Покаяние и объективность

17 марта во Францисканском Культурном центре в Москве должна была состояться встреча с нашим автором, психотерапевтом Максимом Чекмаревым, посвященная теме покаяния. Встреча была отменена в силу ряда обстоятельств, однако, Максим предлагает небольшую видеолекцию и сопровождающую статью на заявленную тему и обещает по возможности ответить на оставленные под видео вопросы, если таковые возникнут.

Грех в христианском понимании – не юридическая категория. О нём нельзя говорить только лишь как о преступлении установленных Богом правил, за которое следует неизбежное наказание. Такое понимание рождает дух противления и бунта или, наоборот, покорности и пассивности, сдавленности в тисках внешних требований.

Грех – это отступление от естественной природы человека, а поэтому нельзя говорить о каком-то внешнем законе, который мы нарушаем. В Библии есть прекрасная метафора – «скрижали сердца», говорящая о важности следования тому образу Бога, который отражается в каждом человеке с самого момента сотворения.

Проблема в том, что человек рождается в неведении, не имея способности быть в непосредственном контакте с Богом, ощущать Его присутствие. Путь возвращения долгий, и покаяние как раз и является тем, что шаг за шагом восстанавливает нашу природу. По-гречески покаяние звучит как «метанойя» – перемена ума. Нам необходима смена перспективы, преображение внутреннего пространства, способность жить, руководствуясь не мудростью века сего, которая на деле оказывается безумием, а становиться чуткими к глаголам вечной жизни. Кстати, в греческом «Kyrieeleison» («Господи, помилуй!») скрывается удивительная фонетическая подсказка. Eleison (помилуй) созвучно с елеем – целительным маслом, поэтому молитва о прощении – это просьба об исцелении, наполненная жаждой целостности. Разобщённость духа, души и тела рождает возможность греха, поэтому через дисциплину ума, присутствие сознания и воли в каждом моменте жизни, мы можем добиться обретения утраченного единства. Это путь, на котором часто случится упасть, но важнее всего – найти силы подниматься. В конце концов, между предательством Иуды и предательством Петра разница лишь в покаянии.

Перемена ума означает также изменение точки зрения на жизнь. Она получает, как минимум, три измерения.

1) Эгоцентрическое – как мои мысли, слова и поступки влияют на меня.

2)Социоцентрическое – как мои мысли, слова и дела влияют на окружающих меня людей и мои с ними отношения.

3)Мироцентрическое – как мои мысли, слова и дела влияют на мир в целом, человечество.

С первым и вторым пунктом всё, вроде бы, понятно. Как быть с третьим? Не похоже ли это на манию величия? Скорее наоборот, взгляд на себя в контексте мира помогает обретать смирение и чуткость к глубинной природе человека. В тот момент, когда я решил отомстить за нанесённое мне оскорбление, количество добра в мире увеличилось? Какой вклад в то, чтобы мир стал немного милосерднее, сделал я сегодня? Звучала ли моя молитва о мире сегодня, или я готов жить по принципу «моя хата с краю»? Культуры соприкасаются, информацией можно обмениваться во мгновение ока – способность влиять на мир в целом становится всё более и более реальной.  Мироцентрическая перспектива учит, что больше нет никаких «я» и «они» или «мы» и «они», реально только «мы», и на нас лежит ответственность за атмосферу отношений, в которой мы живём. Достоевский писал: «Каждый человек во всём и перед всеми виноват». Но это не путь к самоуничижению, а наоборот – познание ответственности.

Покаяние не терпит неуважения к собственной личности. В ней сокрыт образ Божий, уникальная духовная природа, которую нужно суметь пробудить и раскрыть. В истории Бог открывается, в первую очередь, как Творец. Реализуется ли наш потенциал творчества в полной мере? Осознаём ли мы, что каждый – автор собственной жизни, пересекающейся с миллионами других? Требуется большая решимость, чтобы взять ответственность в свои руки и начать путь малых шагов к обретению творческой силы. Для каждого из нас Бог открывается и как Спаситель. А чутки ли мы к бедам других? Умеем ли протянуть руку помощи? Присмотритесь, опыт страдания ведом каждому. Сегодня, чтобы начать помогать людям, часто даже не нужно вставать с дивана. Наконец, Бог открывается как Святой Дух. Какого мы духа? Движет ли нами любовь? Важно задумываться не столько над поступками, сколько над их мотивами.

Так постепенно мы приходим к пониманию покаяния как непрекращающегося процесса, в центре которого – внимательность к собственной жизни и отношениям с людьми и Богом. Говорят, что есть два вечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Первый из них останется бессмысленным, пока мы не задумаемся о втором. Увидев мытаря Закхея на дереве, Иисус не обличал его, а просто пришёл в его дом. Достаточно было присутствия Бога, чтобы Закхей решил восполнить весь тот ущерб, который он причинил ближним. Здесь речь идёт о конструктивном чувстве вины, о таком, которое помогает видеть не только проблемы, но и искать выход из них.

Покаяние требует дисциплины самоанализа. Полезно уделять время, желательно каждый день, чтобы понять, с какими намерениями вы начинаете день и с какими итогами заканчивайте. Отмечайте те моменты, в которые вы уклонялись от воли Бога, старайтесь понять причины своей слабости и наметить путь для постоянного преображения души. Отмечайте также и ресурсы, те моменты, когда вы противостояли греху или даже делали добрые дела. Что помогло вам поступить так? На что в вашей личности вы можете опираться? Благодарите Бога за то, что эти ресурсы есть.

Рассматривая себя в целостном ключе, отмечая промахи и попадания в цель, мы получаем бесценный материал для осознанного следования по своему жизненному пути, трансформации ума и развития отношений с людьми и Богом.

Максим Чекмарев

Фото: www.spiritradio.ie

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии