Само слово «литургия», которое в западной традиции означает любое богослужение, переводится с греческого языка как «общее дело».  Об этом полезно помнить. Это не дело священника, сестер, министрантов, приходского хора или молодежи, которая поет на Мессе. Это дело всех верных; не один священник, но вся приходская община служит литургию, совершает ее. И здесь у каждого участника есть свои права и обязанности.

Я имею право на достойную литургию, которая должна начаться ровно во столько, во сколько написано в расписании, которая будет соответствовать определенным нормам (это актуально, если я их неплохо знаю). Но помимо права на «хорошую» литургию, я имею и обязанности на ней, несмотря на то, что я вроде бы ничего не должен делать, поскольку просто прихожу на нее, присутствую. В сознании многих из нас сидят выражения «был на Мессе», «присутствовал на Мессе». К сожалению, их употребление очень часто передает истинный смысл этих слов. Пора переходить к другому мышлению, которое относительно литургии, да и вообще церковной жизни будет звучать со словом «участвовать». Я должен участвовать в литургии. И именно мое участие, участие всех собравшихся в храме на Мессу сделает ее более достойной.

Год веры, в котором мы сейчас живем, помимо всего прочего предлагает нам возвратиться, а для многих и открыть, наследие II Ватиканского собора. Самый первый документ (что, собственно, отражает важность этого вопроса), который был принят на этом соборе – это конституция «О священной Литургии» (Sacrocanctum concilium SC). Это один из самых прекрасных текстов о литургии. В нем записаны многие простые вещи, которые следует услышать каждому католику. «Матерь Церковь горячо желает, чтобы все верующие пришли к тому полному, сознательному и деятельному участию в совершении Литургии, которого требует сама ее природа, на которое христианский народ (…) имеет право и к которому он обязан» (п. 14). «Литургические действия суть не частные действия, но свершения Церкви, представляющей собою «таинство единства», то есть народ святой (…)» (п. 26). «При совершении Литургии каждый – и священнослужитель, и простой верный —  должен, исполняя свои обязанности, делать всё то, и только то, что ему надлежит делать в силу самой природы предмета и литургических норм» ( п. 28).

Из этих трех цитат видно следующее:

  1. участие в Литургии должно быть полным, сознательным и деятельным.
  2. литургические действия это не частные действия, но действия всех верных.
  3. на литургии надо делать только то, что нужно и что записано в литургических нормах.

Какое отношение это имеет к нам? Приведу несколько примеров, которые помогут понять, о чем идет речь.

Пример 1. Могу ли я совершать коленопреклонение, когда пожелаю?

Многие встают на колени тогда, когда захотят или когда считают нужным и правильным. Ответ на вопрос «когда надо?» звучит в упрощенном виде так: «Когда министрант позвонит в колокольчик». Потому что он обычно знает, когда надо вставать на колени. Он, собственно, для этого, а не для красоты, подает знак колокольчиком всем собравшимся в храме. Более развернутый ответ таков: на колени во время Евхристической молитвы надо вставать перед призыванием Святого Духа, перед тем, как священник прострет руки над хлебом и вином на алтаре. Затем, второй раз, на колени надо вставать по окончании песнопения «Агнец Божий», вместе со священником. Здесь загвоздка, поскольку зачастую сами священники не знают, когда надо совершать коленопреклонение. Но это уже тема для отдельной статьи.

Пример 2. Надо ли держать руки во время молитвы «Отче наш» так, как держат их священники?

Ответ: Надо, но нельзя, поскольку этот жест во время богослужения, к сожалению, зарезервирован только за священниками. Хотя логично, чтобы все, читающие эту молитву, простирали руки в этой древней молитвенной позе, которая называется «оранта». Кстати, как правильно держать руки можно увидеть на иконах Богородицы, тип которых так и называется «оранта» — «молящаяся».

Пример 3. Надо ли вставать на колени во время Мессы?

Надо, если нет проблем со здоровьем или других ограничительных обстоятельств. По крайней мере, в нашей традиции, поскольку, например, на Западе, сейчас такой традиции во многих местах нет, либо она присутствует только частично. А если не позволяет состояние здоровья, то необходимо стоять в тот момент, когда все преклоняют колени.

Пример 4. Могу ли я не петь и не отвечать на Мессе?

Это обязанность верных, отвечать, петь во время богослужения, также как и совершать определенные действия (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение). Не хор, не органист, но народ поет во время Мессы и другого богослужения.

Закончить свои размышления я хотел бы цитатой из указанной выше Конституции о литургии, которая является обращением к пастырям и пожеланием: «Пусть пастыри ревностно и терпеливо заботятся о литургическом воспитании и деятельном участии верных – как внутреннем, так и внешнем (…). В этом предмете они должны руководить своей паствой не только словом, но также и примером» (п.19).

Дмитрий Калинкин

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о