Досбол Касымов о своём творении — иконе «Мать Великой Степи»

Уже на этой неделе, с 13 по 15 сентября, пройдёт визит Папы Римского Франциска в Казахстан, во время которого он освятит икону “Ұлы Дала Анасы” – Мать Великой Степи, посвященную центрально-азиатскому Святилищу в Озерном. Католическая информационная служба Центральной Азии подготовила интервью с автором этой иконы, казахским художником Досболом Касымовым, в котором он рассказал о том, что скрыто за представленными на ней образами.

Так художник, не являющийся христианином, признался, что главным источником вдохновения для этой работы является любовь к матери: “Мама — это наш общий образ, объединяющий все человечество и меня с ним. Это наша общая мать, потому что мы все пришли в этот мир благодаря нашим мамам”.

На иконе Дева Мария изображена в казахской национальной одежде “кимешек”. “В такое убранство из казахского платья и головного убора замужние женщины облачались после рождения первого ребёнка”, – объясняет художник. – “По замыслу, поскольку она была из простой небогатой семьи, не было задачи сделать какой-то особо роскошный наряд, но в то же время он должен был подчеркнуть красоту и скромность, достоинство казахской женщины — степной женщины”. Младенец же Иисус завернут в “чапан” – традиционный халат взрослого мужчины, который символизирует тот путь, который Ему предстоит пройти.

При этом ни Мадонна, ни Младенец не смотрят ни прямо на нас, ни друг на друга. Взгляд Девы Марии, устремленный вдаль, художник объясняет традициями казахского общества: “Женщина не должна смотреть в упор, она немного смотрит вдаль. Это проявление скромности и часть этикета”. Но не только этим. Досбол Касымов стремился также передать то предчувствие о будущем Сына, которое переполняет сердце Матери: “Она думает о будущем, о будущем своего сына. Я считаю, что всё-таки есть такое понятие, как интуиция. Она чувствует, что будет с её сыном, какой путь ему предстоит пройти”.

Объясняя взгляд Младенца Иисуса, художник говорит о смешении чувств в Нём: “У него свой путь. По-казахски говорят: “Анамын козiн балада, баламын козiн далада” — Глаза матери смотрят на ребенка, но в данном случае это не так, а глаза ребенка смотрят на путь. Он с одной стороны не хочет отрываться от своей матери, но с другой стороны, где-то опять-таки в глубинах его еще маленького подсознания есть понимание того, что у него, как и у каждого из нас, свой путь. У кого-то он труднее, у кого-то легче, но это всегда непростой путь, который нужно пройти. И вот он, с одной стороны, как бы не хочет уходить от мамы. А с другой стороны, конечно, понимает, что это произойдет. И я его обернул в этот “чапан” (халат) неслучайно. Мать его вроде как завернула, чтоб согреть, но это его будущий хитон, с которым он пойдет на крест”.

Икона “Мать Великой Степи” сочетает в себе многовековые традиции иконографии Девы Марии, а также каноны казахского искусства, национальные орнаменты и многое другое.

Досбол Касымов признаётся, что, узнав о том, что его икону освятит Папа Римский, он почувствовал ответственность за свой труд. “Хочется, чтобы эта работа нашла понимание, нашла свое место в сердцах людей”, – говорит художник.

Читать интервью целиком: Католическая информационная служба Центральной Азии

Фото: Католическая информационная служба Центральной Азии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии