Сегодня захотелось поразмышлять о Любви к Богу. Часто задаешься вопросами: «не понимаю, что такое любовь ко Христу? Это ведь нечто совершенно другое, нежели чем «влюбиться в человека». Не знаю, люблю ли я Его?».

«Не знаю, люблю ли я Его?» – как часто мы задаемся этим вопросом. Иногда он кажется не таким уж и важным, но вспомним, какой вопрос задает Иисус Петру? Он не спрашивает о предательстве, не задает вопросов о причинах отречения, не интересуется дальнейшими планами апостола или глубиной его познаний; три раза звучит очень простой вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» — Бога больше ничего не интересует.

Человек любит искать «смыслы» в словах, так уж мы устроены. Перейти от эгоистического подхода к доверительному в отношении другого человека, а тем более Бога (некой абстрактной сущности) – сложно, иногда это кажется невозможным, ибо мы очень хорошо чувствуем нелогичность любви, да и эволюционные механизмы запрещают безоглядно отдаваться на волю чувства, которое отключает эгоизм и жаждет растворения в любимом. А Христос никогда не ведет нас к состоянию влюбленности, но всегда – к ЛЮБВИ: полной, всепоглощающей, вечной.

Иногда, когда мы читаем историю жизни женатой пары, «умершей в один день», и, примеряя эту ситуацию на себя, жаждем подобного счастья. А внутри, внутри живет ощущение неудачи и знание, что мы не готовы. К Любви? Нет. К тому, что делает возможной «любовь до гроба» — к труду во имя этой Любви, постоянному, ежедневному смирению нашей натуры во имя освящения бытия, ибо Любовь — это полное слияние — утоление жажды, ради которого стоит потрудиться.

Просто поверить в возможность того, что возможно быть любимым Богом – нелегкая задача. «Плевать нам на рай и на ад плевать, мы нежеланные божьи дети, ну и пусть!!!» – провозглашает Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе» — такова реакция современного человека на «молчание Бога» — обида. Обида всегда лежит в основе одиночества и чувства никому ненужности. Что-то нехорошее случилось давно: работающая мама «отдала» меня бабушке, первая любовь не сложилась, кто-то из родных внезапно умер, произошла встреча с подлостью, с насилием, с безразличием – и что-то в человеке ломается навсегда — маленький ребенок получает урок недоверия к миру. И в душе поселяется страх.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви». Вот и весь механизм «нелюбимости» — презумпция угрозы со стороны окружающего мира. «В страхе есть мучение» — как это верно. Варимся в своем недоверии, пытаясь просчитать вероятности развития событий и проигрываем, другие люди оказываются сильнее, хитрее, удачливее, а мы оказываемся в круге безнадежности одиночества, где Любовь просто не успевает вырасти, затоптанная страхом и гордыней. Мы сами отсекаем себя от возможности счастья. Захлопываем все двери при первом же признаке «угрозы» нашему страху.

Мучительная и безнадежная ситуация? Кажущееся молчание Бога на что? – на рёв нашего эго. Разве услышишь за ним звук ветра, биение крыльев, тихий голос Любви? Услышишь ли, поверишь в сказанное: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам»? – и только одно «условие»: наше желание принять Дар Духа Святого, Дар Любви. Очень люблю повторять эту фразу: есть лишь одно перед чем беспомощен Всемогущий Господь – мольба грешника о прощении. Искреннее и полное покаяние очищает нас перед Господом, освобождает сердце, которое становится способным вместить «бесконечное».

И опять, Иисус Сам объясняет, как любить Бога, терпеливо, обстоятельно, подробно (здесь нет нужды в цитатах). Как часто Господь призывает нас не злословить, не ненавидеть, не нападать, принимать, помогать, любить ближнего своего, не лгать, не убивать, не желать чужого и так далее? Бог что, печется о существовании общества, о соблюдении норм толерантности и сохранении государственного порядка? В каком-то смысле безусловно, но, улыбнусь, да, Он тут эгоистичен, как как обычный влюблённый. Почему? Потому что очень хочет быть с нами. Хочет, но «не может».

Ах, заповеди, пресловутые заповеди, «невыполнимые», «невыносимые» – зачем они, если наша жизнь и так тяжела? Затем! Чтобы Бог смог приблизиться к нам, войти в то пространство, которое занято вопящим и дурно пахнущим эго, чтобы мы были здоровыми и цветущими в праведности, чтобы свет не гас от нашего гнева, но был виден окружающим. Любому влюблённому понятно, что нужно делать, чтобы понравиться любимому человеку: быть привлекательным, интересным, успешным, богатым и так далее. С Богом «схема» та же, правда, Ему наши человеческие дары не нужны, нужна суть – красоты, чистоты, щедрости, творчества.

Маленькие усилия каждый день (как у тех молодоженов-счастливцев, которые уже в начале супружеской жизни умеют уступать друг-другу в мелочах, гасить в себе своеволие и гнев, ради всей жизни) по смирению натуры приводят к закономерному результату – Бог становится всё ближе. Можно начать с малого: не позволять себе гневаться один день (ага, а вы попробуйте!), отказаться от того, что стало ежедневной телесной привычкой или попытаться совершать дела милосердия на обязательной основе. Начав этот Путь, очень быстро замечаешь, как тебя окутывает тепло Любви, Он становится ближе, а, узнавая и познавая любимого, мы стремимся углубить наше общение, и снова совершаем усилия, которые ведут к новой глубине отношений, к новой жажде – и к новой требовательности к себе.

Это никогда не просто (еще раз приведу пример с браком), и всё в нас будет мешать, но Господь не оставляет наедине с «невыполнимыми заповедями» и жестокостью мира. Он не облегчает нам задачу, но здесь и сейчас дает не только тепло и радость, но и способ общения, реализации и полного контакта – молитву.

Отрывок Евангелия от Иоанна 17, 1-11 можно разбирать бесконечно, настолько он богат на опыт и совет, каждая строка отвечает на какой-то из вопросов изголодавшейся по заботе и совету души, дышит заботой и любовью Иисуса обо всех нас («Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла», «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их»). Если же посмотреть на отрывок целиком, увидим удивительный подарок апостола: описание «КАК» молится Иисус. Давший нам текст молитвы (конкретный ответ на вопрос «какими словами молиться?») Господь, до того молившийся в уединении, удалявшийся от учеников для общения с Отцом, позволяет нам подсмотреть эту тайну общения. Он учит апостолов не словам, а принципу молитвенного разговора с Богом – откровенно проговаривает Ему свою нужду и боль, просит и за Себя, и за Учеников. Каждый из нас может воспользоваться этим примером, чтобы начать общение, которое изменит жизнь, наполнив ее до краев.

Бог есть Любовь. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», – так просто. Мне не придумать свой ответ на вопрос «что такое любовь ко Христу?». Подпишусь: это то, что можно познать и во что можно уверовать, и то в чем/в Ком можно пребывать. От себя лишь добавлю, что чем сильнее и глубже эта любовь, тем больше силы и влияния она имеет на нашу жизнь, творя иную реальность – для нас, любимых, уже не по нашей воле, но по воле Любящего бесконечно. Впрочем, что толку выдумывать собственные конструкции, если есть слова Любимого и любящих его. Иисус четко объясняет и показывает: что, зачем и как. Все Евангелия — это руководство по Любви с Богом (да простится мне этот термин), ответы на все наши вопросы: зачем, как пустить Бога внутрь, очистить Ему место, разжечь огонь, зажечь свет, поэтому стоит начать с «малого» — взять Слово Божие и попытаться увидеть взглядом влюбленного Слова Того, Чья Любовь изливается на нас с этих страниц, начать общаться… Как еще можно узнать кого-то? – Просто начать разговор.

Любовь Сумина

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о