Сартровский ад в осмыслении саратовского театра «На грани»

Что такое ад? «Гиена огненная», где вечно горят человеческие души, отказавшиеся от Божьей любви и выбравшие грех. «Божественная комедия» Данте рисует ад, в самом отвратительном и ужасающем виде. По Данте ад — это девять подземных  кругов, где демоны мучают грешников, и, чем ниже круг, тем сильнее страдают  души.

В спектакле саратовского экспериментального театра «На грани», поставленного по пьесе  Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями», ад представлен как гостиничный номер с запертыми в нем тремя персонажами.

Режиссер постановки Ия Воробьева видит сартровский ад как комнату, затянутую красными бархатными занавесками, без окон, с наглухо запертыми изнутри дверями. Из обстановки в ней – только три стула и нет ни одного зеркала. Именно в этом минимализме и будут существовать три героя.

В красной комнате никогда не выключается свет. Впрочем, он все же гаснет, когда в номере появляется, корчась в судорожных конвульсиях, первый персонаж — журналист Гарсен. Его вталкивает туда Коридорный, почему-то одетый, как ангел, во все белое. Это не вводит Гарсена в заблуждение, он сразу же догадывается, где находится. Хотя герой обескуражен и удивлен: ад не соответствует его представлениям. В нем нет ни жаровни, ни чертей, ни медных труб, но в нем и нет зубной щетки, что, по мнению героя, лишает его человеческого достоинства. Видя перед собой три стула, Гарсен понимает, что все только начинается.

Некоторое время спустя Коридорный приводит в красный номер еще двух персонажей. Сначала почтовую служащую Инес. Она лесбиянка и страшно ненавидит мужчин. Затем красавицу-богачку Эстель. Она полная противоположность первой женщины — жить не может без мужского внимания. Вся эта, на первый взгляд, комичная ситуация прорисовывается в другом свете по ходу действия пьесы, когда персонажи узнают о земном прошлом друг друга.

Автор пьесы Жан-Поль Сартр предлагает зрителям два существования своих героев — застывшее навсегда в прошлом земное и нынешнее, загробное, в котором они существуют только друг для друга и для Коридорного. То есть свободное и несвободное.

Тотальная несвобода по Сартру возможна лишь тогда, когда человека уже умер. В аду нет свободы. Человек свободен, когда он жив. И в этом нет противоречия  христианскому видению, что только в земном существовании человек свободен в своем выборе, может  исправить ошибки, изменить жизнь.

Но этим трем душам уже не дано сделать свободный выбор. Они навечно привязаны друг к другу, не только на физическом, но и эмоциональном уровне. Когда у кого-то дергается щека, то она дергается у всех троих. За неимением зеркал, они вынуждены искать свой облик в глазах соседей. Мучимые неусыпными мыслями, пронизывающими все пространство красного гостиничного номера,  и проникающими в каждый уголок души — своей и чужой.

Каждый из них сознает, что находится в аду, но хочет скрыть причины, по которым здесь оказался, и выведать, почему здесь оказались остальные. Скоро они понимают, что их взаимные мучения как раз и заключаются в непрерывной рефлексии над своими греховными поступками. Им только и остается, что осмыслять свой выбор, определить его мотивы, нарисовать портрет своей жизни. А он оказывается неприглядным: ложь, предательство, разврат, трусость, издевательства.

В христианском осмыслении именно любовь является катализатором свободной воли человека. Но герои пьесы «За закрытыми дверями» никогда никого не любили. Они любят только себя и поэтому ни о чём не жалеют. Гарсен не жалеет о том, что издевался над своей женой и из трусости дезертировал из армии. Инес — что отбила у своего кузена девушку и спалила ее и себя в пожаре.  Эстель — что изменяла мужу и убила собственного ребенка, которого родила от любовника.

Даже здесь проявляется несвобода персонажей. Их души уже не могут ни покаяться, ни простить себя и своих близких, ни полюбить. В аду существует лишь убогое, карикатурное, искаженное пороком подобие любви. Животная страсть, которую испытывает Инес к Эстель, Эстель к Гарсену, а Гарсен к ним обеим, лишь причиняет боль и усиливает их страдания.

По ходу действия к героям приходит ясное осознание того, что пытка другим будет длиться вечно. Какой бы страшной она ни была, но им не уйти друг от друга, не убить друг друга, потому что они уже мертвы. Ад по Сартру — это не жаровни, не черти и не медные трубы. «Ад — это другие».

Ирина Цыбина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии