержание – это не одно и то же. Тот, кто в браке ведет активную сексуальную жизнь, также должен быть целомудренным. Целомудренно человек действует тогда, когда телесные проявления являются выражением надёжной и верной любви.

ЦЕЛОМУДРИЕ не нужно путать с чопорностью. Человек, который живёт целомудренно, не является игрушкой своих страстей, но сознательно, в любви, переживает свою сексуальность как выражение этой любви. Нецеломудренный образ жизни ослабляет любовь и затуманивает её смысл. Католическая Церковь разработала целостно-экологический подход к сексуальности. Сексуальность включает в себя: во-первых, сексуальное желание, которое само по себе является благом; во-вторых, личную любовь; в-третьих, плодовитость, то есть открытость к рождению детей. Как для производства пива нужны солод, хмель и вода, вкус которых по отдельности довольно зауряден, а вместе – очень приятен, так и все три перечисленные выше аспекта сексуальности составляют, по убеждению Католической Церкви, неразрывное единство. Если у мужчины есть одна женщина для сексуальных утех, другая – для выражения лирических любовных чувств, а третья – для рождения детей, то он по-настоящему не любит ни одну из них, а лишь использует их.

* * *

ЦЕЛОМУДРИЕ – добродетель, благодаря которой человек осознанно и убеждённо приберегает свои эротические желания для подлинной любви и противостоит искушению удовлетворять свой эрос, отдавая себя другим в похоти или используя других для собственного удовлетворения.

* * *

См. также ККЦ 2238

Как жить целомудренно? Что в этом помогает?

Целомудренно живёт тот, кто свободен для любви и не является рабом своих страстей и инстинктов. Таким образом всё, что помогает человеку стать более свободным и зрелым, приумножить любовь и обогатить отношения, способствует целомудренной любви.

Свободным для любви человек становится через самодисциплину, работать над которой он должен в любом возрасте, тренируя и поддерживая её. В этом очень помогает стремление в любой ситуации оставаться верным Божьим заповедям, избегать искушений, отклонять любую форму двойной жизни или ДВОЙНОЙ МОРАЛИ, молить Бога охранить от искушений и укрепить в любви. Умение жить чистой и безраздельной любовью – это, в конечном счете, милость Бога и Его чудесный дар.

* * *

«Там, где появляется любовь, все остальные побуждения передаются в любви» (Св. Бернард Клервосский).

«Власть над моментом есть власть над жизнью» (Мария фон Эбнер-Эшенбах).

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес 4,3–5).

* * *

См. также ККЦ 2338–2345

Целомудренными должны быть все, даже состоящие в браке?

Да, любой христианин должен жить целомудренно вне зависимости от того, молод он или в летах, живёт ли он один или состоит в браке.

Не все люди призваны к браку, но каждый призван к любви. Наше предназначение в том, чтобы отдавать себя. Для одних такой формой самоотдачи может быть брак, для других – добровольное безбрачие ради Царствия Небесного, для третьих – жизнь в одиночестве, которая, однако, всегда сопряжена с готовностью помогать другим. Любая жизнь находит свой смысл в любви. Быть целомудренным значит любить безраздельно. Нецеломудренный человек терзаем и несвободен. Истинно любящий свободен, твёрд и добр; он может посвятить себя любви. Таков Христос, Который одновременно посвятил всего Себя нам и Отцу небесному. Он – образец целомудрия, ибо Он является прообразом твёрдой любви.

* * *

См. также ККЦ 2348–2349, 2394

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)