Приветствуем вас на духовных упражнениях нынешнего Адвента! Они созданы, чтобы предложить вам отступить на шаг от неотложных забот повседневной жизни и в молитвенной сосредоточенности поразмышлять о том, каковы ваши отношения с Богом, с людьми и с тем миром, в котором вы живёте. Духовные упражнения этого года – плод сотрудничества с сайтом Пространство Молитвы и порталом Общества Иисуса в России jesuit.ru.


Вхождение в тишину

Большинство людей более полно входят в молитву, если посвятят некоторое время погружению во внутреннюю тишину, внутренне утихомирятся. В начале каждой молитвы мы будем предлагать упражнение, которое поможет вам установить такую внутреннюю тишину и проведёт вас сквозь неё. Возможно, вы заметите, что какое-то из этих упражнений подошло вам больше остальных, тогда именно его и используйте дальше.

В этой сессии мы сосредоточимся на тишине разума. Приступая, осознайте звуки вокруг себя… возможно, звуковым фоном будет шум уличного движения или звуки природы… а может быть, тихое жужжание домашней техники… Что бы вы ни слышали, осознайте присутствие этих звуков, а потом отпустите их. Сосредоточьтесь на самом простом, но одновременно жизненно важном, на первом даре Бога – на своём дыхании… осознайте, как делаете вдох, а потом — выдох. Побудьте в этом состоянии какое-то время перед тем, как войти в молитву.  

Писание

Ин 1:1-3. Слово стало плотью

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Размышление

  • В отличие от других евангелистов, Иоанн начинает своё повествование не с Рождества: он не упоминает ни ангелов, возвещавших земле мир и людям Божье благоволение, ни пастухов, ни волхвов, ни яслей, ни Ирода. Вместо этого Иоанн начинает с фундаментального утверждения о том, кто такой Иисус и откуда Он пришёл. Это начало, описывающее, что Иисус от начала времён был с Богом, возможно, звучит несколько абстрактно. Может быть, нам было бы проще и приятнее ещё раз послушать историю рождения Иисуса, рассказанную другими евангелистами.
  • Что значит для вас тот язык, который использует Иоанн? Легко ли вам понять то, что он говорит об Иисусе? Само имя «Иисус» появляется у Иоанна только в 17 стихе. Как вы думаете, почему Иоанн решил не сразу использовать имя Иисуса, хотя именно о Нём он говорит с самого начала своего Евангелия?
  • В первой фразе своего Евангелия Иоанн использует термин «Слово» три раза. В греческом оригинале ему соответствует термин «Логос». Он был хорошо знаком греческим философам того времени и обычно использовался для обозначения того принципа упорядоченности, который пронизывает всю реальность, превращая её из хаоса и разрухи в то, что имеет смысл и направление.
  • Как эта идея соотносится с тем опытом, который вы сами пережили с Иисусом? Когда и как Иисус брал разрушенные, хаотичные части вашей жизни и помогал им обрести смысл, исцелял их для вас? Когда и как Иисус помогал вам послужить для других таким исцеляющим присутствием? Подумайте о тех, кому вы помогли подобным образом – может быть, членам вашей семьи, друзьям, соседям, любым другим людям, чьи жизненные пути пересекались с вашим в разные времена… и поместите их в своё сердце.
  • Как вы думаете, что значит «всё через Него начало быть»? Поразмышляйте над этим в свете написанного апостолом Павлом в 1-й главе Послания к Колоссянам: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано» (Кол 1: 16).
  • Первая неделя Адвента символизирует Надежду. Начиная своё Евангелие словами «В начале…», Иоанн хочет показать, насколько постоянно и нерушимо присутствие Бога в жизни каждого из нас, и что всякая надежда, на Него возложенная, не обманет. Каковы ваши надежды на это странствие, предпринятое вами нынешним Адвентом – надежды для себя, для других, для мира?

Беседа с Богом

  • Иоанн говорит нам, что «Слово было у Бога». На языке Иоанна эти слова обозначают сокровенный образ Сына, предстоящего Отцу в любви – хотя Они отдельны и отличны друг от друга, между Ними нет никаких барьеров. Начиная это странствие по Адвенту, спросите себя: «Есть ли какие-то препятствия, которые временами могут мешать вам оставаться в близких, сокровенных отношениях с Богом? В этот Адвент пригласите Иисуса убрать эти препятствия и позвольте Его безусловной любви и принятию обнять вас, чтобы, по словам св. Игнатия, вы могли «говорить с Богом, как друг разговаривает с другом».
  • Называя Иисуса «Словом», Иоанн также напоминает нам, что именно Иисус – это подлинный голос Бога в мире и к миру. Слушайте Божий голос, говорящий с вами прямо в этот момент. Что Он вам говорит? Какие слова вы хотите сказать Ему в ответ? Позвольте себе выразить то, что идёт из самой глубины вашего сердца и разума, обратившись к Богу, который прямо сейчас приглашает вас вступить с Ним в разговор.
  • Слова «В начале…» возвращают нас к Книге Бытия, к началу сотворения мира, когда Бог сказал: «Да будет свет — и был свет». Таким же образом, как Бог привёл к бытию весь мир, Он направляет и мою жизнь, если я доверяюсь Ему. Какие части Вашей жизни нуждаются в руководстве в настоящий момент? Доверившись преображающей и любящей силе Бога, отдайте в Его руки эти части вашей жизни, чтобы Он вёл и направлял вас.
  • «Всё чрез Него начало быть» (Ин 1:3). Папа Франциск напоминает нам, что «вся материальная вселенная есть язык любви Божией, Его безграничной нежности к нам. Почва, вода, горы — всё это проявление ласки Божией» (Laudato Si’, 84). Готовясь снова встретить приход Иисуса, Воплощённого Слова, в этот мир, почему бы не посвятить некоторое время в течение Адвента размышлениям о невероятном чуде и даре творения, почему бы снова не поблагодарить за него? Сходите на прогулку, посадите какие-нибудь семена, рассортируйте и сдайте на переработку отходы, сделайте кормушку для птиц… Молитесь о благодати обращаться с творением с большей любовью и уважением.  
  • Может быть, какое-то слово или фраза из этого отрывка Евангелия от Иоанна коснулись вас каким-то особым образом? Посвятите этому слову время в тихой молитве и созерцании.

Источник (англ.): www.sacredspace.ie

Перевод: Наталья Проскурина

На страницу цикла

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о