Молиться пением

Песнопение не требует пространных разъяснений. Пользуясь присущими ему выразительными средствами, оно погружает поющего в молитвенное состояние. Песнопению по силам проложить путь к самым потайным уголкам нашей памяти и почти неизгладимо в ней укорениться. Задумаемся над словами, которые мы закрепляем в детской памяти: «Сомнение», «скорбь», «восхищение»… Эти слова, исходя из глубины сердца, питают молитвы детей.

Ведь если песнопение вводит человека в молитву, то и само оно должно быть знаком молитвы. Поэтому при выборе песнопения мы отдаем приоритет текстам, отвечающим следующим характеристикам:

1.​ Песнопения, чьи слова являются цитатами из Слова Божия. Произнося их, ребенок применяет к себе те слова, что Господь дал Своему народу: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» (Пс 140, 2).

2.​ Песнопения, адресованные непосредственно Богу и призывающие Его Имя: «Ты Господь наш, Ты велик и свят…», «Приди, Дух Святой…».

3.​ Песнопения, помогающие ребенку ощутить себя стоящим, одному или вместе с общиной, перед лицом Божиим. В таких песнопениях подчеркивается важность слов «я» и «мы»:«Господи, вот я пред Тобою в молчании, так близко к Тебе…»

4.​ Наконец, те песнопения, чья мелодия служит помощницей слов. Песни хвалы следует быть радостной. Песнь-размышление должна иметь спокойную мелодию. Для усиленной молитвы характерен литанический стиль, то есть многократное повторение одних и тех же слов с регулярными интервалами между ними: «Господь, услышь нас… Господи, помилуй… Господи, внемли нам».

Как научить детей петь?

Чтобы молиться вместе с детьми с помощью песнопений, не обязательно иметь большой опыт певческого искусства. Прежде чем начать обучение детей песнопению, мы должны безупречно выучить его – не имеет значения, будем ли мы петь сами или прибегнем к помощи аудиозаписи.

Чтобы способствовать развитию памяти детей, не стоит сразу раздавать им листки со словами. Лучше, после нескольких репетиций, предложить детям самим закончить начатую фразу, чтобы их память «заработала» быстрее. Или петь с ними по очереди: фразу поют взрослые, следующую – дети и т.д. Важно, чтобы песни, которые поют дети, нравились им. Мы, взрослые, слишком часто руководствуемся собственными чувствами и культурным контекстом. А ведь песня, воспринимаемая нами как надоевшая, «заезженная», новому поколению может быть неизвестна. Произведение, которое мы, недолго думая, посчитали «ненужным», может стать для молодежи счастливым открытием.

Важно также знать, что песня, простая в разучивании, быстро наскучит. Та же песня, что заведомо трудна, имеет все шансы, будучи усвоенной, полюбиться надолго.

Руководство в молитве

Во время молитвы, подготовлена ли она заранее или спонтанна, лучше использовать уже знакомые детям песни. Это поможет не отвлекаться от столь краткого порой момента размышления. Это время уже не обучения, но встречи. Во время катехизации часто можно заметить, как ребенок напевает какую-либо песенку, разученную ранее, например, во время самостоятельной работы в группе катехизации. Не стоит упускать возможность сделать небольшую паузу и спеть вместе. Ведь в самых простых событиях нашей жизни, в самых естественных ее проявлениях можно разглядеть знамения Святого Духа. Если мы позволим Господу приблизиться к нам, это невероятно обогатит всю группу.

С помощью песни мы вводим малышей в каждый из составляющих молитву элементов. Пусть отведенное для этого занятие проходит так:

Начнем с прославления, признаем, Кем является для нас Господь: Благим, Творцом, Спасителем, Милосердным… «Слава и хвала Имени Твоему, аллилуйя!». Потом поблагодарим Его за ниспосланные нам дары, за все, что Он уже совершил для нас. «Большое спасибо, Господи, за все, что я вижу» или: «Господь Иисус, Ты так нас любишь! Спасибо, Господь Иисус!».

Важно, что дети предстают перед Богом лично. Катехизаторы же помогают им приступить сначала к ходатайственной, а затем – к заключительной молитве. Дети доверяют Господу все, что кажется им тяжелым, невыносимым.

Закончим радостным песнопением, свидетельствуя о радости быть собранными во Имя Христово.

Разумеется, не каждая молитва проходит именно в такой последовательности. Катехизаторам прекрасно известно, как непредсказуемо поведение детей. Но не будем расстраиваться, ведь плоды становятся видимыми лишь с течением времени.

Песнопения нисколько не усложняют нам задачу, а, напротив, упрощают ее. Они помогают нам естественным образом дать пищу детским сердцам на долгое время. Кое-кто говорит даже, что вечность мы проведем, непрестанно воспевая. Давайте же начнем прямо сейчас. Итак, хорошего всем пения!

Анн МАЙОЛЬ SDC

Из катехитического журнала «Points de repère» № 148, стр. 35-36

Перевел с французского Дмитрий Лейкин

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №1 2008

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии