Понимание зависимости и опыт Католической Церкви в США

Психолог-консультант, основатель и директор Католического института психиатрии в Коннектикуте профессор Грегори Боттаро часто встречает клиентов, которые борются с наркозависимостью или зависимостью от иных веществ. Профессор Боттаро отмечает, что одна из проблем зависимости – это распространенное заблуждение о том, что зависимость – это слабость характера и силы воли. В разговоре с EWTN News он добавил: “Клиенту нужно признать, что, фактически, зависимость – это психическое заболевание. Так что когда человек, который находится в зависимости, может сесть и обсудить свои проблемы, то тем самым он борется с химическими веществами в головном мозге, работа которых нарушена, поэтому так важно подходить к решению этой проблемы с нескольких сторон».

Профессор Боттаро отметил, что злоупотребление веществами и нарушение в поведении должны достичь определенного уровня, чтобы они были признаны зависимостью. Обычно человек считается зависимым, когда он неконтролируемо зависим от веществ или стиля поведения, и продолжает вести себя так или принимать вещества, даже несмотря на негативные последствия и желание прекратить.

Так же как у зависимых людей вырабатывается привыкание к веществам и им уже необходимо больше этого вещества, чтобы достичь того же самого эффекта, поведенческая зависимость вызывает привыкание, например, порнозависимым людям требуются все более жестокие видео, чтобы достичь того же уровня облегчения.

Эрик Вагениус является основателем программы Substance Abuse Ministry Scripts (SAM Scripts) – это основанное на вере и Св. Писании служение, призванное помогать в процессе исцеления от зависимости с момента признания того, что у человека есть зависимость и до времени, когда человек может обратиться за профессиональной помощью. На протяжении десятилетий Вагениус участвовал в этом служении, после того как сам вылечился от алкогольной зависимости. Вагениус утверждает, что первый шаг к избавлению от этой проблемы – это признаться самому себе в том, что зависимость существует.

В разговоре с EWTN News он сказал: “Я твердо убежден, что такое служение должно быть частью церковной миссии. Осознание, что тебя поддерживает община верующих, помогает снять позорное клеймо с этой проблемы. К сожалению, мне часто приходится слышать, что эта проблема не имеет к католикам никакого отношения. Но я готов поспорить, что каждый верующий хоть раз находился в зависимости”.

Как отношение к этому имеет вера?

Вера лежит в основе многих программ по реабилитации. У одной из самых распространенных программ по реабилитации, программы Анонимных алкоголиков, христианские корни – один из ее основателей Билл Уилсон пережил духовное пробуждение, после того как из-за своего пристрастия к алкоголю попал в больницу в 1934 г. Он присоединился к Оксфордской группе, неденоминационному христианскому движению, популярному тогда в США и Европе, и стал одним из основателей программы Анонимных алкоголиков. Принципы Анонимных алкоголиков, строящиеся на самоанализе, признании своих недостатков и возмещении причиненного вреда, черпают свое начало из учения Оксфордской группы.

Сегодня для членства в этой группе не требуется быть приверженным определенному вероисповеданию, тем не менее она все еще считается духовной, хотя и религиозно не преференциальной группой. 4 из 12 принципов Анонимных алкоголиков напрямую упоминают Бога, и 12-ый принцип призывает к “духовному пробуждению, к которому привели эти шаги”.

Вагениус рассматривает зависимость как духовную борьбу. Он добавил: “Мы боремся с духовной болезнью, и поэтому Церковь должна принимать в ней непосредственное участие”. На сайте SAM “зависимость” определяется как духовная болезнь, которая отделяет человека от самого себя, родных, близких и Бога. Служба SAM заключается в том, чтобы помочь восстановить эту связь через образование, предотвращение, направление и семейную поддержку.

Профессор Боттаро отметил, что он также прибегает к принципам веры в программе реабилитации. Он добавил, что его очень вдохновила речь католического автора Кристофера Веста, специализирующего в области теологии тела.

Он говорил, что у нас есть желания, и наши желания ненасытны. Господь сотворил нас с этим желанием большего, и с этим желанием мы можем сделать одно из трех… мы можем стать стоиками, зависимыми или мистиками. Стоик игнорирует это желание, пытается подавить их и делает вид, что их не существует. Зависимый пытается заполнить эти желания тем, что предлагает окружающий нас мир; мистик направляет желания к Богу, и здесь-то мы вступаем в тот мистицизм, превосходя конечность этой жизни.

Тем не менее профессор Боттаро отмечает, что это все еще слишком отстраненное понимание этой совершенно реальной болезни. Существует несколько католических программ, которые предлагают конкретную помощь для борьбы с любыми зависимостями.

 Католические программы по реабилитации

В качестве наименее интенсивной программы, профессор Боттаро разработал 8-недельную онлайн-программу “Католическая осознанность”, доступную любому. Традиционный подход к излечению дополняется католическим пониманием упования на Божественное Провидение. По его словам: “Если подумать о понятии “осознанность”, то оно означает, что вы тренируете свой мозг понимать и осознавать, что вы в безопасности, потому что наша тревожность была заложена Богом как реакция на опасность. Проблема в том, что мы злоупотребляем этим, мы испытываем тревожность даже тогда, когда мы вне опасности. Осознанность, по своей сути, – это способность обращать внимание на то, что сейчас действительно важно заставить свой мозг понять, что человек находится в безопасности, и это регулирует химические процессы в мозге. С точки зрения Католического учения мы в безопасности, потому что у нас есть Отец, Который любит нас, Который заботится о нас, и для нас это причина, чтобы доверять Ему и верить, что все будет хорошо”.

Вагениус называет тех, кто помогает в этой программе, командой SAM. Эти люди делятся своим временем и талантами, разговаривая с зависимыми людьми, проводя встречи, давая этим людям надежду, приводя их к исцелению и покаянию. Команда SAM предлагает людям, ищущим помощи, безопасное место в приходе. Члены команды могут и не участвовать в программе реабилитации, но они должны знать, что такое зависимость, и быть одобрены настоятелем прихода.

Формы служения могут отличаться в разных приходах, это зависит от тех, кто находится в команде и от того, в чем нуждается конкретная община верующих. Программа Вагениуса – это лишь базовый формат, а уже приходская команда SAM разрабатывает свое собственное направление, основываясь на их собственных нуждах.

Может случиться так, что человеку понадобится более интенсивная работа, или амбулаторная психотерапия, посещение групповых консультаций или даже стационарное лечение.

Реколлекционный центр св. Григория в Адайре, Айова – это католическая программа со стационарным лечением для взрослых, злоупотребляющих какими-либо веществами.

Программа предусматривает стационарное лечение, отдельно для женщин и мужчин; в ней применяется “целостный” подход к лечению, который объединяет в себе методы лучших исследований в психиатрии, здравоохранении и социальную поддержку.

В процессе лечения от нехимической зависимости задействованы четыре стороны жизни: биологическая, физиологическая, социальная и духовная.

Важной частью программы, помимо психологических консультаций, социальной деятельности и физических упражнений, является ежедневное участие в Мессе и регулярное поклонение Пресвятым Дарам.

Натали Катальдо, Директор по приему в реколлекционном доме Св. Григория, в разговоре с EWTN News отметила, что обращение к духовной стороне имело положительный результат в процессе реабилитации. В интервью EWTN News она сказала: “Исследование показало, что людям легче преодолеть зависимость, когда они ведут глубокую духовную жизнь. У многих людей, которые к нам обращаются, было непростое прошлое. Наши гости могут попросить прощения с помощью таинства исповеди. Таинство исповеди позволит им познать себя и понять себя. Это помогает им почувствовать, как они избавляются от своего прошлого, вырабатывают новый образ жизни, которому они могут следовать и который позволит делать правильный выбор”. Для тех, кто уже прошел реабилитацию, существуют программы, которые направлены на то, чтобы облегчить возвращение к нормальной жизни.

Профессор Боттаро работает в одном из таких учреждений в Коннектикуте, это специальная программа для молодых людей, “верующих и неверующих”, которые завершили реабилитацию. В программе участвует община, которая следует 12 шагам и поддерживает друг друга для менее болезненного возвращения к повседневной жизни, община также ежедневно принимает участие в Святой Мессе и часто участвует в Адорации.

Основная преграда на пути зависимых людей – это отрицание проблемы и принятие этой проблемы как слабости. Профессор Боттаро считает, что повышение уровня образования и понимание со стороны верующих людей могут сломать эти преграды.

Он добавил: “Важно чувствовать поддержку и понимать, что есть другие пути для борьбы с зависимостью – это не только молитва, или просто ее переживание, выживание для того, чтобы увидеть, как низко ты можешь пасть, прежде чем попросить о помощи. Если ищешь помощи, то открываются разные возможности”.

Источник (англ.): EWTNnews

Перевод: Дарья Жуковская

Фото: Shutterstock

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии