Продолжаем разбор итогового документа Предсинодальной встречи молодёжи. Полный текст четырнадцатого пункта под названием «Укрепление инициатив»:

Мы стремимся к опыту, который бы углубил наши отношения с Иисусом в реальном мире. Успешные инициативы – это и есть опыт общения с Богом. Поэтому мы откликаемся на инициативы, предлагающие понимание Таинств, молитвы и литургии, чтобы адекватно делиться нашей верой и защищать ее в секулярном мире. Таинства – бесконечно ценный дар для нас, страстно желающих глубже осознать их значение в наших жизнях. Это касается и подготовки к браку, и Евхаристии, и подготовки к Крещению детей, и так далее. Из-за отсутствия четкого и привлекательного объяснения того, что на самом деле предлагают Таинства, некоторые молодые люди принимают их, не понимая и недооценивая. 

Вот пример плодотворных инициатив: такие мероприятия, как Международная Встреча Молодежи; курсы и программы, которые помогают неофитам; миссионерская деятельность; катехизация молодежи; ретриты и духовные упражнения; харизматические встречи, хоры и молитвенные группы; паломничества; спортивные христианские лиги; молодежные группы на уровне приходов и епархий; школа Библии; христианские группы в университетах; разнообразные приложения и множество движений и ассоциаций внутри Церкви. 

Мы приветствуем хорошо организованные, масштабные мероприятия, но понимаем, что не все мероприятия должны быть таковыми. Маленькие, локальные группы, где мы можем делиться вопросами и опытом, необычайно важны для роста в вере. Такие маленькие встречи способны заполнить пространство между масштабными акциями Церкви и приходами. Особенно они важны в странах, не столь открытых к христианству.

Социальные и духовные аспекты церковных инициатив могут дополнять друг друга. Мы также хотели бы принимать участие в социальных проектах, направленных на помощь и евангелизацию среди людей, страдающих от болезней и зависимостей. Также мы хотим находиться в диалоге с людьми других религий, культур, людьми из самых разных социальных и экономических контекстов. Церковь должна укреплять инициативы, которые борются с работорговлей и принудительной миграцией и наркоторговлей, что особенно актуально для Латинской Америки.

Перевод с английского: Николай Сыров

Над четырнадцатым пунктом размышляет Григорий Тюпа:

В самом начале настоящего пункта поражает акцент на том, что инициативы Церкви в первую очередь направлены на углубление понимания Таинств, молитв и литургии. Зачастую я вижу у себя, у моих друзей и у многих христиан по всему миру соблазн активной, бурной деятельности, в том числе общинной, на благо прихода, Церкви, имеющей целью обращение всего мира, помощь обездоленным и восстановление справедливости, однако, на опыте понимаю, что любая инициатива, внутри которой Господь и наша вера являются само собой разумеющимися и не направленная непосредственно на углубление моих личных отношений со Христом, в конечном итоге не приносит счастья и не спасает. В истории человечества и в личной истории каждого из нас мы можем заметить, когда Бог переставал для нас быть отправной точкой и одновременно смыслом жизни, как тщетны были наши усилия по достижению блага. Печальным, но всем нам знакомым итогом может быть лишь неудовлетворенность собою, миром, потеря желания, страсти, сухость сердца и как следствие – уход из общины. Тем больше поражает любовь авторов текста к человеку, напоминающих нам о нашем истоке; любовь, рожденная от Возлюбившего нас прежде и не оставившего нас наедине с нашими проектами: Господь явно присутствует в мире через Таинства Церкви и даёт нам Себя познать через участие в молитвах и литургии.

Не так давно, уже ведя взрослую и сознательную христианскую жизнь, будучи на каникулах с друзьями, я заново открыл красоту Литургии часов – веселая компания, интересные места и даже разговоры о Боге могли меня радовать, увлекать, но после, казалось бы, ничего не оставалось. Но момент совместной утренней молитвы так разительно отличался осмысленностью, серьезностью и несводимостью к чувственным переживаниям от всего остального дня, что, когда я вернулся домой, в свою повседневную жизнь, я не хотел начинать и заканчивать свой день без молитвы вселенской Церкви. Я все также могу быть рассеян и невнимателен, грешен и слаб на протяжении дня, однако, теперь в нем есть момент сознательности, так что просыпаться по утрам и засыпать вечером имеет смысл. Я могу чувствовать себя хорошо или плохо, могу благодарить Господа или быть с головой в претензиях, но Его любовь не зависит от моих мыслей и сам Он, Бог-тайна, гораздо больше моих представлений: мне намного интереснее узнавать Его Самого и получить то, что Он уготовал мне, увидеть, как Он спасет меня и весь мир. Инструменты для постижения Его воли – молитва, литургия и Таинства – Он воплотил в Церкви, а открывать ценность предложений Церкви для своей повседневной жизни, а значит – входить в общение со Христом, помогает община.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20) – этот метод сообщения себя человечеству избрал Бог, основав Свою Церковь на земле. В той или иной мере, в различных формах малые группы – общины существуют в каждом нашем приходе, объединенные ответственными и взрослыми в вере людьми вокруг Христа. Милосердие Бога, который не хочет потерять ни одно свое чадо, выражается в многообразии церковных объединений, имеющих свою уникальную харизму, но единых в своем основании. В период смены эпохи, сталкиваясь с новыми вызовами, Церковь всё также жаждет спасения каждого человека; таким образом из нужды внутри Церкви возникают новые формирования – Движения, рождаются местные группы по изучению Библии, приходские хоры и др.

Когда я, католик с детства и активный прихожанин, после выпуска из университета столкнулся с полным непониманием своего призвания и с ужасом признал, что Бог, Церковь и вера для меня всегда были лишь фоном, формальностью, я обратился с просьбой о помощи к своему епископу. Первоочередное и единственное, что он мне сказал тогда сделать для начала отношений со Христом и обретения смысла жизни – найти общину. Кажется, столь малый шаг тогда открыл мне новую жизнь, пробудил живой интерес к личности Христа, и как следствие – к своей судьбе.

Безусловно, родной приход и может быть той общиной, в которой ты встретишь ответы на свои вопросы и почувствуешь милосердное объятие Господа, однако, человеческое сердце всегда стремится к близким отношениям и откровенному проживанию жизни рядом с другим человеком, так что малые группы внутри поместной Церкви часто рождаются, отвечая на потребности людей. Это особенно актуально для крупных городов с большим количеством верующих. Удивительно, как, рожденные воодушевлением перед Христом и жаждой углубить пережитый опыт встречи, маленькие группы приносят великий плод: женатая пара, встретившись с прекрасным, хочет красивого музыкального сопровождения литургии и вокруг них рождается приходской хор; молодой человек, которому друг священник смог передать красоту литургии, организует сопровождение каждого богослужения в соборе, в которое с желанием вовлекаются прихожане.

К усилению таких инициатив призывает нас Церковь, но не как предложение по организации всё новых инициативных групп с далеко идущими планами. Документ предлагает обратить внимание на живущую реальность Церкви, узнать лучше своих братьев и сестер, которых дал Господь, а также открыть на опыте ценность участия в христианском общении для поддержания и углубления личной веры. Глобальные проекты по евангелизации, помощи больным, налаживанию контактов с людьми иных религий и национальностей становятся по-настоящему плодотворными, когда рождаются из любви ко Христу и как благодарная жажда ответа на Его любовь. Глядя на проблемы мигрантов, наркоторговлю, работорговлю и другие острые социальные проблемы современного мира, я думаю: как могу я помочь в борьбе с этой несправедливостью? «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19:26). Так будем просить у Богородицы укрепления доверия Её Сыну, собираясь по двое, по трое или большими группами.

Фото: aandbblog.blogspot.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о