ВОПРОС: Каждый раз, когда я иду на исповедь, я сомневаюсь, правильно ли каюсь в своих грехах. Не могли бы вы дать точную схему, что и как говорить, как называть свои грехи, насколько углубляться в подробности?

ОТВЕТ: Существует очень много схем испытания совести, которое мы проводим, готовясь к исповеди. Напомним, что исповедание тяжких (смертных) грехов обязательно, исповедание же повседневных (обыденных) грехов факультативно, но желательно. Нет какой-то единой схемы.

В исповеди необходимо перечислять все смертные грехи, которые мы помним, их число (хотя бы примерное) и вид.

Говорить нужно предельно ясно и без лишних слов, не углубляясь в детали, но указывая на те обстоятельства, которые меняют вид и тяжесть греха, — не углубляясь в подробности. Например, недостаточно сказать о гневе, если в гневе мы подняли руку на человека. И если этот человек – мать или, скажем, священнослужитель, то об этом тоже следует сказать, поскольку гневаясь мы грешим против ближнего, нанося ему обиду, а поднимая руку, мы грешим против его неприкосновенности, но в случае матери мы согрешаем еще и против заповеди о почитании родителей, а в случае священника – совершаем и святотатство.

Опять же, если мы оклеветали ближнего, навредив его репутации, то недостаточно сказать «осуждал», — нужно назвать грех своим именем, поскольку сознательная клевета – это смертный грех.

Читать ответ полностью на сайте Русской редакции «Радио Ватикана»

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о