До конца каникул осталось еще пара дней. Отличное время, чтобы посмотреть мультфильмы всей семьей. Три полнометражки, созданные «монстрами» анимации в 2016 году, только на первый взгляд кажутся простым развлечением для малышей. В каждом из этих мультфильмов кроется своя идея, почерпнутая из современного мира и, в то же время, дающая повод для христианского размышления.

Зверополис (премьера 3 марта 2016 г.)

Увлекательная история, созданная компанией Дисней, о мире-утопии, где травоядные живут бок о бок с хищниками. Мирная жизнь позволяет раскрыться талантам и способностям каждого. Маленькая зайчиха по имени Джуди Хоппс становится первым зайцем-полицейским в Зверополисе. А слегка заикающаяся овца мисс Барашкис – помощником мэра, а потом и мэром. Мало того, расследуя сложное дело об исчезновении 14 обитателей города, Джуди сводит дружбу с не очень-то законопослушным лисом Ником Уайлдом. В результате чего Ник не только разрывает со своим преступным прошлым, но и сам становится полицейским. Правда, в самом конце мультфильма.

Этот замечательный мультфильм прописан (да-да, именно как картина) до мельчайших деталей. В нем есть персонажи, которых можно разглядеть только, использовав стоп-кадр. На улицах множество автомобилей и пешеходов. В окнах мелькают чьи-то морды. Завораживающее зрелище, за которым, на самом деле, скрываются мысли весьма важные для современного человека, воспитанного в рамках европейской культуры. Свобода и равенство стали залогом мирного существования Зверополиса. В этой утопии, понятной даже малышам, лев мирно живет рядом с ягненком, а лис – с зайкой!

И вот, что интересно: причиной всех проблем в этом городе становятся совсем не львы! И даже более того, лев, хитрый и трусливый политик, скрывает от граждан правду. А вот бедная милая овечка оказывается главой целого заговора. Она хитростью пытается завладеть властью, чтобы посеять ложь и раздоры. Неожиданный поворот! Ведь овцы – это символ смирения. Не зря же Христос именно с овцами сравнивал Своих учеников. Ведь эти животные никому не причиняют зла. Ни на кого не нападают. Только тихо жуют траву. Они послушны голосу пастыря … И тут вдруг овца становится организатором преступного сговора. Маловероятно, что это – очередной антихристианский выпад! Здесь скорее раскрытие темы «быть или казаться». Как легко казаться смиренным и простодушным, как быстро такой облик и поведение вводит в заблуждение окружающих. Это и вопрос о «демонах», которые живут не только среди нас, но и в нас самих. Самые смиренные становятся самыми агрессивными. Ведь так в истории происходило не раз.

Зверополис дает возможность овцам раскрыть свои способности на любом поприще, но они продолжают чувствовать себя угнетенными. Внутренние страхи и комплексы заставляют их пожертвовать благополучием всей страны ради достижения призрачных целей. Мираж начинает управлять сознанием. Требовать жертв.

Этот мультфильм напоминает о словах Спасителя «по плодам их узнаете их» (Мф 7,20). Вопрос о плодах проходит через весь мультфильм. Лис-хулиган Гидеон Грей обижает маленькую крольчиху Джуди. Она защищается сама и защищает от него других. Это закаляет ее характер и, как оказывается, учит его смотреть на мир по-другому. Сила и настойчивость меняют персонажей. Другой лис Ник занимается различными махинациями. Полицейская Джуди ловит его, но, на самом деле, его обман никому не вредит. Он просто не умеет честно зарабатывать на хлеб. И здесь, как это теперь очень модно, кроется детская травма. Если бы не она, то Ник, несомненно, был бы добропорядочным гражданином. А вот овечка мисс Барашкис помогает Нику и Джуди найти опасных преступников. Только делает она это для того, чтобы втянуть их в свою аферу.

Мираж сталкивается с реальностью. Честность и искренность с расчетливостью и злобой. Обиженные, угнетенные и отверженные, пусть даже только в их собственном представлении, с теми, кто живет полной жизнью, жаждет служить другим и просто любит окружающих их мир.

В этом мультфильме нет черного и белого. Как наша жизнь он полон полутонов. И он ставит вполне себе серьезные вопросы. О том овцы мы или упертые бараны? Готовы ли быть честными? Чего на самом деле стоят наши убеждения? Есть ли в нас смелость воплощать свои мечты? Ну и, конечно, вопрос о терпимости к другим. Да-да, это все та же евангельская история про сучок в глазу брата (Мф 7,3-5).

Тролли (27 октября 2016 г.)

Этот яркий мультфильм, созданный компанией Дримвокс, на первый взгляд кажется обычной сладкой шипучкой для детей. Да и на второй тоже! Все эти ми-ми-ми и обнимашки не настраивают на серьезные мысли. Но…

Перед нами история двух народов, троллей и бергенов. Одни – яркие и сильно смахивающие на хиппи. Каждый час обнимаются и все время поют радостные песни. Другие – несчастные, живущие в тоске и не смеющиеся ни над какими шутками. Счастье одних – в поедании других. Берген может почувствовать себя счастливым, только если съест тролля. Противостояние этих миров очевидно. Зритель всем сердцем на стороне веселых и ярких человечков. Проникнув вместе с ними в царство бергенов, мы понимаем, как же тяжело этим существам, как сильно им задурили голову идеей о том, что кого-то нужно съесть.

Дойдя до слов «задурили голову», вдруг понимаешь, что перед тобой совсем не сладкий мюзикл для детей, в котором добро, немного подумав, побеждает зло. Речь идет о двух взглядах на жизнь и даже более того, это размышление о судьбе современного мира. Эти веселые и вызывающие симпатию тролли – носители европейской культуры. Они добры. Они за мир во всем мире. Они готовы обниматься каждый час, чтобы показать друг другу, как им хорошо вместе. Они поют добрые песни и замечательно танцуют. Каждый тролль – это определённый типаж: от мудрого правителя до последнего разгильдяя. В этом мире даже есть свой пессимист, тролль Цветан. Кстати, этот Цветан представляет собой еще и обязательный в современном кино типаж человека с глубокой внутренней травмой, нанесенной в детстве.

Кто же им противостоит? Бергены. У них тоже есть свой типаж с глубокой травмой, нанесенной в детстве. Молодой король, который когда-то не смог отведать тролля и теперь никак не может почувствовать себя счастливым… А ведь эти злобные, несчастные, грязные и уродливые бергены – никто иной, как представители враждебной Европе культуры. Это – мигранты! Они сначала вторглись во владения троллей и устроили свой город вокруг дерева, на котором и располагалась колония милых певунов. Потом стали их поедать. Потом стали устраивать в честь этого праздники.

Конечно, создатели мультфильма ни в коем случае не закладывали подобных идей в свою продукцию. Они просто отразили то, о чем так или иначе задумываются все представители европейской культуры, которая уже давно потеряла свои корни и, правда, слегка похожа на этих самых троллей. С веками как-то забылось, что в свое время крестоносцы были больше похожи на этих самых бергенов. Грязные и вонючие, озлобленные и уставшие, они вламывались во дворцы арабских правителей и возмущались не роскошью, не благами цивилизации. Они возмущались изнеженностью и распущенностью. Для них арабский утонченный мир был подобен Содому. Теперь история перевернулась с точностью до наоборот. Теперь Европа стала утонченной и изнеженной с точки зрения арабского мира. И европейское сознание, которым наделены и американские создатели «Троллей», пытается объяснить себе и своим зрителям, как мы можем мирно сосуществовать. Нужно проявить благородство, нужно проявлять взаимовыручку, нужно объяснить им, что умение любить приносит счастье, потому что они, кажется, об этом не знают.

И тут возникает вопрос: а на самом деле мы кто? Мы эти хиппи-тролли или бергены, внушившие себе, что счастья нет? Противостояние этих двух миров ставит перед нами и множество других вопросов, касающихся не общества в целом, а нашей собственной идентичности. Ведь современный мир постоянно призывает нас быть яркими, жить ярко, идти по жизни легко. При этом ломая все связи и устои. Это происходит и с троллями. История их свободы начинается с фразы «тролль тролля не бросит». Но когда через много лет беда снова приходит к ним, прокричавший эти слова король уже готов отречься от них, чтобы сохранить все как есть. И в первую очередь сохранить свою неугомонную дочь.

Эта яркая и музыкальная история оставляет очень интересное послевкусие. В нем больше вопросов, чем ответов. Слишком четко в мультфильме очерчено плохое и хорошее, слишком остро проведены грани, и слишком четко сформулированы ответы. Но стоит ли с ними так легко соглашаться?

Моана (премьера 1 декабря 2016 г.)

Милый девичий мультфильм. Не про принцессу. Сама главная героиня по имени Моана это подчеркивает. Она – дочь вождя, а не принцесса! Очень в стилистике Пиксар беседовать сам с собой, т.е. проводить ниточки из одного мультфильма в другой. Кстати, для Дисней это не первая храбрая дочь вождя. Ведь в 1995 была Покахонтес. Почему все про нее забыли? Потому что она боролась, а не только защищала?

Дисней + Пиксар сняли красочную картину по полинезийским мифам. Действительно, очень красиво! Правда, главная героиня по имени Моана подобна постановке пьесы по «Анне Карениной» в плохом провинциальном театре. Анна Каренина в первой же сцене выходит с машинным маслом на лице. Да, имя Моана переводится как океан. Поэтому естественно, что девочка ни о чем другом, как о морских путешествиях, не думает, и тянет ее уплыть за риф, окружающий ее родной, похожий на рай, остров.

Моана мечется между долгом и сердцем. Как мило! В какой-то момент ее мама говорит замечательную фразу: иногда мы точно знаем, какая дорога правильная, и знаем, как по ней пройти, но нам не суждено пройти по этой дороге. И Моана соглашается. Она становится примерной дочерью вождя, заботится о своем народе. А потом начинаются всякие катастрофы и все вокруг напоминает ей, что она избранная, особенная и т.п. Кажется, события развивались бы по-другому, если бы разговор с матерью был подкреплен конкретным действием – замуж! Как в старом анекдоте про деву, пришедшую на духовную беседу со священником и глубокими терзаниями относительно правильного понимания исихастской молитвы и разночтений в трактовках писаний св. Паламы. Священник ответил: немедленно замуж. Вот и родители Моаны могли решить вопрос радикальным путем. И тогда, как в «Братце Медвежонке», остров мог бы расколоться надвое, потому что дева уже помолвлена с океаном.

Потом Моана встречает полубога Мауи. У него явные проблемы с самооценкой, потому что сначала он себя воспевает, а потом беседует со своими татуировками. Эти тату-Мауи своего рода совесть полубога. Тут вспоминается другой накаченный диснеевский герой Кронк из «Похождений императора». У него не было наколок, зато всегда были в наличии ангел и демон, как две капли воды похожие на Кронка. У них тоже всегда было, что сказать. Но с Мауи все совсем просто. В его сердце незаживающая рана брошенного ребенка. Да, обязательно где-то должна быть личная трагедия, требующая вмешательства опытного психолога!

А вот, что прекрасно и поучительно без всяких капелек яда, так это история Тефити, богини островов. Мауи похитил ее сердце, и сразу появились страшные монстры. Вернее, всего один монстр, состоящий из лавы. Монстр огня, уничтожающий все на своем пути. Это замечательная идея, что человек без любви становится монстром, и все вокруг него заполняется лавой. Этот монстр не бегает по океану в поисках сердца Тефити. Он сидит там, где некогда жила Тефити. Тоже вполне себе мысль, что причиненная боль, из-за который мы и теряем сердце, не дает нам далеко уйти от «места трагедии». Прямо можно использовать при объяснении проблем созависимости и семейных сценариев. И третья мысль из этой же точки: чтобы преодолеть проблему, нужна помощь. Тефити разрушилась изнутри. Просто впала в настоящую депрессию. В ней есть апатия и агрессия, огонь и камень. Но она не обратилась к другим богам с просьбой о помощи. Она просто переродилась. И только океан искал, как же ей помочь. А потом пришла Моана, которую также подыскал океан.

Лава, выжженная земля, которая становится благословенным местом. Чудный образ! Райский остров, живой остров, который сгорает дотла, чтобы потом возродиться с новой силой. Вполне себе феникс по-полинезийски. И очень даже христианская мысль получается. При первом обращении Бог создает в сердце райский остров. Потом жизнь наносит удар за ударом, остров разрушается или даже сгорает. А потом кто-то (Кто-то) приходит на помощь и помогает открыть новый путь. Так происходит второе обращение, которое ведет к взрослой, более осознанной, вере. К отношениям с Богом, которые, действительно, создают гармонию и могут что-то созидать.

Но иногда мы точно знаем, какая дорога правильная, и знаем, как по ней пройти, но нам не суждено пройти по этой дороге.

Анна Гольдина

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz