«Да обратит Господь лице Свое на тебя», — говорится в благословении святого Франциска. Полюбив Господа и пойдя за Ним, Франциск почувствовал, что Господь на него смотрит. Не убеждает, не обращается с каким-то словом, а именно смотрит на него…

Похожие фрагменты, останавливающие наше внимание на взгляде Иисуса, есть в Новом Завете. Апостол Андрей привел Симона — и «Господь посмотрел на него…» Богатый молодой человек сказал, что хочет быть совершенным, — и Господь «с любовью посмотрел на него»… После отречения Петра Иисус «посмотрел на него», и это стало началом раскаяния апостола.

Момент, когда Господь обращает Свой взгляд на человека, очень важен.

Францисканский Крест тоже удивителен тем, что Господь смотрит на нас.

В дополнение к этому не нужно слов. Любовь чувствуется, когда мы смотрим на другого человека. Взгляд говорит о многом…

Святого Франциска потрясают две вещи — смирение Божие и любовь Божия. Когда Франциск слышал, что в Евангелии читалось место о любви Божьей, или кто-нибудь говорил о ней, он бывал тронут до слез.

Порой нас особенно затрагивает какая-то мелодия, встреча с каким-то человеком… Святой Франциск переживал такое внутреннее потрясение, когда слышал, что Бог нас любит.

Францисканец Якопоне да Тоди подчеркивал эту грань наследия святого Франциска: осознание любви Божией, не имеющей границ Любовь Божия выражается в том, что Господь отдал Свою жизнь. Это касается и прошлого, и будущего — обещание того, что человек сможет встретиться с Богом после воскресения и вечно жить в любви. Обещание это выражается для нас в литургии: в ней есть и прошлое — воспоминание о страданиях Христа, и будущее — Господь придет и возьмет нас к Себе. И прошлое, и будущее в Евхаристии становятся настоящим.

Святой Франциск не разрешал братьям служить больше одной Святой Мессы в день — для его времени это было редкостью, поскольку сослужение тогда не было принято, и каждый священник служил Мессу ежедневно. У францисканцев же Мессу служил один из братьев-священников, а остальные участвовали в ней. Кто не присутствовал в это время в монастыре, должен был помнить об этом и духовно присоединяться к братьям.

Во времена святого Франциска принято было считать, что раз меньше служится Месс — значит меньше обретается благодати. Франциск понимал, что благодать не зависит от количества богослужений, она умножается через любовь участвующих в Евхаристии. Он хотел, чтобы Евхаристия стала центром жизни общины, а не просто необходимым обрядом; единственностью богослужения он подчеркивал важность Евхаристии. Весь день монахов был организован так, чтобы они могли собраться вместе на Мессе.

У каждого святого любовь имеет свой оттенок. Для Франциска любовь — это своего рода нежность, которая одних привлекает, а других, наоборот, отталкивает.

Чаще всего она отталкивает интеллектуалов: действительно, проповедь птицам звучит как легенда, да и многие сюжеты из «Цветочков святого Франциска» тоже. Исследователи на этот счет так и не пришли пока к единому мнению. Но даже если это и легенды, они точно передают нежный характер любви святого Франциска. Он приводил братьям в пример любовь матери к ребенку, говоря, что и братья должны так же любить друг друга.

Было время, когда францисканцев даже ругали за то, что они якобы приносят в Церковь не силу, а излишнюю мягкость.

Однако нельзя забывать, что святой Франциск любил прежде всего Распятого Христа. В любви Франциска присутствует страдание, раны Христовы.

Девиз Франциска — делать все из любви к Божьей Любви. Он просит в молитве, чтобы сила Божьей Любви оторвала его от всего, что есть под небом: «чтобы я умер из-за любви к Твоей Любви, ибо Ты в смирении выбрал смерть из любви…»

В Уставе святого Франциска есть такой фрагмент: «И все братья, где бы ни были, пусть помнят, что они отдали себя и оставили тело свое Господу Иисусу Христу. И ради любви Его должны принимать врага как видимого, так и невидимого, ибо говорит Господь: «Кто потеряет душу свою, тот сбережет ее».

В Толковании на «Отче наш» Франциск тоже говорит о Любви Божьей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, чтобы мы возлюбили Тебя всем сердцем… о Тебе помышляя… честь Тебе во всем ища… И да возлюбим ближних наших… обращая их в любовь к Тебе».

Святой Франциск реализует Любовь Божью, оказывая любовь человеку.

Во францисканском богословии особо подчеркивается, что не столько Бог — предмет нашей любви, сколько, наоборот, каждая францисканская душа должна чувствовать себя предметом любви Божьей и все, что делает — делать из-за той Любви, которой Бог нас одарил.

Это не означает, что мы должны себя принуждать к каким-то жертвам для Бога: надо лишь осознать эту истину, и тогда все остальное станет следствием, ответом, тем самым «легким игом» Христовым.

о. Вальдемар Мацкевич OFMConv

Читать полностью: францисканцы.рф

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о