Написать данную статью я решил после того, как прочитал статьи друзей, посты в социальных сетях, после разговоров с приятелями. Вначале хотел сказать коротко о себе. Я инженер и христианин. По роду своей работы, занимался разработкой проектной документации и по разделу пожарная безопасность, наблюдал работу своих коллег и еще являюсь сертифицированный экспертом Министерства строительства по проектной документации (разделу «Архитектурно-планировочные решения», который напрямую зависит от требований раздела пожарной безопасности).

Начать статью хотел бы издалека, с первой предпосылки — это реализм. Трагедии с летальным исходом происходили, происходят и будут происходить. Даже если этот факт вызывает бурю эмоций и протесты, это серьёзный факт, который мы не можем обойти.

Слушая, читая, обсуждая трагедию в Кемерово, я вспомнил цитату из книги Нассима Талеба «Черный лебедь» 2007 года. «Возьмем теракты 11 сентября 2001 года: если бы такого рода опасность можно было предвидеть 10 сентября, ничего бы не произошло. Вокруг башен ВТЦ барражировали бы истребители, в самолетах были бы установлены блокирующиеся пуленепробиваемые двери и атака бы не состоялась. Точка. Могло бы случиться что-нибудь другое. Что именно? Не знаю».

Что случилось дальше? В 2015 году борт 4U9525 компании Germanwings вылетел из аэропорта Барселоны 24 марта в 10.01 по местному времени, двигаясь в аэропорт Дюссельдофа, имея на борту 144 пассажира. Все пассажиры самолета и пилоты погибли, потому что один из пилотов закрылся в кабине и самостоятельно начал снижение, по всей видимости, намеренно разбив самолет о скалы. Известно, что после 11 сентября безопасности кабин пилотов пассажирских рейсов и доступу в них было уделено особенное внимание. На все самолеты крупных авиакомпаний в мире были установлены пуленепробиваемые двери и специальная система блокировки дверей. Коротко говоря, дверь контролируется специальным переключателем на панели пилота (источник).

О чем говорят эти два факта? Никакие нормы, никакие решения, улучшения технических моментов жизни никогда не защитят нас и не дадут чувства безопасности. Более того, необдуманные, эмоциональные решения в технических вопросах могут привести к новым катастрофам. Я бы рекомендовал всем, кто берется рассуждать о трагедии в Кемерово, помнить этот факт. Все выводы о том, кто и почему виноват, какие нормы были нарушены, кто кому дал взятку, какие противодымные датчики пожарной сигнализации были отключены и т.д., могут и должны быть сделаны только специалистами и в максимально спокойной обстановке.

Сложность, противоречивость, избыточность, абстрактность в нормативной базе и законодательстве Российской Федерации действительно присутствует. Говорить о том, что катастрофы будут всегда, вовсе не значит, что вопросы законодательства не должны рассматриваться, нормативная база не должна усовершенствоваться. В некоторых СМИ появились довольно содержательные статьи по этому поводу, желающие могут с ними ознакомиться. Только, опять же, обвинять кого-то в случившемся можно как минимум, если человек разбирается в градостроительном кодексе, технических регламентах, нормативной литературе, сводах правил, СНиПах и т.д. Зачастую люди не могут даже дать определение техническому регламенту, но уже готовы делать далеко идущие выводы.

Все вопросы технического характера, которые я описал выше, имеют место быть, при этом у каждого нормального человека перед лицом этой трагедии возникает вопрос о смысле, о ценности человеческой жизни, откуда можно черпать надежду и дальше жить. Подобные трагедии ставят нас перед этими вопросами, как перед стеной, за которую мы не можем убежать, если мы честны с сами собой, конечно. Для меня, как для христианина, важно ставить такие вопросы перед своей верой, не бояться смотреть на них. Никакой теоретический ответ, рассуждения не могут ответить на эти вопросы. Не потому что «ответы» плохие, но потому что вопросы по своей природе требуют больше, чем слова, рассуждения, эмоции. Такой ответ я, как христианин, вижу в лицах моих верующих друзей, которые перед вызовами своей повседневной жизни, смерти близких, серьёзных испытаний, остаются радостными. Только смотря на них, я могу находить каждый день внутри всех вопросов надежду и силы, чтобы просыпаться утром, идти на работу, читать новости, технические регламенты, строительные нормы.

Константин Рогачев

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of