32 воскресенье рядового времени (Мф 25, 1-13)

Сегодня Иисус рассказывает еще одну притчу о свадьбе. О девах разумных и неразумных. Данилка решил, что ему трудно будет понять женскую логику, и отправился задавать свои вопросы Жениху.

— Скажите мне как мужчина мужчине, зачем Вам столько женщин?

— Как зачем? Неужели ты решил, что я буду жениться сразу на 10 девушках? Или, может быть, устрою смотрины и женюсь на той, что мне больше в этот вечер понравится? Откуда такие странные фантазии у столь юного мужчины?

Эти десять девушек — подружки невесты. Согласно нашим обычаям о заключении брака договаривались заранее. Решался вопрос с преданным и с выкупом за невесту, который получал отец девушки. Потом нужно было время, чтобы подготовить дом, где молодые поведут первые семь дней своего супружества. И, конечно же, в доме жениха готовился пир. Все эти предсвадебные хлопоты занимали иногда не один месяц. Рассылались приглашения, в которых указывалась примерная дата свадьбы. К этому времени гости должны были приехать в город или в дом жениха — здесь все зависит от уровня достатка конкретной семьи. Иисус рассказал историю про меня, но таких историй тогда было множество. Их частенько использовали раввины, чтобы проиллюстрировать свои мысли. Все-таки свадебные торжества – одно из самых ярких событий нашей непростой жизни. У раввинов тоже была притча о неких гостях, прибывших на пир к царю. Часть из них, придя к воротам дворца и видя, что они еще закрыты, прямо в праздничных одеждах легли спать. А другая, разумная часть, спрятали праздничные одежды и не постеснялись одеться как простолюдины. Когда же ворота отворились, мудрые гости достали свои праздничные одежды и пошли на пир. Те же, кто спал, были измазаны и помяты, их не пустили во дворец. Тогда они побежали купить себе новые одежды, но когда вернулись, то ворота снова были закрыты, а пир начался. Притча чем-то похожа, правда? Она о том, что нужно, во-первых, проявлять смекалку, а, во-вторых, бодрствовать и все время быть готовым к встрече с Богом. А в-третьих, не нужно гнушаться самых простых дел и самых простых одежд, когда идешь к поставленной цели. Хорошие вещи говорили фарисеи и другие учителя, правда? Жаль, что их дела не всегда совпадали со словами!

Но вернемся к девушкам. У каждой невесты были не только подруги, но и многочисленные сестры, родные, двоюродные и троюродные. Все они становились подружками невесты. Вместе с ней они готовились к свадьбе. Вместе с ней ждали, когда придет жених. Вот приближается время свадьбы, все должно быть готово заранее. Потому что когда придет жених, он издали вострубит в шофар (духовой инструмент, сделанный из рога животного). Невеста должна будет быстро собраться, в этом ей помогут как раз многочисленные родственницы, подружки невесты, и выйти на встречу жениху, чтобы направится на свадебный пир.

— А почему Вы пришли ночью?

— Это совсем простой вопрос. Потому что наступает прохладное время. Как праздновать и веселиться в жару, под палящим солнцем? Я вышел из дома на закате солнце, когда стала опускаться прохлада. Родители благословили меня, и мы с друзьями и родственниками направились к дому невесты. Когда подошли к улице, где жила моя избранница, уже была полночь. Не удивительно, что девушки задремали.

Ночь – это время пиров. Вот посмотри. Знаменитый пир Валтасара, описанный в книге пророка Даниила, происходил именно ночью. Это была роковая ночь для вавилонского правителя. Ему показалось, что пророчества не сбудутся, он и его империя никогда не падут, а Иерусалим никогда не будет восстановлен.  В знак презрения к захваченным евреям он осмелился сделать то, что не совершали ни его дед, ни отец. Он достал из сокровищницы священные сосуды, увезенные из Иерусалимского храма и использовал их как посуду на пиру. Как ты знаешь, в разгар этого пира на стене появилась надпись «мене, мене, текел, упарсин» (Дан 5, 25-30). Представляешь, для вавилонского царя Валтасара, который был халдеем, т.е. принадлежал к семитской народности, говорившей на другом языке, не похожем на еврейский, вернее, арамейский, который использовали евреи в то время, слова, начертанные «волшебной» рукой на стене, показались чем-то непонятным. Перевести их смог только пророк Даниил, потомок Иуды, т.е. царского рода. «МЕНЕ: Бог сосчитал дни до конца твоего царства. ТЕКЕЛ: Тебя взвесили на весах и нашли, что ты недостаточно хорош. УПАРСИН: Царство твоё у тебя отнимается и будет оно разделено между мидянами и персами» (Дан 5, 26-28). Это перевод пророка Даниила. Если же мы попытаемся перевести дословно, то будет: «сосчитал, сосчитал, взвесил и нарезал ломтиками». Или другой вариант, связанный с денежными взаимоотношениями: «мина, мина, шекель и полмины». Мина – это примерно 600 гр. Шекель – чуть больше 11 гр. Получается, что душа Валтасара весит около 1511 гр. Это почти в 20 раз меньше того веса, который предполагали вавилонские мудрецы, в соответствии с мнением которых наполняли погребальные сосуды золотом и серебром, чтобы венценосный покойник мог спокойно отойти в счастливый мир иной.

Почему я вспомнил об этом пире? Не только потому что он происходил ночью. Но и потому что во время него совершился суд. Был вынесен приговор падшему миру. С точки зрения еврейского сознания, всякая свадьба – это встреча Мессии и Израиля, даже более того, встреча Мессии и всего человечества. Но, как ты знаешь, приход Мессии не только радостное событие, но и Суд Божий. Во время этого суда души человеческие будут взвешены. Конечно, не так буквально, как это изображали египтяне на своих папирусах.

— Тогда зачем же было запирать двери? Раз Суд, то на него могли бы попасть все?

— Мне нравится этот вопрос! Я уже говорил тебе, что во многих притчах времен Иисуса звучали слова о том, что двери на царский брачный пир затворялись. Найти объяснение тут очень просто, если мы поймем, что пир – это Суд. Те, кто пришел с чистым любящим сердцем, которое подобно горящему светильнику, смогли войти. А те, у кого в сердце жило что-то иное, не любовь, остались за дверью. Хорошее объяснение нашей истории дает св. Августин. Он говорит, что разумные девы, взявшие с собой запас масла, это те, кто всем сердцем искал Господа. Их масло – любовь к Богу. Неразумные девы – те, кто искал земной славы. Масло для их светильников – тщеславие. И те, и другие задремали, ожидая припозднившегося жениха. Но те, чьи сердца полны Божьим светом, едва пробудившись, стали славить Его. А те, в чьих сердцах жило тщеславие, остались не с чем.

Это, конечно, грустно… И напоминает мне еще об одном пире, который, кстати, тоже был ночью. Это пир, который устроила Есфирь для царя Артаксеркса. На этом пиру она раскрыла тайный замысел завистливого и злого Амана уничтожить всех евреев. В результате Амана казнят, а евреи чудесным образом спасаются. Знаешь, что интересно? — Что эта история начинается семидневным пиром. Его устраивает царь Артаксеркс. Кстати, именно столько длится свадебный пир у евреев. Во время этого пира персидский правитель выносит приговор своей первой жене, с которой, как бы вы сказали, отношения у него не складывались. Тогда же он принимает решение о женитьбе на Есфирь, в самом имени которой скрывается тайный намек на ее избранность Богом для спасения евреев. И заканчивается эта история тоже пиром, даже пиром-маскарадом, когда лица участников должны слиться и перестать различаться. Почему это важно? Потому что перед Богом мы все равны, и смотрит Он не на наши заслуги и достижения, а на расположение сердца.

— Все это звучит красиво, но не очень-то человечно. Почему бы жениху было не позаботиться о таких неразумных гостях заранее и не приготовить запасы масла?

— Как ты себе это представляешь с практической точки зрения? Некие люди, которые в праздничных одеждах обходят гостей, предлагая им долить масла в огонь?

На самом деле, подруги невесты сами должны были заботиться о масле в светильниках. Это было их непосредственной обязанностью. Им предстояло освещать путь молодым и, в первую очередь, невесте к брачному пиру. Ведь невеста – это символ Израиля, невесты Самого Всевышнего. А каждая из девушек, сопровождающих невесту, – это праведная душа, исполняющая Закон и чтущая Бога. Что в светильниках подруг невесты? Милосердие, доброта, верность Богу, радость, мир… Это все не приобретается на базаре! Мало того, чем больше этим делишься, тем больше этого становится. И если нет заботы об этом, то невозможно наполнить светильник маслом.

— Хорошо, а невеста заметила отсутствие своих подружек на пиру?

— Думаю, что нет. Понимаешь, не дело невесты следить за подружками. Это их забота помогать невесте. Мало того, довольно быстро невеста и жених покидают свадебный пир. Они возвращаются к гостям через семь дней. Именно тогда брак признается состоявшимся. И молодые начинают новую жизнь. В этих семи днях, как ты мог заметить, скрываются семь дней творения. Новая семья – это новый мир, открытый действию Бога.

Так, парень, что-то заболтался я с тобой. Пора идти к гостям. Кстати, напоследок… Вспомни брак в Кане, когда Иисус совершил первое чудо. Распорядитель пира зовет жениха, чтобы выразить свое недоумение, что хорошее вино подали в самом конце. Раз жених уже с гостями, то это уже седьмой день праздника. Новое творение начинается с нового вина, которого бы не было без Иисуса. Интересно, правда?

Анна Гольдина и Данилка

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz