Катехизис об «Отче наш»: 4. Стучитесь – и будет отворено вам

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Евангелия от Луки 11,9-13.

Дорогие братья и сёстры, добрый день!

Сегодняшний катехизис обращен к Евангелию от Луки. Действительно, именно это Евангелие с первых повествований о детстве описывает фигуру Христа в насыщенной атмосфере молитвы. В нем есть три гимна, которые каждый день поются попеременно в молитвах Церкви: Benedictus, Magnificat и Nunc dimittis.

И в этом катехизисе по «Отче наш» мы пойдем вперёд, посмотрим на Иисуса молящегося. Иисус молится. В Евангелии от Луки, например, описание преображения начинается с момента молитвы. Сказано так: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (9,29). И каждый этап в жизни Иисуса будто движим дыханием Святого Духа, руководящего Им во всех Его действиях. Иисус молится во время крещения в Иордане, обращается к Отцу перед тем, как принять самые важные решения, часто удаляется в одиночестве, чтобы помолиться, заступается за Петра, который вскоре предаст Его. Сказано так: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк 22,31-32). Это утешает: знать, что Иисус молится за нас, молится за меня, за каждого из нас, чтобы не оскудела наша вера. И это так. «Отец, Он по-прежнему так делает?» По-прежнему делает, перед Отцом небесным. Иисус молится за меня. Каждый из нас может сказать это. И мы можем даже сказать Иисусу: «Ты молишься за меня, не прекращай молитву о том, что мне так нужно». Вот так смело.

Даже смерть Мессии погружена в атмосферу молитвы настолько, что часы страстей оказываются отмечены удивительным спокойствием: Иисус утешает женщин, молится за тех, кто Его распял, обещает рай доброму разбойнику и испускает дух со словами: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23,46). Молитва Иисуса, кажется, смягчает самые бурные эмоции, жажду мести и отмщения, примиряет человека с его самым злейшим врагом –  примиряет с тем врагом, что зовется смертью.

И именно в Евангелии Луки мы находим просьбу, выраженную одним из учеников, чтобы Иисус научил их своей молитве. Он говорит так: «Господи! Научи нас молиться» (Лк 11,1). И мы видим Его молящимся. «Научи – и мы тоже можем так сказать Господу – Господи, Ты молишься за меня, я знаю, но научи меня молиться, чтобы и я мог это делать».

Из этой просьбы «Господи! Научи нас молиться» рождается довольно обширное наставление, в котором Иисус объясняет своим, какими словами и с какими чувствами следует обращаться к Богу.

Первая часть этого наставления – это собственно «Отче наш». Молитесь так: «Отче наш, сущий на небесах». «Отче»: это слово так приятно произносить. Мы можем всё время молитвы провести только с одним этим словом: «Отче». И чувствовать, что у нас есть отец: не хозяин, не отчим. Нет, отец. Христианин обращается к Богу в первую очередь со словом «Отче».

В наставлении, которое Иисус дает своим ученикам, любопытно остановиться на некоторых рекомендациях, венчающих текст молитвы. Чтобы придать нам уверенности, Иисус объясняет некоторые вещи. Чтобы придать уверенности в молитве. Их суть — это подход верующего в молитве. Например, есть притча о друге, который неожиданно пришел и разбудил всю спавшую семью, потому что к нему вдруг вернулся из путешествия человек, а хлебов для путника в доме не было. Что говорит Иисус о том, кто стучится в двери и будит друга? Что говорит Иисус? «Если, говорю вам, – поясняет Иисус – он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк 11,8). Этим Он хочет нас научить молиться и быть упорными в молитве. И сразу после этого Он дает пример отца, у которого сын хотел есть. Все вы, отцы и дедушки, присутствующие здесь, когда сын или внук у вас что-то просят, хотят есть и просят, и просят, потом плачут, кричат, хотят есть: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (ст.11). И вы все знаете, каково это: когда ребенок просил, а вы давали ему есть то, что он просил, ради его же блага.

Этими словами Иисус дает понять, что Бог отвечает всегда, что ни одна молитва не останется неуслышанной. Почему? Потому что Он – Отец, и не забывает о своих страдающих детях.

Верно, что эти утверждения ставят нас в сложное положение, потому что у многих наших молитв, кажется, не было никакого результата. Сколько раз мы просили и не получали – а такой опыт есть у всех – сколько раз мы стучали, а дверь оказывалась запертой? Иисус говорит нам, что в такие моменты надо настаивать и не сдаваться. Молитва всегда преображает реальность, всегда. Молитва преображает, всегда, преображает реальность. Если не меняются вещи вокруг, по меньшей мере меняемся мы, меняется наше сердце. Иисус обещал дар Святого духа каждому молящемуся.

Мы можем быть уверены, что Бог ответит. Единственное, что неясно, это время, но мы не будем сомневаться в том, что Он ответит. Возможно, нам надо быть настойчивыми всю жизнь, но Он ответит. Он обещал нам: Он не подобен отцу, который подаст змею вместо рыбы. Нет ничего более явного: желание счастья, которое мы несем в наших сердцах, исполнится. Иисус говорит: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк 18,7). Да, защитит, выслушает нас. Какой это будет день славы и воскресения! Молитва теперь – это победа над одиночеством и над отчаянием. Молиться. Молитва меняет реальность, не забывайте об этом. Или меняет вещи, или меняет наше сердце, но всегда меняет. Молитва теперь – это победа над одиночеством и над отчаянием. Это все равно что видеть каждый фрагмент сущего, роящийся в оцепенении истории, в которой мы порой не понимаем причину. Но всё в движении и в пути, и что есть в конце каждой дороги, в конце каждого пути? В конце молитвы, в конце времени, пока мы молились, в конце жизни: что есть? Есть Отец, ждущий всё и всех с распростертыми объятиями. Посмотрите на Отца. Спасибо.

Источник (ит.): vatican.va

Перевод подготовлен и предоставлен для публикации Радио Мария Беларусь

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии