Богословие в сказках: принцесса на горошине

Это одна из самых коротких сказок Андерсена. В ней столь мало деталей и персонажей, что она кажется скорее притчей для взрослых, чем волшебной историей для детей. Сам сказочник говорил, что «Принцесса» пришла к нему из сказок, услышанных в далёком детстве. Но в рассказе не так много осталось от фольклорного первоисточника. В русском переводе мы слышим убаюкивающие обороты, присущие сказкам, но вот разглядеть смысл и мораль этой истории не так-то просто.

Для начала речь идет о принце, жаждущем встретить настоящую принцессу. Нет ли у вас ощущения, что этот принц олицетворение гордыни? Королевство его невелико. Можно сказать, что его семья сохранила только титул. Потому что нигде ни разу не появляются слуги. Король с королевой все делают сами. Сами открывают дверь незваной гостье, сами застилают ей постель. Принц же объездил весь свет… Но не в поисках счастья! Он искал настоящую принцессу. Сам-то он был уверен, что является настоящим принцем. Ему не нужно было для этого проходить никаких испытаний. Он был уверен, что с ним точно все в порядке. А вот встреченные им принцессы как-то не того качества. То ли они недостаточно утонченные, то ли недостаточно нежные. Вполне вероятно, что они недостаточно богатые или недостаточно образованные. Как ни посмотри, принц во всем лучше их.

Вот ведь интересный парадокс: гордыня ищет свою вторую половинку. Но разве она не обречена на чванливое одиночество?

И вот однажды в грозу и страшную непогоду… Представили себе летний ночной ливень, когда ничего не видно, только всполохи молний? На улицу нельзя даже носу высунуть, чтобы не промокнуть до нитки. Но мы-то, читатели, сидим в тепле. Вместе с самовлюбленным принцем и его родителями. У нас весело пощелкивают дрова в камине. Мы почти что в раю. А на улице… Казалось бы, Андерсен просто описывает явление природы. Буквально в двух словах. Но при этом создается четкое ощущение двух миров, разделенных стеной. Мир, в котором царит уют и спокойствие. И «мир, открытый настежь бешенству ветров». Датский сказочник хорошо знал, каково это искать ночлег в непогоду. Он много путешествовал, объездил почти всю Европу. Кто знает, может быть, он тоже искал свою принцессу, но все ему попадались какие-то ненастоящие.

Гроза и буря – это образы ада и чистилища. Образы места, в котором царит холод и хаос. Именно оттуда приходит принцесса. Она не приезжает на карете, не скачет на коне и не плетется на ослике. Девушка приходит к дверям королевства измученная, голодная и промокшая насквозь. Никто ее не спрашивает, как же так получилось, что она одна на улице. У Андерсена есть сказка, в которой принцесса остается одна, отвергнутая и своим отцом-королем и искавшим ее внимания принцем. Сказка «Свинопас» заканчивается словами о том, что принц оставил плачущую глупую принцессу одну, а сам ушел в свое королевство, плотно закрыв дверь. Куда же пойдет несчастная всеми отвергнутая девушка? Сказка «Принцесса на горошине» словно бы продолжает эту историю. Безымянная принцесса… А, кстати, почему у этой принцессы, да и у других персонажей нет имени? Думается, это не случайно. Безымянность – естественный прием для притч. Он подталкивает читателей к тому, чтобы они примерили на себя те или иные роли, исполняемые героями истории. Одинокая принцесса в мокром платье может быть и девушкой в беде, обиженной жизнью ни за что ни про что. А может быть и человеком, наказанным по заслугам. Как это происходит в сказке «Свинопас». Может быть дурехой, убежавшей из дома… И вот теперь она словно бы пришла из чистилища. Струи дождя омывают ее и, казалось бы, по законам жанра она должна была войти в дом принца изменившейся, раскаявшейся. Но этого не происходит.

Принцессу укладывают спать и на доски под двадцать перин подкладывают горошинку. Вот этот маленький штришок роднит сказку Андерсена с ее фольклорным прародителем. На досках кровати оказывается не боб, не фарфоровая куколка, не монетка, ничего из того, что хоть как-то связано с христианскими поверьями того времени. На досках кровати оказывается именно горошинка, символ плодородия, с одной стороны. И символ все того же чистилища, с другой. Горошинка – это еще одно испытание в жизни принцессы. Ей снова предстоит сделать выбор. Но, видать, эту девушку жизнь ничему не учит. Проснувшись утром, она начинает жаловаться, что вся в синяках. И сразу становится ясно, что это настоящая принцесса, потому что так ныть может только весьма избалованная жизнью особа. Обычная девушка была бы благодарна за то, что ей в непогоду предоставили кров и ни словом бы не обмолвилась, что кровать была не столь удобна. Мало того, она сама могла бы поднять одеяла и перины и посмотреть, что же не так с кроватью. Но именно поэтому никакая другая девушка и не подходила принцу. Ему нужна была именно вот такая – неблагодарная. Из них получилась отличная пара – гордыня и неблагодарность, супруги поистине достойные друг друга.

Эта горошинка под грудой перин – своего рода гротеск, призванный обратить внимание читателей на изнеженность принцессы. От жестких досок реальности ее отделяет двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха. Двадцать – это число некоего равновесия. И в то же время два раза по двадцать, т.е. сорок – это число испытаний. Принцессу королева испытывает роскошью. Ведь не зря подчеркивается, что перины именно из гагачьего пуха, который с середины XVIII века стал пользоваться популярностью в среде богатой европейской знати.

«Горошина попала в Кунсткамеру. Она и поныне там, если никто ее не стащил». Этими словами заканчивается сказка. Ведь читатель знает, что Кунсткамера – это музей всяких редкостей. И вот горошина, помешавшая спать настоящей принцессе, оказалась настоящей знаменитостью, достойной храниться в музее. Горошина, ставшая своеобразным мерилом человеческой души.

Анна Гольдина

Иллюстрация: Татьяна Митрушова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии