В понедельник, 21 ноября, в Москве открылись очередные «Покровские встречи». Тема этого года: «Нежданный дар милосердия».

Из трёх дней конференции первый был организован в Культурном центре «Покровские ворота», его тема — «Миграционные процессы: риск фундаментализма или безразличия». В последующие два дня встречу принимает у себя Российский Православный Университет. Помимо них, в число организаторов вошли Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (ОВЦС).

Особым гостем открывающего вечера стал Апостольский Нунций в Российской Федерации Архиепископ Челестино Мильоре. Своё вступительное обращение он начал с шокирующей статистики, поясняющей, почему избранная организаторами тема столь актуальна: по последним данным, сегодня в мире насчитывается 244 млн. мигрантов и 65 млн. беженцев.

Апостольский нунций также связал эту тему с завершившимся на прошлой неделе в Церкви Юбилейным годом милосердия, сказав, что в этот год Папа хотел наметить линии нового мирового порядка, основанные на экуменизме и милосердии, в том числе, в отношении мигрантов. «Эти люди подвергаются самым разным несчастьям», — с горечью отметил епископ. – «Но милосердный взгляд направляет нас к новым законодательным и гуманитарным мерам, способным извлечь беженцев и мигрантов из их мизерного состояния».

С первым докладом выступил диакон Роберто Пагани, с 2013 года возглавляющий отдел по экуменизму и межрелигиозному диалогу в католической епархии Милана. Тема его доклада: «Мигранты и новые лица в Церкви: опыт Италии». Он подробно рассказал об устройстве миланской митрополии, на территории которой проживает приблизительно 5,5 млн. человек, 4,5 млн. из которых – крещеные. Исторически абсолютное большинство из них составляют католики латинского и амвросианского обрядов, однако, сейчас поместная Церковь сталкивается с новыми вызовами, обусловленными притоком мигрантов из других стран.

«В последние годы Милан стал городом многих народов, и эта тенденция будет нарастать», — говорит диакон. На данный момент 14% жителей Милана составляют иностранцы. Столь большое число мигрантов значительным образом меняет социальное полотно. И вовсе не потому, что большее число мигрантов составляют мусульмане, как мы часто себе представляем. Как отмечает диакон Роберто Пагани, число мигрантов из стран Восточной Европы просто несопоставимо с числом мигрантов из исламских стран. Большинство из них принадлежит Православным или другим восточным Церквам. Например, одна только Румынская Православная Церковь имеет сейчас более 200 приходов и более 240 священников на территории миланской епархии. Также здесь представлено девять коптских общин. Каждую неделю на их Литургии собирается около 7 тыс. человек, и в основном, это молодые семьи, имеющие, в среднем, по три ребёнка.

На фоне роста числа верующих из восточных Церквей растёт потребность в помещениях для их богослужений, и, как говорит диакон, никогда ещё в миланской митрополии не наблюдалось столь глобальной передачи католических церквей некатолическим общинам. «Всё начинается с запроса православного епископа и заканчивается декретом католического митрополита», — объясняет этот процесс Роберто Пагани. – «Обычно мы пытаемся найти не приходскую, мало используемую церковь. Очень важно избежать проблем между общинами и напряжения в сожительстве. Но важно, что это не просто жест доброй воли между людьми – это экклезиальный жест, когда одна Церковь принимает другую».

Также Роберто Пагани привел конкретные примеры, в которых он видит развитие и углубление экуменизма в миланской епархии. Во-первых, это смешанные браки православных и католиков. Семья становится тем пространством, где живут две различные реальности, которые не упрощаются, смешиваясь.

Ещё одно наблюдение: «Если раньше большинство мигрантов из Румынии просили о погребении их тела на родине, то в последние годы всё больше людей просят хоронить их в Италии». Православные и католики лежат в этой земле бок о бок. «Разделяя опыт смерти, мы разделяем важные этапы в жизни каждого из нас», — говорит диакон.

Немаловажным проявлением единства является совместная молитва, выражающая соборность христианских Церквей. Роберто Пагани рассказал о совместных богослужениях христианских Церквей в Милане в сентябре 2015 и 2016 гг. Они прошли на площади Фонтана, в центре города, и были составлены таким образом, чтобы каждая участвующая Церковь могла привнести свою уникальность. «Это великолепное лицо Церкви, в которой конфессии и народы сосуществуют, обогащая друг друга, становясь знаком и примером для всего Милана», — заключает диакон.

Вторым докладчиком вечера стал Уаил Фарук, преподаватель Американского университета в Каире и Католического университета в Милане. Тема его доклада: «Возможность сосуществования христиан и мусульман: опыт Италии и Египта».

Свой доклад он начал с описания той точки, которая стала местом встречи с «другими» для него и в которой он видит возможность для встречи и диалога между христианами и мусульманами: «Сегодня мы живём в эфемерном, преходящем мире. Это выражается как в мелочах, вроде использования пластиковой посуды или пластиковых пакетов, так и в глобальных процессах. Посмотрите хотя бы на количество разводов… Брак становится чем-то преходящим. То же самое происходит в экономике и политике. Единственное, что остаётся в человеческом опыте – это прекрасное, это красота, это вечные ценности. Красота – это единственная возможность для встречи с другим».

При этом Уаил подчеркивает, что самое страшное, что может произойти в этой встрече – это диалог стереотипов, которые мы имеем друг о друге. «Только встреча между людьми может изменить реальность», — говорит он и в качестве примера приводит последствия революции 2011 года в Египте.

В январе 2011 года миллионы египтян вышли на площади, чтобы бороться за свободу, справедливость и человеческое достоинство. Мусульмане и христиане стояли плечом к плечу в этой борьбе, объединенные одними и теми же желаниями, и здесь произошла их настоящая встреча, освобождающая тех и других от стереотипов. Плоды этой встречи последовали незамедлительно: 7 января 2011 мусульмане пришли в коптские храмы, чтобы разделить с ними радость Рождества (а уже в 2014 году впервые в истории глава государства пришёл на Рождественскую Литургию в коптский кафедральный собор – ещё пару лет назад никто не мог и вообразить такого!).

Другой яркий пример – коптский активист Мина Даниэль, убитый на демонстрации 9 октября 2011 года. Этот молодой христианин стал лицом борьбы египтян за свободу и уважение человеческого достоинства, весь Каир был обклеен плакатами и с его лицом и разрисован граффити. Его гроб несли его друзья-мусульмане, сотни исламских верующих пришли попрощаться с ним. «Когда происходит встреча, стереотипы разрушаются», — повторяет Уаил.

В 2014 году президентом конституционной партии выбрали женщину-христианку – это, как замечает Уаил, также было бы невозможно без революции 2011 года и подлинной встречи христиан и мусульман, которая произошла в ходе неё.

В последние несколько лет Уаил живёт и преподает в Милане, в итальянской среде, перед которой вызов миграции и диалога с мусульманами стоит сейчас остро, как никогда. Говоря об интеграции мигрантов в европейское общество, докладчик задаётся вопросом: «Интегрировать во что?», и сам отвечает: «Невозможно интегрировать человека в законы, им можно только подчинить. Принять же другого невозможно без смысла, без собственной идентичности». Именно поэтому, по мнению Уаиля Фарука, миграция в современном мире – это не угроза, а «огромная возможность, чтобы вытащить на поверхность то лучшее, что есть в каждом человеческом сердце», как для мигрантов, так и для принимающих их европейцев.

22 ноября «Покровские чтения» продолжились в Российском Православном Университете. Тема второго дня сформулирована как «Общее дело милосердия и веры». С докладами выступили протоиерей Михаил Потокин, говоривший о современных задачах Церкви в сфере дел милосердия, Карла Соммакал из Милана с докладом «Одеть нагого — Дергано (Милан), один приход для всех религий» и преподаватель МГУ Татьяна Краснова, говорившая о готовности к принятию «иного».

Завершится конференция в среду, 23 ноября, встречей под названием «Милосердием жив человек» в Российском Православном Университете. В рамках вечера прозвучат доклады Петра Гуменюка, представляющего благотворительный фонд «Помощь Церкви в беде» во Франкфурте, Маргариты Нелюбовой, представляющей Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (ОВЦС), и протоиерея Александра Ткаченко, основателя и руководителя Детского хосписа в Санкт-Петербурге).

Также 23 ноября гости Российского Православного Университета имеют последнюю возможность увидеть выставки об отце Веренфриде Ван Страатене (фонд «Помощь Церкви в беде») и о княгине Елизавете Федоровне Романовой (Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество).

Анастасия Орлова