«… взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: «Спасение у Бога нашего, сидящего на престоле, и у Агнца!»
Откровение  7:9-10

Много лет назад в доме моей бабушки я обнаружил книгу, которая перевернула мою жизнь: «Ежедневный Миссал св. Иосифа». Этот молитвенник, принадлежавший моей бабушке, а может быть, моей тёте или дяде, был издан в 1950-х годах и предназначался для тех мирян, которые хотели участвовать в литургии, какой она была до II Ватиканского собора. Хотя в этой книге, давным-давно рассыпавшейся от старости, не было ничего особенного, она открыла мне целый новый мир: мир, населённый святыми из разных времён и разных концов земли. Я читал о первых христианских мучениках, о королях и крестьянах, монахах и епископах, о монахинях и святых женщинах, посвятивших свою жизнь Христу, и о тех, кто лично знал Иисуса. Я читал молитвы, написанные в их честь.  И это чтение так меня тронуло, что я отправился в странствие веры, которое, слава Богу, продолжаю до сих пор, несмотря на все мои зигзаги и развороты.

Литургист и историк Церкви могут напомнить нам, что День всех святых – это древний праздник, изначально установленный в честь первых мучеников. И как праздник мучеников он, на самом деле, являлся празднованием Пасхальной Тайны – Страстей, смерти, Воскресения и прославления Христа. У мучеников была причина надеяться и мужественно смотреть в лицо смерти, потому что они знали, что смерть – это не конец, а только начало.

Но когда я думаю о Дне всех святых, даже зная его историю и теологическую подоплёку, я всё равно чувствую, что в нём есть более простой, и столь же подлинный смысл: это день, когда мы все как Церковь, можем посмотреть на друг на друга и сказать: «Да, так и есть, вот, кто мы такие».

Намёк на правильность этого утверждения мы получаем из 1-го послания Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими…» (3: 1).

День всех святых – это праздник всех тех членов Церкви, мужчин и женщин, которые не так уж отличались от любого из нас, старающихся, хотя и не достигающих полного успеха, жить с Богом, в Боге и для Бога.

Одна из причин, почему святые меня так воодушевляют и увлекают, состоит в том, что каждый из них – это такая же уникальная личность со своими особенностями, со своими отношения с Богом и с миром, со своим жизненным багажом, в котором перемешались благодать и грех, сила и слабость, какой являюсь и я сам.

И всё же, в конце они достигли особого единения с Богом, сосредоточив своё внимание на более высокой истине, чем все те «правды», которые предлагал им мир. Именно этой Истине они сказали: «Да».

Они рискнули измениться; они освятили свою жизнь и себя самих. Я полагаю, что в этом и есть одна из причин, почему Евангелие, которое каждый год провозглашается в День всех святых – это отрывок о блаженствах: Церковь напоминает нам, что подлинно святая жизнь проживается из самой сердцевины того, кем мы являемся. Вот как святым удалось изменить мир так, что мы и сейчас можем пользовать плодами их жизни.

День всех святых напоминает, что нам нужно слушать их истории, потому что они рассказывают, что значит быть учениками, и о том, какой прекрасной может быть жизнь в таком ученичестве.

Но они также напоминают нам, что ученичество имеет свою цену – даже самое беглое чтение жизненных историй первых святых и мучеников более поздних времён показывает нам, что христианство всегда возлагает на нас определённый груз, а иногда вера требует от нас всего целиком.

Вот, где тут мы начинаем «открывать секреты» святых: они – христиане, которые что-то сделали со своей верой, которые применили свою веру на практике таким образом, что она изменяла мир вокруг них. И эти изменения далеко не всегда были великими делами и чудесами, которые, как мы думаем, совершают святые.  Обычно они проживали свою деятельную и динамичную веру самым что ни на есть обыденным образом: час за часом, день за днём.

Подумайте об этом. Даже если мы возьмём все истории, известные нам из жизни самых любимых наших святых – от Франциска Ассизского до Терезы из Калькутты и Оскара Ромеро, мы очень быстро обнаружим, что все эти истории дают нам весьма смутное представление о том, какой же была их повседневная жизнь. И точно также, как нашу жизнь нельзя подытожить каким-то одним моментом или единственным переживанием, так и их жизнь была длинной чередой моментов, в каждый из которых они выбирал снова и снова, больше и больше сосредотачивать своё внимание на том способе жить и любить, который был больше, чем то, кем они надеялись стать.

А кем являются святые для вас?

Как вы осуществляете в своей жизни то призвание к святости, которое Иисус описал Блаженствами?

Принесите молитву благодарности своим духовным предкам – знаменитым и забытым. Какое наследство они вам оставили?

бр. Сайлас Хендерсон, SDS

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о