«Песня про маму» или Два слова об инфантилизме

В наши дни, пожалуй, нет родителей, которые не знали бы слов этой песни. Она звучит на детских утренниках и городских праздниках, ее исполняют многочисленные детские коллективы и взрослые исполнители, желающие пробить слушателей на слезу. Уже мало кто помнит, что «Песня про маму» пришла из первого советского детского мюзикла «Мама».

Этот весьма популярный фильм появился на экране в 1974 г. и был снят румынским режиссером Элизабет Бостан, обладавшей, как говорили критики, невероятным чутьем на все, что касается детской аудитории. Ее фильмы смотрелись на одном дыхании и вспоминаются многие годы. Мюзикл «Мама» с самого начала был необычным проектом. Его одновременно снимали на трех языках: русском, румынском и английском. И актеры не отделывались озвучкой, а снимались в каждой сцене на каждом из трех языков отдельно. Фильм был даже по-разному смонтирован, в зависимости от особенностей аудитории.

Сценарий к фильму написали Юрий Энтин и Василика Истрате. Энтиным же были написаны и слова к популярной песне о маме.

Мама – первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Сейчас распространено мнение, что настоящих мужчин все меньше и меньше, что в сорок лет мужчина нередко ведет себя как подросток, боясь ответственности и взрослых решений. Мы, конечно, можем говорить о засилье «женской культуры», воцарившейся в нашей стране после Второй Мировой войны, когда мужчин стало меньше, и женщины вынуждены были восстанавливать страну и растить мальчиков. Так то оно так, но встает вопрос: как растить мальчиков? У меня нет готового рецепта. Могу только поделиться своими наблюдениями и замечаниями.

Во-первых, многие знают, что «папа» – первое слово детей, растущих в полных семьях. Этому множество объяснений, но самое простое и лежащее на поверхности в том, что малышам на начальном этапе становления речи свойственно звукоподражание. Мамы, которые больше времени проводят с ребенком, говорят о папе, о том, что он скоро придет. И ребенок воспринимает простое звуковое сочетание «папа» как что-то ожидаемое, радостное и желанное. В старину даже примета смешная была: если у ребенка первое слово «папа», значит, второй ребенок будет мальчик, а если «мама» – то девочка.

Во-вторых, стоит обратить внимание на исполнительницу этой песни. Не на актрису Гурченко, а на саму Козу. Она, между прочим, мать – одиночка, у которой пять козлят. Где же бродит, с позволения сказать, Козел? Почему он оставил семью, где столько малышей? Предположим «счастливую» версию – его съели. И что делает Коза? Она старается привязать своих детей к себе максимально прочными нитями. Современные психологи бы сказали, что она не смогла конструктивно пережить утрату и отпустить супруга. Хотя, конечно, ее поведение больше похоже на поведение разведенной женщины, сильно разочаровавшейся, но все еще надеющейся…

Коза создает четкую привязку детей к себе, играя на самых нежных и болезненных чувствах. Мама – главное слово в каждой судьбе! Потому что она тебе жизнь подарила. Мир подарила. А ты, козлик неблагодарный, куда стремишься к лучшей жизни! Перед нами мир, вывернутый как чулок. Почему мама жизнь подарила? Она что, тяжкую повинность исполняла? Ведь нет же! Мама жизнь подарила, потому что очень мужа любила, потому что от этого замечательного человека хотела детей, у которых будут такие же, как у любимого ушки, носик, глазки и еще что-нибудь. Она жизнь подарила, потому что любовь не может жить без творчества и самовыражения!

И второй момент, на который стоит обратить внимание: вопрос о том, дарить мир или нет, решает мама. Она – истина в последней инстанции, самый взрослый человек, принимающий окончательные решения. Мама – господин нашей жизни, главное слово в нашей судьбе.

Только не подумайте, что все проблемы современного инфантильного общества в одной песенке из одного фильма! Просто в этой песне некая тенденция. Подмена понятий веры удобными клише. И отражение удобной психологической модели, в которой ребенок может расти развиваться только в определенных рамках. Главное – в этих рамках он никогда не становится достаточно взрослым!

Так бывает – ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок её –
Лишь под утро мама уснет.

Бессонные ночи бывают у каждой мамы и у каждого папы, любящего свою жену и стремящегося ей помочь. И плачут мамы по ночам не только из-за маленьких детей, которым не могут сутками сбить температуру. Только не надо воспринимать это как подвиг! Так делали женщины испокон веков. В этом наше предназначение и об этом не нужно петь слезливых песен. Для женщин слезы – это нормальная реакция на стресс. В них нет не выражения любви или заботы, разве что отчаяния и бессилия. Вся проблема мам в том, что мы переживаем эти болезненные состояния сами по себе. Мы боимся побеспокоить мужа, потому что у него и так проблем хватает, забывая при этом, что мужской трезвый взгляд иногда спасает от слез лучше любого успокоительного. И мы боимся побеспокоить Бога. Т.е. все мамы просят Бога о здоровье и счастье для своих детей. А вот отдать своего ребенка Богу, то, что в психологических группах называется «препоручить», уже куда сложнее. Вдруг Он услышит, и все в жизни МОЕГО малыша пойдет не по моему сценарию.

Так бывает – если случится вдруг
В доме вашем горе – беда,
Мама – самый лучший, надежный друг –
Будет с вами рядом всегда.

Конечно, это же нормально, что взрослый мужик, роняя тапки, бежит прятаться от «горя, беды» к маминой юбке. Он не думает, что в подобной ситуации нужно встать на защиту жены и детей. Впрочем, это же можно сказать и о женщинах, которым стоит искать поддержку у мужа, а не мчаться к маме. И потом, если у тебя уже свой дом, значит, мама уже живет отдельно и имеет право на свою личную отдельную от чада жизнь. Это совсем не значит, что не надо от нее ждать и просить помощи, но стоит подумать: а ты –то чем можешь помочь маме.

Ну и, конечно, прекрасна фраза о том, что мама будет рядом всегда. Да не будет! И главное: не должна быть! Мама должна знать свое время и уйти. Нет, не на кладбище, а освободить место для любви, внимания и заботы другой женщине. В старину говорили: дочку растишь для себя, а сына – для другой. Зачем лезть в жизнь молодых? Зачем в ней быть всегда? Другой вопрос: что значит «дочку растишь для себя» – получается, в ее жизнь можно лезть беспрепятственно. Речь в данном случае идет как раз о помощи. Дочка, родив ребенка, скорее обратится за помощью к своей маме, привычки и навыки которой ей понятны и знакомы, чем к чужой женщине. Впрочем, в нашем мире прежние установки и взгляды уже практически не действуют.

Так бывает – станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,
Как и прежде, – милый малыш.

Вот он, заключительный аккорд нашего инфантилизма. Плевать, что тебе сорок, для мамы – ты все тот же бутуз в подгузнике, неопытный и несмышленый. Это прямо мантра какая-то: не взрослей, не взрослей, не взрослей!

Слушая песню, мы умиляемся. А столкнувшись в обыденной жизни с проявлениями того, что она воспевает, почему-то злимся. Противно, когда в общественном транспорте мужчины не уступают место. Противно, что разучились придерживать двери и подавать руку при выходе из автобуса даже девушкам, за которыми ухаживают. Это не борьба за равенство полов. Просто перед нами «милый малыш», за которого мама тащила ранец из школы, которого сажала в метро, а сама стояла над ними с подгибающимися от усталости ногами.

И в заключении еще один момент. В этой песне мама отчаянно претендует на место Бога. Да, для Бога все мы – дети, но каждому из нас Он желает зрелости. К Нему всегда можно прийти, прижаться, пожаловаться и поплакаться, и … Пойти дальше, наполненным радости и желания жить.

Сейчас очень модно говорить о внутреннем ребенке, о ранах, которые он должен исцелить. Все это так. Но нужно позволить этому ребенку взрослеть, нужно жить своим возрастом и благодарить за него Бога, потому что когда в тридцать-сорок-пятьдесят, ты все еще мал и страдаешь от ран своего детства, то на что была потрачена жизнь? И почему все это время она была столь закрыта для Бога? Почему святые не пережевывали свои прежние детские обиды? Почему они не изыскивали в себе внутреннего детства? Потому что в них была совсем другая формулировка: для чего мне Бог дал все это и как я могу ответить Ему? В ответ путь зрелой личности: выйти навстречу Богу, чтобы ответить Ему. Как Мария, Мать нашей веры.

И тогда, по крайней мере, припев этой песни советских времен зазвучит несколько иначе и совсем с другими акцентами.

Анна Гольдина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии