Профессор Пабло Мартинес: «Познание Христа через красоту природы»

Профессор из Испании Пабло Мартинес, рассказывает, как ему для себя удалось примирить веру и науку, которые представляют собой два пути для распознавания мудрости Бога.

Профессор Пабло Мартинес – католик, исследователь, профессор экономики природопользования в университете. История профессора Мартинеса началась много лет назад, когда он созерцал красивые пейзажи в одной из деревушек Андалузии, в Испании.

Мартинес лично рассказывает о своем опыте: “Я влюбился в леса и решил стать лесником. На втором курсе моего обучения лесоводству меня пригласили провести лето в Африке, в городе Найроби, Кения. Однажды я пришел в дом Матери Терезы для умирающих, бедных и брошенных людей; он находился в самом бедном, в самом грязном районе, в котором я когда-либо бывал. Я играл на гитаре для детей, когда увидел, что ко мне приближается какая-то тень. Сначала я подумал, что это была собака, потом я увидел, что это девочка. Она не могла стоять, потому что болела полиомиелитом. На спине у нее был горб, и она не была очень красивой, по крайней мере, с первого взгляда. В моей голове промелькнула мысль: то, как она живет – это неприемлемо… Потом во время моей игры на гитаре она прикоснулась ко мне и улыбнулась. Каждый раз, когда я вспоминаю об этом случае, я переживаю сильные эмоции. Этот случай подействовал на меня, как заряд электричества, у меня появилось настойчивое желание любить жизнь за пределами ее внешности, и у меня все еще есть это желание.

Я работал в некоторых организациях Pro-life; к концу моего обучения в университете я уже был волонтером в экологической программе и программе развития в Центральной Америке.

Через несколько лет мне дали стипендию Фулбрайта для продолжения обучения в сфере экономики природопользования в Сиракузском университете в Нью-Йорке. Профессор по экономике природопользования однажды сказал мне: “Ели хочешь всерьез работать со мной, ты откажешься от своей веры. Я все могу объяснить с позиции термодинамики… Бог – это просто энергия”.

Мой проблема тогда касалась не только стохастического объяснения происхождения Вселенной, и не только причин, продиктованных термодинамикой, которые говорят о необходимости девственности в древних племенах, основываясь на взаимосвязи травы, козлов, количества жен, брачного возраста и потомства, откуда следует вывод, что выживание полупустынного средиземноморского племени зависит от добычи доступной еды. Это была проблема и другого уровня. Меня окружали сотни храмов разных религий. Более того, вокруг не было ни католических священников, ни католических символов, и это на фоне того, что раньше я жил среди глубоко верующих людей в католической школе и Католическом университете. У меня был кризис веры: моя религия настоящая? Или одна из многих? Или это только моральный устав, чтобы мы могли жить в обществе? Может ли моя религия найти ключ к экологическому кризису? Спустя несколько месяцев работы с моим уважаемым профессором я стал неверующим.

Я фактически потерял свою веру после нескольких разговоров с некоторыми профессорами о природе, экологии и науке. Одни профессоры объясняли все через экологию и эволюцию, что, в конце концов, приводило к тому, что все может быть объяснено термодинамикой. Другие прибегали к голому рационализму – там, где отметаются все чувства – который казался единственным верным способом для получения знаний. Мне казалось, что моя вера основана на чувствах, а они не могут считаться убедительным источником знания; с болью в сердце по указанным причинам я решил присоединиться к другому мировоззрению, но в то же время я пытался рассудить, что я могу взять из той традиции, чтобы избежать полного разрыва с ней.

После этого меня пригласили работать в Католический университет в Авиле, Испания. Там я познакомился с моими друзьями Рамоном, Глорией, Луисом и Мерче из движения “Общение и Освобождение”, основанного отцом Луиджи Джуссани. Мы работали вместе. Тогда наш декан попросил меня написать о проблеме охраны природы, проблеме, которая меня очень волновала, и сравнить это с тем, как позиционирует себя в этом вопросе Католическая Церковь. Он просил меня быть честным, и в тот момент я подумал, что меня уволят, когда я доберусь до самой сути.

Я несколько лет работал над этой задачей, и меня очень удивили полученные ответы. Церковь дала мне осознание, которое  было необходимо таким экологам как я и экологическим движениям, и в то же время это дало мне ответ на тот вопрос, из-за которого я перестал быть верующим в Нью-Йорке. Должен признать, что я понял все это благодаря моим друзьям.

Я написал об этом книгу на испанском: (La tierra prometida: Una respuesta a la cuetión ecológica). Затем в Гарвардском Университете я все лето изучал то, что теперь принято называть “экотеологией”, а потом преподавал в Йеле управление природными ресурсами. Я сравнивали основу научных утверждений с размышлениями отца Джуссани. К этому времени я уже стал членом движения “Общение и освобождение”.

Читая о. Джуссани, я понял то, что было необходимо преодолеть моему разуму и личности, чтобы достичь примирения между католической верой и взглядами на экологию. Дон Джусс (так его называли среди друзей) попросил меня заглянуть в себя и без каких-либо предубеждений найти “подлинное” основание внутри себя, из-за чего я хочу охранять природу. Его работы помогли мне понять, что за красотой скрывается не только отчаянная и напрасная жажда бесконечности, вечности в научном смысле, но, что более важно, настоящее проявление любви: нас привлекает вечность той красотой, что мы находим вокруг нас, и мы можем следовать по этому пути, обнаруживая согласие между “сердцем” и этой вечной тайной. Фактически, среди многих других путей, этот “бесконечный” преображает нас через красоту природы. Мою задачу в управлении природными ресурсами, их сохранении и возобновлении можно оправдать тем, что ее можно достичь в соответствии с моим глубоким стремлением к бесконечности, не считая себя при этом иррациональным или безрассудным. Благодаря дону Джуссу я существенно увеличил свои доводы для понимания самого себя, и таким способом он показал мне значение моей жизни, значение отношений с людьми и значение моей работы в их связи с возобновлением окружающей среды.

С позиции моей веры я могу сказать, что Христос пришел в этот мир, чтобы открыть, показать и утвердить соотнесенность между нами и Божественной тайной. Как сказал бы о. Джуссани, Он пришел в этот мир, чтобы уверить нас, что “наша надежда на красоту или жажда красоты не будет потеряна”.

Мне хотелось бы привести слова Альберта Эйнштейна, он однажды сказал, что “существует только два способа прожить эту жизнь. Первый: жить так, будто чудес не бывает. Второй: жить так, будто все в этом мире является чудом”. Католическая Церковь помогла мне лучше понять, что второе утверждение более разумное, чем первое. Вера помогла мне осознать, что это утверждение призывает нас жить полной жизнью; открываясь таким сюрпризам, спрятанным в природе, мы направляемся на путь Божественной тайны.

Источник (англ.): creatio.org

Перевод: Дарья Жуковская

Фото: www.mercadosdemedioambiente.com

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наталья Мария
Наталья Мария
6 лет назад

Интересно наблюдать параллели и парадоксы на тех путях, которыми Бог ведет к себе разных людей. Уважаемый профессор потерял веру в Бога, потому что его руководитель убедил его, что всё в природе объясняется термодинамикой и эволюцией. А меня именно теория эволюции, точнее принципиальные несообразности в ней, заставили задуматься о Творце.

Естественный отбор, который эволюционная теория считает основополагающим механизмом создания биоразнообразия и поддержания целесообразности в строении и функционировании живых организмов, основан на случайных мутациях и изменениях вероятностей выживания особей с разным набором признаков, в которых эти мутации проявляются. Понятно, что случайные процессы с равной вероятностью приобретают любое из возможных направлений, а законы термодинамики закономерно направляют любой случайный процесс по нисходящей: обесценивание энергии, увеличение энтропии, снижение сложности организации систем, в которых этот процесс происходит…

Но эволюция живых организмов демонстрирует нечто прямо противоположное: увеличение разнообразия, увеличение сложности строения, накопление и увеличение эффективности использования энергии… С самого детства жизнь, живое была для меня тайной, которую очень хотелось разгадать. Из-за этого я и поступила на биофак. В учебнике по дарвинизму и теории эволюции, по которому мы учились, было очень убедительно, я бы сказала – красиво, показано, как возникают частные приспособления организмов к разным параметрам среды обитания без увеличения сложности строения и физиологии организмов. Но там, где начинались рассуждения об эволюционной лестнице, о развитии от простых организмов к сложным начинался словесный “туман”, и место логики, каждый шаг которой проверен фактами, занимала метафизика, а то и вовсе философствование по принципу “так устроено, потому что таковы общие законы мироздания, о которых мы знаем, потому что видим, как это устроено”. Самой интригующей главой учебника была глава об ароморфозах – скачкообразных, без промежуточных вариантов, изменениях, которые выводят организм на более высокий уровень развития, и становятся основой для целого веера приспособлений уже на этом вновь достигнутом уровне. И в этой главе был раздел под названием “Творческая роль естественного отбора”. Уже по названию было понятно, какое неразрешимое противоречие заложено здесь заложено: как может “творить” случайный, т.е. по определению не имеющий внутренне заданного направления, процесс? Логически приемлемый ответ только один: никак. Должна быть направляющая сила, которая затрачивает энергию, и толкает процесс развития “вверх”, выбирая при этом, к каким “точкам” эту энергию приложить…

У меня ушло примерно 15 лет, заполненных биологическими исследованиями, чтобы утвердиться в тех подозрениях, которые заронило это абсурдное утверждение из учебника. Биология, как наука не объясняет тайны жизни. В лучшем случае, она помогает лучше узнать тот субстрат, который является носителем жизни. И надо признать, что это очень увлекательное узнавание! Но всё же не настолько увлекательное, как знакомство с Творцом, и знакомство с миром, как Его творением…